Сесть на поверхность венеры советский исследовательский зонд смог лишь благодаря Большому конфузу
В космическом соревновании между СССР и США существовало своего рода джентльменское соглашение: Америка имела приоритетное право в изучении Марса, а Союз -- Венеры. В конце 1967 года четвертый по счету советский корабль, посланный к этой планете, казалось бы, выполнил поставленную задачу: вышел на ее орбиту, от него отделился спускаемый аппарат, который благополучно вошел в плотные слои атмосферы и, как посчитали на Земле, сел на поверхность, передав информацию о давлении, температуре и составе атмосферы. Успешным результатам полета была посвящена специальная конференция «Атмосфера планет Солнечной системы», которую организовали в Киеве. Наши ученые сделали подробный доклад. Затем слово попросил американец. После сделанных им замечаний зал замер. Из его слов следовало, что советская экспедиция к Венере на самом деле завершилась неудачей.
-- Коллега из США рассказал, что американский межпланетный корабль «Маринер-10», пролетавший невдалеке от Венеры, с помощью дистанционных методов зафиксировал давление на планете в 100 атмосфер и температуру 400 С, а наш аппарат, согласно сообщению московских ученых из Института космических исследований, почему-то сообщил о 20 атмосферах, -- говорит участник той конференции, профессор Александр Мороженко из Главной астрономической обсерватории Национальной АН Украины. -- Стали разбираться в причинах столь большого расхождения в результатах и выяснили: при проектировании зонда «Венера-4» советские специалисты исходили из того, что давление на поверхности планеты -- в пределах 20 атмосфер. В расчете на это они разработали парашютную систему, и зонд завис в атмосфере Венеры на высоте, где давление было именно таким. А ученые подумали: раз он дальше не опускается, значит, достиг поверхности. Ошибку устранили, и 15 декабря 1970 года аппарат «Венера-7» благополучно опустился на планету.
-- Какую информацию передал этот зонд?
-- Истинные показатели давления, температуры, скорости ветра, химического состава атмосферы и грунта. А в 1975 году зонд «Венера-9» передал телевизионное изображение пейзажа планеты.
-- Насколько ценны были полученные сведения?
-- Для науки они оказались бесценными. До начала космической эры мы даже не знали, за какое время Венера делает оборот вокруг своей оси. В телескоп она выглядит красиво -- шар с однородным серебристым блеском. Поэтому, кстати, греки назвали эту планету в честь богини красоты. Но для астрономов это сплошное серебристое покрывало облаков делало планету «черным ящиком» -- на ней ничего нельзя разглядеть. Облака на Венере никогда не рассеиваются, там даже днем царит полумрак. Учитывая это, на «Венере-9» для телесъемки специально установили подсвечивающую систему. Но в дальнейшем советские и американские космические аппараты, работавшие на орбите Венеры, с помощью радиолокации «взломали» покров облаков и позволили ученым составить подробную карту планеты. Оказалось также, что Венера совершает оборот вокруг своей оси за 243 земных суток, а вокруг Солнца -- за 224,7 земных суток, причем движется Венера в противоположном, чем Земля и другие планеты, направлении.
-- Участвовали ли украинские ученые в организации космических полетов к Венере?
-- К сожалению, этим занимались только ученые Института космических исследований. Мы однажды попытались выполнить свой эксперимент, но московский коллега, которому мы предложили соавторство, отмахнулся. Для него, мол, главное, чтобы в «Правде» появлялись сообщения о победах советской космонавтики, а не наши опыты. Из-за такого отношения значительная часть информации, полученной зондами, осталась необработанной и практически утрачена: ныне уже нет старых ЭВМ, способных прочесть ее.
184Читайте нас в Facebook