ПОИСК
Политика

Луганский губернатор александр ефремов: «в финансовую пропасть можно падать бесконечно -- если лишь плакаться и бессильно разводить руками»

0:00 6 апреля 2000
Олег ТРАЧУК «ФАКТЫ» (Луганск)

Как ни горько, но так уж устроена жизнь: на ее нити появляются узелки, которые разделяют бытие на «до» и «после». И приходится сравнивать свое нынешнее мироощущение с тем, что было прежде. Как правило, горько становится от потерь и признания собственного бессилия что-то поправить, восстановить, наладить утраченное… Особенно, если дело касается человеческой жизни. Так уж вышло, что наш разговор с председателем Луганской облгосадминистрации Александром Ефремовым о положении в экономике области начался за два часа до взрыва на шахте имени Баракова Государственной холдинговой компании «Краснодонуголь». Это событие потрясло не только Украину. Взрыв унес в мир иной восемьдесят шахтерских душ. Скупые строки официального сообщения о случившемся не разделили -- разорвали течение времени. И вот ирония судьбы: свой рассказ губернатор начал как раз с этого угольного предприятия…

«До чего же трудно было объяснить людям, что деньги надо выбивать не из асфальта возле госучреждений, а из забоев!»

-- Посмотрите, как много мы говорим о сложностях возрождения отечественной экономики, с пессимизмом констатируя: это невозможно сделать в ближайшее время. Шахта имени Баракова в Краснодоне долго считалась самой неблагополучной не только в холдинге, но и во всей области. Именно отсюда уводили шахтерские колонны те, кто собирался по-своему пробовать власть на прочность. До чего же трудно было объяснить людям, что деньги надо выбивать не из асфальта возле госучреждений, а из забоев! Но нас поняли… И в прошлом году здесь выдано на-гора без малого полмиллиона тонн угля. План не только выполнен -- перевыполнен на 2 процента. Среднесуточная добыча составила 1282 тонны, а средняя зарплата -- 920 гривен. И выплачивается она регулярно. Мало того, погашается накопившаяся ранее задолженность: за последние пять месяцев она сократилась на два миллиона гривен…

-- Приятно, конечно, что на одной шахте дела выровнялись. Но ведь успешный эпизод всю картину хозяйствования радостной не делает. Как обстоят дела у холдинга в целом?

-- «Краснодонуголь» уже год сотрудничает с фирмой «Арс», получившей это право на конкурсной основе. Специалисты изучили проблемы, фирма сделала серьезные капитальные вложения. Среднесуточная добыча с 5,5 тысячи тонн выросла до 13 тысяч, а в ближайшее время достигнет пятнадцати. Это ли не сдвиг к лучшему? Особенно, если учесть, что добывают здесь сверхдефицитный и сверхликвидный коксующийся уголь, способный стабильно приносить «живую копейку»…

РЕКЛАМА

-- Встав два года назад к рулю областной власти, вы решили просчитать социально-экономическое развитие Луганщины вплоть до 2010 года. Так появилась региональная программа -- одна из первых в стране. Причем настолько удачная, что за основательность и фундаментальность подхода она не только была отмечена Президентом, но и, говорят, стала базовой для многих разработок Кабинета министров. Как выполняется эта программа? Верите ли вы в возможность возрождения индустриального потенциала, которым славилась Луганщина еще десять лет назад?

-- Нам не только удалось переломить тенденцию к спаду производства. Мы способны уже сегодня добиваться заметных результатов. Могу доказать это с цифрами в руках. 1998 год прошел в области без заметного роста, благополучие общих цифр отчетности во многом зависело от показателей работы какого-то одного предприятия. Начал понемножку подниматься Алчевский металлургический комбинат -- поползли вверх показатели. Но мы понимали: результаты будут куда ощутимее, если подтянуть все отрасли, заинтересовав предприятия в максимальном использовании местной сырьевой базы… И в прошлом году объем производства промышленной продукции в области вырос более чем на 9 процентов, то есть намеченное региональной программой перевыполнено в два раза. С приростом встретили 2000-й сразу больше половины всех городов и районов Луганщины. И важно, что показатели подросли во всех отраслях, за исключением топливной. Тенденция сохраняется и в этом году: по итогам февраля зафиксирован «плюс» в 20 процентов! Конечно, о преодолении всех накопившихся проблем говорить рано. Ведь по «теории спирали» развал идет в 3--5 раз быстрее, чем восстановление. И сегодня Луганщина едва вышла на уровень 1994 года, отнюдь не самого благополучного для края…

РЕКЛАМА

«Все-таки наличие у предприятия реального хозяина -- большое дело»

-- По поводу нашего экономического положения остряки мрачно шутят: «Есть только одна пропасть, в которую можно падать всю жизнь, -- финансовая»…

