На концерт «океана эльзы» в лондоне британцы приходили в майках с надписями «ссср»
Здесь живет Мик Джаггер. Он выходит из дома, неторопливо идет с женой в магазин «Machos». За покупками. Недавно английская королева отказала Джаггеру в рыцарском звании из-за аморального поведения.
Неподалеку, в Ричмонде -- дом Эрика Клептона. Двери открыты, Клептон, на удивление худой, выходит на террасу, щурится на скупое в этих местах солнце, улыбаясь своим мыслям. «Хэллоу», -- здороваются с ним люди и он отвечает им: «Хэллоу».
Мимо нас проезжает шестидверный, длиной с автобус «Кадиллак» цвета слоновой кости, сверкая сразу всеми своими блестящими деталями. «Кто это был?» -- «Что-то типа «Спайс Герлз». Скорее всего они».
Украинская группа «Океан Эльзы» первая из наших рок-музыкантов приехала сюда на концерт.
Сюда -- это в Лондон.
А это -- Киев. Пресс-конференция перед отъездом. «Мы разорвем их», -- пообещал Виталий Бардецкий, пресс-атташе компании «Нова Рекордс», которая своими силами, без поддержки государства, организовала эту поездку. Нас -- около двадцати человек, включая музыкантов, продюсеров, журналистов. Движения наши вялы, видимо, организм сам, заранее готовится к культурно-психологическому шоку. Лондон для музыканта, что для паломника -- Мекка или Иерусалим. Мы летим на родину «Beatles», «Rolling Stouns», «Deep Purple», «Pink Floid» и черт знает еще скольких славных ребят. Поэтому в самолете мы пьем и поем. Лету до Лондона -- три с чем-то часа. Позади, на складе детских ощущений и впечатлений, остались варварски пожеванные советским магнитофоном «Весна-210» кассеты отвратительного качества с классиками британского рока, плохие фотографические копии плакатов с теми же классиками и тщетные попытки понять, что значит «be-bob-a-lula». (А оказалось, что это просто бессмысленный набор букв из песни Гене Винсента с одноименным названием )
Никогда не обсуждайте незнакомых англичан
Аэропорт «Гэтвик». Солист «Океана» Святослав Вакарчук подозрительно долго вглядывается в транспортировочную ленту, по которой плывут наши чемоданы, летевшие в багажном отсеке. Наконец, говорит: «Кажется, здесь снимался клип Лагутенко «Ранетка».
Многим из нас, отягощенным многолетним изучением английского «по-советски» (»Петя Иванов ливинг ин зе Саратов. Хиз фемели из биг» ), предстоит сдать главный в жизни экзамен «по английскому» -- пройти паспортный контроль в аэропорту. «Окэан Элзы?» -- «Ессс ». Паспортистка минут пять расспрашивает, кто такие и зачем приехали. О, мои многострадальные учительницы английского, ваш скорбный труд не пропал, ваши жертвы не были напрасными, нет. Служащая английского аэропорта понимала меня! С моим акцентом. Представить только, мы говорили с ней на ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Слава Богу, ребята из «Океана» знают английский получше, особенно усердствует Славик: проверяя свое произношение (ему общаться с публикой на концерте), он постоянно вступает в разговор то с полицейским, то с носильщиком, то с водителем автобуса. С последним он поддерживал беседу всю дорогу и имел успех. «Сейчас у них в Лондоне считается «немножко тепло», -- делится Слава первой информацией, добытой у необщительного водителя через час. 4 февраля. За бортом -- 9 градусов тепла. «Будьте осторожны в Лондоне, обсуждая незнакомцев», -- говорит вдруг водитель Дэйв Славе. Оказывается, он понимал почти все, о чем мы говорили, -- его жена родом из Запорожья
Лондон -- это 11 миллионов жителей. А «Весь Лондон», с пригородами, -- 25 миллионов. Полтора часа езды на хорошей скорости -- «это еще не САМ Лондон», постоянно говорит кто-то сведущий всякий раз, когда на горизонте появляются очередные массивы коттеджей. С широкими, чуть ли не во всю стену евроокнами -- в одном окне виден белый рояль, торшер Мечта. Первые англичанки, увиденные из окна машин. Одеты подчеркнуто небрежно, неярко, легко. В гостинице Вакарчук опять заводит разговор с какими-то английскими музыкантами. «Спрашивали, на каком лейбле мы записываемся А что я ему отвечу?!.. Пригласил на наш концерт»
На концерте «Океана» собралась интернациональная публика: украинцы, русские и британцы
Этот день наступил. Зал «Астория», в котором выступал «Океан», -- место центровое и культовое. Из наших здесь выступали «Машина Времени», «Чайф», «Бригада С». А также -- «Зе Кьюр», «Оэзис» и пр. Зал находится в районе Сохо, известном весьма вольными нравами. Кстати, чопорными «англичанами» -- такими, какими мы их представляем, «в цилиндрах, с трубками», -- становятся, в основном, годам к 35-ти. А до этого возраста британцы ведут себя как нормальные люди. Орут, веселятся, одеваются, как попало. Отчетливый запах травы преследует повсюду; одним словом, молодые лондонцы -- не паиньки, как вы понимаете. Поэтому клубов по всему Лондону -- может, тыща, а может, больше. Чтобы эти детки угомонились, наконец-то.
