Премьер македонии любче георгиевски: мы уже десять лет доказываем всем балканам, что можно достойно сохранять стабильность в стране
В начале этой недели в Киеве с официальным визитом находился премьер-министр Македонии Любче Георгиевски. На этом посту молодой, но довольно известный поэт и прозаик Георгиевски недавно. Главой правительства независимой Македонии он избран в прошлом году, который для всех македонцев стал настоящим испытанием из-за разразившегося на Балканах кризиса. Эта небольшая страна приняла на себя основную тяжесть по обеспечению нормального существования десятков тысяч беженцев из Косово. В результате экономика Македонии была парализована на несколько месяцев. Однако страна вышла из этой ситуации достойно и сейчас с успехом наверстывает упущенные возможности.
34-летний глава македонского правительства Любче Георгиевски в Украине впервые. Несмотря на довольно сжатые сроки визита и ограниченные возможности для ознакомления, восхищен нашей страной. И мечтает побывать в Украине в качестве туриста. Выпускник филологического факультета, он прекрасно понимает русский язык, хотя никогда его не изучал. Своих любимых писателей Достоевского и Булгакова читает на родном языке. Кстати, сына премьер-министра Македонии зовут Лев. Возможно, в честь русского писателя Льва Толстого
-- Господин премьер-министр, как вы оцениваете результаты вашего визита в Украину? Совпали ли результаты переговоров с тем, что вы планировали?
-- Я считаю результаты визита исключительно положительными. Это продолжение нашего хорошего, доброго приятельства, традиционной дружбы между нашими народами, которая получила подтверждение как во время визита Президента Украины господина Кучмы в Македонию в 1998 году, так и сейчас, но уже на премьерском уровне. Поэтому я считаю, что подписанные договоры и соглашения являются гарантией нашего успешного сотрудничества в будущем.
-- Торгово-экономические отношения между нашими странами активно развиваются, но, как говорится, нет предела совершенству. Какие пути дальнейшего развития этой сферы сотрудничества вы видите? В чем заинтересована Македония, и что она готова предложить Украине?
-- Большую часть нашего визита мы посвятили как раз экономическим вопросам. Украина для Македонии по объему товарооборота является восьмым партнером. Это говорит о том, что во внешнеэкономической политике мы достигли определенно высокого уровня. Пока что Украина имеет положительное сальдо торгового оборота, поэтому одним из обсуждавшихся нами вопросов было скорейшее подписание соглашения о свободной торговле. Должен вам сказать, что это выгодно обоим государствам, ведь сегодня большая часть товаров попадает в наши страны через третьи руки. Македония может предложить Украине продукцию аграрного сектора. У нас хорошо развита фармакологическая промышленность и, конечно же, пищевая. Что же касается наших интересов в Украине, то речь идет, в первую очередь, о продукции тяжелой промышленности.
-- Балканский кризис, насколько известно, серьезно подорвал экономику вашей страны, поскольку вся тяжесть обеспечения лагерей беженцев легла на Македонию. Какие вы видите пути выхода из этой ситуации?
-- Это была, по сути, шестимесячная блокада -- почти все народное хозяйство остановилось. Нам довелось пережить глобальные перемены макроэкономической политики. К счастью, после войны начался достаточно интенсивный период экономического развития страны. Прежде всего это было связано с Косово и силами НАТО, большая часть которых снабжается всем необходимым в основном из Македонии. Но при всем этом нам нужны новые рынки. Поэтому мы и приехали сюда.
-- Какую роль в экономике Македонии играет туристический бизнес? У вас великолепная страна, и грех было бы не воспользоваться этим фактом.
-- Как раз одно из соглашений, подписанных в Киеве, касалось именно туризма. К сожалению, пришлось констатировать, что туристический обмен между нашими странами находится на очень низком уровне. Гораздо больше македонских граждан посещало Украину в то время, когда она была в составе Советского Союза. Приблизительно так же обстоят дела и с украинскими туристами. Надеемся, что новое соглашение активизирует эти процессы.
-- Хорошей поддержкой экономики вашего государства станет финансовая помощь Евросоюза, выделяемая на восстановление Югославии после косовского кризиса, ведь Македония, как ближайший сосед, тоже примет в этом активное участие. И Украина неоднократно заявляла о своем желании помочь в восстановлении. Видите ли вы возможности такого сотрудничества?
-- Мы и не скрываем, что связываем большие надежды именно с Пактом стабильности (в Юго-Восточной Европе. -- Авт. ). Это касается не только Македонии, но и всех балканских стран. Первые хорошие вести мы получили из Брюсселя, когда узнали о выделении 2 млрд. 400 млн. евро для стран нашего региона. Это означает, что нас ожидает много мероприятий инвестиционного характера. Надеемся, что в следующем году на эти же цели появится какая-то новая сумма, возможно, даже большая. И мы предложили украинским бизнесменам присоединиться к этому партнерству, подумать, что мы можем совместно предложить.
-- Во время акций НАТО в Косово основная масса беженцев -- 370 тысяч -- хлынула в Македонию, что стоило вашей стране изрядных затрат. Какова сейчас ситуация в регионе вообще и в Македонии в частности? Все ли беженцы покинули уже вашу страну?
-- Да, мы пережили действительно тяжелое время. Практически за три месяца население страны выросло на 17 процентов. Это, естественно, сделало ситуацию в Македонии крайне напряженной -- как с социальной точки зрения, так и с политической. К счастью, война закончилась относительно быстро и так же относительно быстро беженцы стали возвращаться в свои дома. Сейчас на нашей территории находится порядка 10--13 тысяч беженцев. В основном, это люди цыганской национальности. Нам бы хотелось, чтобы и они вернулись к себе на родину, но они пока боятся это делать, и их опасения связаны с политикой. Мы верим, что при стабилизации в Косово эту проблему нам тоже удастся решить.
-- В Македонии, как и в Югославии, тоже проживают этнические албанцы. Как вашей стране удалось избежать втягивания в эту войну?
-- Вот уже 10 лет мы доказываем всем Балканам, что умеем достойно сохранять такую стабильность в стране. Один из механизмов -- демократичность внутренней политики, наличие представителей нацменьшинств в органах власти, что является большой редкостью на Балканах. Албанцы активно участвуют в управлении страной, у них есть свои политические партии. Мне кажется, именно это помогает нам избежать конфликтов.
-- Соглашаясь на размещение сил НАТО в Македонии во время Балканского кризиса, не опасались ли вы гнева Югославии?
-- В принципе, мы знали, что реакция будет негативной. Но, хочу подчеркнуть, Югославия вообще не очень корректно ведет себя в отношении Македонии. К сожалению, должен провести такую параллель: отношение Сербии к Македонии в чем-то напоминает отношение России к Украине. Сербия долгое время пыталась «не отпускать» Македонию, пять лет не признавала нашу независимость. Вопрос о демаркации наших границ до сих пор остается открытым, а Сербская церковь не признает Македонскую православную церковь. И хотя речь идет о двух православных народах, наши отношения совсем не идеальны. Так что реакция Югославии не была для нас неожиданной, но мы твердо стояли за идейную помощь международной общественности.
281Читайте нас в Facebook