Если вас окатил грязью автомобиль, вы можете потребовать через суд с его водителя компенсацию морального ущерба
В средствах массовой информации довольно часто появляются сообщения о том, как в Америке и других странах Запада происходят суды, в которых истцы требуют астрономические суммы в долларах за причиненный им моральный ущерб. В развитых странах такая практика общепринята. Среднестатистический американец не вденет и нитки в иголку без своего адвоката (можно ведь уколоться!).
Среднестатистический же украинец даже не подозревает, что его моральный ущерб, например, от покупки разлезшихся на второй день ботинок, тоже может быть выражен в денежном эквиваленте. Точно так же, как среднестатистический продавец, оказавшийся менять эти самые ботинки, не допускает и мысли, что его может ждать нечто более неприятное, чем лекция покупателя о такой неведомой ему нравственной категории, как совесть.
Но наш народ способный и обучается быстро. В последнее время к украинским адвокатам все чаще приходят клиенты, желающие по достоинству оценить свои душевные страдания. О том, как грамотно отстоять свои права, мы беседуем с адвокатом Алексеем Резниковым, директором Департамента правовой защиты Центра развития украинского законодательства.
-- Люди должны научиться отстаивать свои законные права. Мы, например, ведем дело автолюбителя, которого сотрудники ГАИ обвинили в нарушении правил дорожного движения. У нашего клиента есть два свидетеля, подтверждающие, что он вел себя на дороге правильно, а инспектора находились в таком месте, что при всем желании не могли бы увидеть, как двигалась его машина. После того как ошибка ГАИ будет доказана, мы сможем подать иск о возмещении издержек, связанных с этим делом, в том числе и моральных.
-- В каких еще случаях пострадавшие могут разрешать свои споры при помощи суда?
-- Например, в случае нарушения авторских прав. Сейчас мы защищаем права хореографа. Поставленный им танец против его воли неоднократно исполнялся одной из ведущих балерин страны. Наш клиент не получил за это ни копейки. В исковом заявлении мы просим запретить исполнение этого танца и возместить моральный ущерб его автору.
-- Как определяется сумма компенсации за моральный ущерб?
-- Аналогичный вопрос я задал американскому коллеге. Его ответ можно кратко выразить двумя словами: «С потолка». Профессионализм юриста как раз и состоит в том, чтобы грамотно обосновать эту сумму. Мы прикинули, что мог бы получить наш клиент, если бы «дружил» с балериной, и добавили некоторую сумму за душевные терзания творческой личности. Получилось 40 тысяч гривен. Мы обосновываем эту сумму в исковым заявлении, которое можно смело назвать литературным шедевром. Там в деталях описаны муки творческой натуры, которая постоянно находится в поиске нового хореографического решения, оставляя частичку души в каждом жесте, каждом па. И немудрено, что этот инцидент отрицательно сказался не только на физическом здоровье хореографа, но и послужил причиной его депрессии и творческого застоя.
-- В каких ситуациях человек имеет право требовать возмещения морального ущерба?
-- Если были нарушены ваши права и вы из-за этого потеряли деньги, здоровье или душевный покой. Например, не так давно одно предприятие в суде решило конфликт с таможней, которая задержала таможенное оформление груза. Было доказано, что требования таможни неправомерны. После этого фирма подала иск о возмещении морального ущерба. Юристы расписали переживания коллектива, не получающего зарплату, невосполнимый урон, нанесенный репутации фирмы в связи с несвоевременным выполнением контрактов. Таким образом предприятие отсудило около 7 тыс. грн.