-- Конечно, можно падать бесконечно, если лишь плакаться: «Ой, все развалилось!» -- и бессильно разводить руками… А можно и прервать такой полет. Надо только поверить в собственные силы… И доказательство -- наметившееся оживление инвестиционных процессов в области. Львиная доля капитальных вложений (больше 80 процентов!) направлена на развитие и обновление производственного потенциала. Это ли не свидетельство того, что «люди с деньгами» начинают верить в необратимость процессов, инициированных и поддержанных местной властью? В течение одного года в эксплуатацию введены новые мощности по добыче угля и производству муравьиной кислоты, две телефонные станции на 12 тысяч номеров. А еще -- линии электропередач, газовые скважины, автомобильные дороги, жилые дома… И что показательно: капитал в развитие начинает вкладывать не только отечественный, но и иностранный предприниматель. К горному делу проявляют интерес австралийцы, готовые добывать в области уголь и золото, к крупногабаритным перевозкам -- французы. Положительную роль играют и закрепленные законодательно зоны приоритетного развития. Лишь бы гарантии, данные государством, не оказались блефом!

РЕКЛАМА

-- Это все хорошо. Но ведь не исключено, что ради демонстрации роста может опять начаться работа на склад, выпуск не слишком-то нужной потребителю продукции. Больно уж это заманчиво для тех, кто играет на повышение собственных политических дивидендов. Обман когда еще вскроется, а проценты -- вот они!

-- У нас оценка идет не по объемным показателям производства, а по реализации изготовленной продукции. Другое дело, что не все ладно с оплатой… Только шахтам холдинга «Ровенькиантрацит» потребители должны за отгруженный уголь свыше 180 миллионов гривен. Если бы эти деньги пришли на счета, удалось бы разобраться не только с задолженностями по зарплате шахтеров и бюджетников, но и с пенсиями. Да все социальные программы были бы «закрыты» финансами. Кстати, возрастная структура населения области такова, что самостоятельно наскрести всю причитающуюся пенсионерам сумму чрезвычайно трудно. Даже если стабильно выплачивается заработная плата! Когда же этот процесс сбоит, мы попадаем в крайне сложное положение. Хотя… Получали бы шахтеры свое заработанное -- разобрались бы.

-- Наверное, стабильно работающие крупные предприятия сейчас все-таки скорее исключение, чем правило?..

-- К сожалению. Но отрадно, что их становится больше. К Алчевскому меткомбинату и свердловскому «Интерсплаву» сейчас уже добавились луганская фирма «Стиль», которая своими швейными изделиями потихоньку завоевывает западные рынки, и Стахановский завод ферросплавов. Это предприятие, кстати, сегодня не только ведет реальную реконструкцию, но и выпускает даже больше продукции, чем в советские времена! И есть надежда, что скоро и по качеству выйдет на новые стандарты. Тем более, что реальный стимул к этому есть: представители предприятия выиграли судебный иск против властей США, ставивших преграды проникновению его продукции на территорию страны. Все-таки наличие у предприятия реального хозяина -- большое дело. Когда собственность не досталась даром -- только потому, что какой-то человек оказался в нужное время в нужном месте и, обладая некой информацией, смог «подсуетиться», а стоила реальных затрат, ее используют с большей эффективностью, не позволяя делу рассыпаться. По-моему, нехватка таких вот, настоящих хозяев -- основной недостаток прошедшей приватизации. Исправить ситуацию можно, жаль только, что времени уйдет на это много…

-- Сегодня многие жалуются на дефицит и высокую стоимость энергоресурсов -- мол, это и есть основной ограничитель роста производства. Как эта проблема решается в вашей оболасти?

-- У нас разработана программа энергосбережения, в рамках которой будет осуществлен комплекс проектов -- по внедрению нового экономичного технологического оборудования, повсеместному использованию контролирующих приборов и регуляторов. Эти инновационные программы будут осуществлены тем скорее, чем быстрее будут отменены налоговые льготы для отдельных видов энергоресурсов и страна перейдет на полную оплату стоимости потребляемой энергии. Ситуация нормализуется, когда мы уйдем от монополии в производстве и поставках энергоресурсов, когда начнется рыночная конкуренция в этой сфере. Но важно определиться и с общей политикой в отношении использования каменного угля как основного энергоносителя в стране. Чем не перспектива -- производить из него в промышленных масштабах газ и использовать его для выработки электроэнергии на миниэлектростанциях? Это могло бы снизить зависимость страны от импорта нефти и газа… Луганская облгосадминистрация уже инициировала данные проектные разработки.

… Приятный разговор об успехах и планах на ближайшее будущее, призванных закрепить достигнутое, превратив его из экзотического пока явления в стабильную экономическую политику, прервался. Тот роковой взрыв начал отсчет нового времени не только для губернатора, но и для каждого жителя области.

450

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров