500 тысяч долларов пообещали заплатить американские и греческие спецслужбы бывшему контрабандисту за успешную операцию по задержанию 4 тонн кокаина
«ФАКТЫ» не раз уже писали об этом необычном деле. Четверо украинских моряков были арестованы на борту теплохода «China Breeze», принадлежавшего греческому судовладельцу и совершавшего рейсы под панамским флагом. После полугодичного содержания в тюрьме члены большого жюри (суд присяжных) федерального суда США, южного отделения штата Техас в Хьюстоне вынесли свой вердикт относительно виновности граждан Украины. Капитан Сергей Курдюков, второй и третий помощники капитана Сергей Кругляк и Олег Хмызников признаны виновными в том, что они по предварительному сговору с греческими преступными группировками перевезли в течение года в США и европейские страны более 10 тонн кокаина. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством США, конкретный срок наказания каждому из троих подсудимых будет оглашен в конце февраля 2000 года. Не исключено, что таковым может стать и пожизненное заключение
Обвинению -- зеленый свет, защите -- красный
Суд признал невиновным и освободил из-под стражи матроса Сергея Любяковского. Он вернулся в Одессу, став живым подарком к юбилею собственной свадьбы и, конечно же, к Новому году.
-- Я становлюсь фаталистом, -- сказал при встрече с корреспондентом «ФАКТОВ» Сергей. -- Отслеживаю даты. Так, 19 октября моя жена, Ирина, вместе с Натальей Курдюковой и Светланой Хмызниковой прилетели в Штаты на суд. Именно 19-го, в день рождения Ирины. Судебные слушания завершились 22 ноября, в день рождения моего отца. А в день 15-летия нашей с Ириной свадьбы я вернулся домой.
-- Поздравляю! Но первый вопрос -- о прозе жизни. Справедливо ли, на ваш взгляд, решение суда?
-- Думается, это запланированное решение, по заранее разыгранному сценарию. Если характеризовать ход судебного процесса в общем, то его формула такова: зеленый свет -- прокурору (обвинителю), адвокатам -- красный. Даже сама процедура, ход заседаний были нарушены. Обычно вначале выступает прокурор и свидетели с его стороны, затем -- свидетели со стороны защиты, далее -- заключительное слово прокурора и адвокатов. Здесь же, после заключительных речей адвокатов, судья предоставил дополнительные 15 минут прокурору. Тем самым, на мой взгляд, была дана дополнительная пища для размышлений присяжным. Не говоря уже о том, что все протесты, которые вносил по ходу судебного заседания прокурор, удовлетворялись, а протесты адвокатов -- нет. Более того, накануне в местной газете «Хьюстон Хроникл» было опубликовано интервью с прокурором, и, отбирая присяжных для большого жюри, судья интересовался, читали ли они газету с этой публикацией.
-- Сергей, как вам кажется, не была ли разыграна вся эта «комплексная операция»: наркотики -- арест -- тюрьма -- суд?
-- Однозначно определить не берусь, но что-то искусственное, необычное здесь, безусловно, присутствует. Во-первых, почему-то отказали адвокатам в приглашении и участии в процессе американских экспертов морского дела, навигации и т. п. Пояснения в этой сфере давал непрофессионал Во-вторых, основные вещдоки отсутствовали: само судно было продано, а груз, вроде бы, отправлен. На суде же был предоставлен образец тех тюков, в которых якобы обнаружили наркотики на борту «China Breeze»: черные, запаянные, обшитые сеткой, очень напоминающей рыбацкую. В каждом из таких тюков, как выяснилось, было по 20 кг кокаина.
-- Итого, 200 тюков?
-- Выходит, если верить цифрам, которые суду предоставило обвинение, 4 тонны кокаина стоимостью порядка 400 миллионов долларов. Однако все эти «показатели» -- только на бумаге и на словах.
-- То есть?