Еще одна показательная история, которая случилась непосредственно с нами. Собираясь в загранкомандировку, мы с коллегой в одной из авиакомпаний приобрели транзитные билеты. Когда же мы прибыли в аэропорт, где должна была состояться пересадка, оказалось, что наши места проданы, о чем нам сообщили в довольно грубой форме. Улетели мы лишь на следующее утро, опоздав при этом на важную встречу. Я твердо решил не оставлять эту ситуацию безнаказанной. В письме на имя главы авиакомпании я подробно описал наши действия, а также действия сотрудников аэропорта. Не забыл упомянуть связанный с этим дискомфорт и упущенную выгоду: мы не просто вынуждены были ночевать в чужом городе, но и опоздали на деловую встречу, не подписали контракт и потеряли в связи с этим круглую сумму. Я готов был довести дело до суда, но руководство компании предложило нам компромисс. Теперь, «благодаря» халатности и хамству служащих авиакомпании, мы имеем право на 2 бесплатных билета в оба конца в любую точку мира.
-- И часто вы идете на компромисс?
-- Мы всегда стараемся убедить клиентов решать споры полюбовно, идя на взаимные уступки. Это оказывается выгоднее. Ведь и в случае с авиакомпанией мы могли бы довести дело до суда, но зачем, если наша правота была признана, извинения принесены, а моральные издержки компенсированы?
-- Что нужно знать человеку, чтобы грамотно защищать свои интересы?
-- Совет прост: если вы пользуетесь услугами, узнайте, какими правилами они регулируются. Например, вы пришли в ресторан. Все блюда, указанные в меню, должны быть в наличии. Иначе грамотный юрист при желании не оставит камня на камне от репутации этого заведения. Ведь ваш моральный ущерб налицо -- вы настроились на жареную курицу, а вынуждены довольствоваться бифштексом.
-- Где человек может получить информацию о своих правах?
-- В специальной литературе или в юридических консультациях. Важно знать административный кодекс, правила дорожного движения, правила торговли. Вы раскошелились на ботинки, а с них слезла краска на второй день? Если вы не выбросили чек (чего делать не следует ни в коем случае), то имеете право заменить их на другие. Продавец отказался это сделать? Хороший адвокат «закрутит» такой моральный ущерб, что судьи прослезятся. Ведь из-за плачевного вида этих ботинок вы могли, например, стать посмешищем для приятелей, утратить репутацию элегантного человека. А, будучи, например, свидетелем на свадьбе, вы не только опозорились перед гостями, но и навечно запечатлели это на видеопленке. Кстати, согласно закону о защите прав потребителей, «потребитель имеет право обменять непродовольственный продукт должного качества на аналогичный у продавца, у которого он был куплен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по иным причинам не может быть им использован по назначению. Потребитель имеет право на обмен товара должного качества на протяжении 14 дней, не считая дня покупки». Так что если вы купили в подарок мужу рубашку в красный горошек, а потом вспомнили, что он не любит красный цвет, берите чек и несите ее в магазин. Вам обязаны заменить рубашку на другую, подходящую.
Вам продали протухшие сосиски? Верните их в гастроном. Продавец не горит энтузиазмом принять «благоухающий» продукт обратно? Вежливо объясните, что вы имеете полное право обратиться в санэпидемстанцию и в Комитет по защите прав потребителей. Скорее всего, инцидент будет исчерпан.
Вас облил грязью «крутой» «Мерседес»? Если вы запомнили его номер и нашли несколько свидетелей, можете смело обращаться в ГАИ, а затем в суд. Ведь из-за неопрятного внешнего вида вы не прошли собеседование у работодателя! Водитель «Мерседеса», в свою очередь, может подать в суд на «Укравтодор», поскольку он обрызгал вас грязью не из-за лихачества, а из-за выбоины на дороге. У него моральный и материальный ущерб тоже налицо: на него подают в суд.
-- Что вы можете посоветовать нашим гражданам?
-- Судиться. Чтобы улучшить сервис, качество жизни, уровень ответственности. Не надо бояться защищать свои права, не надо лениться это делать. Если с вами обошлись не должным образом, обращайтесь к профессионалам и набирайтесь терпения.
«Facty i kommentarii «. 23 февраля 2000. Право
700
Читайте нас в Facebook