Но наш клуб -- все равно особенный. Большими буквами, по-английски, написано: «Оkean E`lzi». На разогреве -- британская панковская команда «Faiting koks» (в переводе -- «дерущиеся петухи», хотя сами англичане переводят по-другому, несколько грубее -- А. А. ). Ближе к семи зал наполняется. Кто все эти люди? -- естественно, всех интересует этот вопрос. Прежде всего, конечно же, русские и, конечно же, украинцы. Те, кто здесь учится, работает или уехал насовсем. Англичан немного, они довольно настороженно прохаживаются по большому фойе, поглядывая на сцену. Один из них -- в расстегнутой рокешной «косухе», из-под которой видна кроваво-красная майка с желтыми буквами «СССР». Судя по виду, куплена еще лет 10 назад. Еще одна парочка -- с серпами-молотами на груди. Панки на сцене -- три девушки в ярких платьях домашних хозяек и два парня, гитарист и ди-джей -- играют минут сорок что-то в духе Игги Попа -- такое балканско-английское треньканье, перемежающееся гитарными запилами и артистическим ревом и визгом.
Наши волнуются. Во-первых, придет ли публика. Во-вторых, не уйдет ли с первыми аккордами. В-третьих Вообще. Англия. Лондон. Мало ли что.
В зале, судя по отчетливому ма-а-сковскому и питерскому говорку, очень много русских. Есть даже русские журналисты, живущие и работающие в Лондоне, на русском радио. Парадокс: в Англии русские пришли на концерт украинской группы. Интернациональная сущность музыки налицо.
Итак, наш выход. Вначале появляются музыканты, потом Славик. Его встречают аплодисментами. Пока из приличия. Вообще, местная публика очень строга Нет. Она холодна. Если ее вовремя не разморозить, считай пропало. «Океан» начинает почему-то с медленных, неритмичных композиций. Время идет, а зал, включая и украинцев, и русских, и англичан, пребывает в задумчивости: наблюдает. Людей уже достаточно, но к сцене, как у нас, никто сразу не бросается. Чего они ждут?..
Надо сказать, что и «Океан» тоже не сразу «раскрывает карты». Импровизаций, о необходимости которых так много говорилось, пока не слышно, публика, соответственно, тоже лениво прохаживается с пивком туда-сюда. Уже пора бы с ними что-то такое сделать. Возникает беспокойство: что-то не так?.. Самое страшное -- тишина в зале. Это приговор. Пятая песня подряд, а зрители стоят без движения.
Но, кажется, наметилось кое-какое шевеление. Причиной тому -- один местный тип, видимо, завсегдатай. Одетый абсолютно безумно, в парике, из которого торчат в разные стороны нейлоновые волоски желто-оранжевого цвета, он первым выскочил к самой сцене и выделывает, соответственно, безумные па. Индейское племя «отдыхает». За ним к сцене потихоньку подтягивается украинская диаспора, что-то выкрикивая. Их речь похожа на галицкую, они выговаривают украинские слова аккуратно, но с таким странным гортанным акцентом, какой бывает только у украинцев, родившихся за границей. Следующие пять песен зал уже поделен на две части -- активную и пассивную. Англичане все еще стоят поодаль. С верхнего, застекленного этажа клуба за концертом наблюдают посетители постарше. Там уже сидят преимущественно англичане, но много и русских. Здешние русские -- они про «Океан» тоже ничего не слышали -- вглядываются. Слышны разговоры: «Тоже пришел?.. Ностальгия заела? А хорошая музыка, молодцы эти ».
Игра пошла повеселее. Вот Паша Гудимов запустил первый непредусмотренный соляк, и чу! -- я слышу клавиш гром!.. Это Евген Ступка, саунд-продюсер и сессионный клавишник «Океана», и его электромеханическое пианино «Родес», звуки которого не спутаешь ни с чем. Звучание «Океана», словно самолет, натужно гудя моторами, медленно набирает необходимую высоту, работа всех приборов начинают сливаться в один весьма симпатичный рокот. Пассажиры этого самолета, они же зрители, как это принято при плавном взлете, хлопают.
Уже звучат боевики из первого альбома -- «Там, де нас нема» и «Позич менi сонце». Настоящие, добротные рок-хиты, настоящую цену им понимаешь здесь, в Лондоне, они выполняют основную работу -- поднимают волну разнонародного прилива к сцене. Теперь нетанцующие -- уже редкость, таких меньшинство. Остальное -- дело техники: одна за другой следуют полутоновые композиции из второго альбома, чередуясь с рокешниками из первого. Раскочегарились даже англичане: я некоторое время пристально наблюдал за одной их девушкой. Она покровительственно полуулыбалась, глядя на ребят, и даже пыталась подпевать. Но не успевала.
Безусловно, для англичан наша музыка была в диковинку. С одной стороны, это была ИХ музыка, которая вскоре, впрочем, уплыла на Восток, там трансформировалась, приобрела национальные особенности и вернулась на родину уже преображенная. На английские кости наросло украинское мясо, и это было уже новое блюдо.
В течение двух часов группа переиграла практически все свои песни, включая песню из первого альбома, написанную на английском, «Long time ago» и «Сосны» в двух вариантах -- на украинском и на английском. Дважды они «бисировали», дважды Слава падал в объятия интернациональной публики, прыгая со сцены в зал. «Сосны!», «Давай, Ступка», -- раздавались крики. «Это был один из лучших наших концертов, хотя поначалу мы порядком струхнули», -- скажет позже кто-то из музыкантов в интервью.
Чем наши цыганки отличаются от ихних
Нет, мы, конечно, не перевернули Лондон. Тот, кто надеется на это, круглый дурак. Тот, кто говорит об этом, -- дурак в квадрате. Это был просто хороший концерт в хорошем английском клубе в городе Лондоне. Выступать в котором -- уже большая честь для музыканта. И «Океан Эльзы» сделал это, и сделал первым. В следующий раз сделать это будет уже проще.
На следующий день ребят везут на знаменитую улицу «Abbey Road». Туда, где «Битлам» пришло в голову сняться на пешеходном переходе. Этот момент был запечатлен на обложке битловского диска. Благодаря этому переход, что на Abbey Road, 5, стал известен на весь мир. Сюда толпами приходят поклонники, здесь все столбы и стены исписаны фанатами, сюда водят туристов. Рядом -- студия «Abbey Road». Здесь ребята дают интервью «Русскому радио Лондона». Позже они уже сами подъедут к еще одному культовому месту -- дому Фредди Меркьюри, а также запишут интервью для русской и украинской служб BBC.
Тогда же начались съемки нового клипа на песню «Океана» «Той день» -- снимались на Пикадилли, возле Трафальгарской площади, напротив Букингемского дворца. Полностью фильм о пребывании группы в Лондоне смотрите в конце февраля на телеканале «Интер».
И все-таки непонятно: откуда в головах этих консервативных, в общем, англичан, берется музыка?.. Как им удается сочетать простоту и вкус, кристальную ясность и образную околесицу?..
Не только в музыке. Это во всем. Бомж, который ночует в переходе метро, укрывшись одним одеялом, утром проверяет номера звонков, поступившие за ночь на его мобильник. Цыганки, которые просят милостыню в метро Текст у них примерно тот же, что и у наших, и одеты они не лучше, но знаете, чем их попрошайки отличаются от наших?.. Они улыбаются.
Журналисты и музыканты выражают признательность генеральному спонсору проекта -- компании «Прима Люкс», «Международным авиалиниям Украины», Посольству Великобритании в Украине и Посольству Украины в Великобритании, а также агентству «NEMO», компании «Нова Рекордс» и ее директору Валерию Тверскому лично за всемерную помощь и поддержку.
3637Читайте нас в Facebook