-- В прямом смысле слова. Напомню, арестовали «China «Вreeze» с нарушением целого ряда общепринятых положений, не были предъявлены разрешения на высадку и досмотр судна. Береговая охрана США получила их спустя 21 час (!) после операции высадки. Членов экипажа согнали в столовую команды, где продержали 18 часов: с 6 вечера до следующего полудня. А в это время вдруг обнаружили контрабандный груз -- наркотики. Самостоятельно вскрыли эти тюки, а экипаж поставили перед фактом, не продемонстрировав даже содержимое тюков.
-- А как же 45 тысяч долларов «премиальных», которые, как утверждает обвинение, капитан Сергей Курдюков раздавал «сообщникам»: второму и третьему помощникам, вам?
-- Это -- россказни и домыслы чистой воды. Единственное, что отыскало следствие, -- расписка капитана о том, что им были получены 15 тысяч долларов США. Это так называемые представительские деньги, которые любой судовладелец выдает капитану -- на текущие расходы в рейсе. Других официальных документов обвинение не предоставило, а ограничилось ксерокопиями. Судовые роли (список личного состава команды судна с указанием специальностей и занимаемых должностей. -- Авт. ), в которых против каждой фамилии кем-то проставлены некие суммы, не являются финансовым документом. Мало ли кто и зачем проставил против каждой фамилии какие-то денежные суммы. На судовых ролях (вернее, их ксерокопии), предоставленных суду, отсутствуют какие-либо подписи, а наверху кем-то (?!) сделана надпись: «Бонус для экипажа».
Старпом -- контрабандист
-- Следовательно, документально «бонус» (вознаграждение, премия) -- ничем не подтвержден?
-- Абсолютно ничем, хотя и подтверждать-то нечего: мы ничего не получали. Относительно документации. В судебном заседании были заслушаны представители греческих правоохранительных органов. Они занимались судовладельческой компанией «Бабуш Марин» и предложили вниманию суда ряд документов, касающихся деятельности компании и судовладельца Калеса. Таким образом, мы узнали, что в Греции арестованы восемь человек, в числе которых и господин Калес. Как свидетельствовали на суде представители Греции, компания эта располагала несколькими судами, которые периодически использовались для транспортировки контрабанды. Более того, старпом «China Breeze», грек Николас Зервос, на суде сам рассказал о своей контрабандистской деятельности, которой начал заниматься еще в 1977 году. Впервые его арестовали в Италии, куда доставлялась большая партия сигарет, и откуда ему удалось бежать. Затем, в 1986 году, по его словам, он вступил в контакт со спецслужбами, помогая последним в раскрытии и пресечении операций по незаконной перевозке оружия
-- Насколько известно, именно старпому был обещан «бонус» за работу на «Chine Breeze»?
-- Да, он этого и не скрывает. Он представлен к премии в 500 тысяч долларов -- от таможенных служб и служб по борьбе с наркотиками США и Греции. Помимо прочего, ранее им же была получена премия в 117 тысяч долларов -- от тех же служб.
-- За что?
-- В январе 1998 года он обратился в Посольство США в Греции, предложив свои услуги. Именно эти «услуги» были ему щедро оплачены. Он многое рассказал. Например, о том, что в Одессе в каждом агентстве по найму моряков на работу (в крюинговых агентствах) сообщают, что будущий экипаж должен перевозить наркотики. Это -- бред чистой воды, неприкрытая клевета.
-- Кроме вашей «четверки» кто еще входил в состав экипажа «China Breeze» из предыдущей команды?
-- Еще трое: два месс-боя (работники камбуза, столовой) и моторист.
-- А в предыдущем рейсе все было нормально?
-- Да, расплатились с экипажем после окончания рейса. Приехал на судно хозяин, представители судовладельца. По радио объявили, чтобы все моряки собрались. Нам вручили заработанные деньги, усадили на катер, который подбросил нас на берег, откуда доставили в аэропорт.
«Вживую» на суде никого не допрашивали
-- Сергей, допрашивались ли в судебном заседании члены экипажа?
-- Нет,опрос проводился месяца за три до начала судебных слушаний. Все это фиксировалось на видеопленке, которую затем просматривали в суде, выборочно.
-- То есть «вживую» никого не заслушивали, в том числе и 10 моряков, которых ранее отпустили из США в Украину?
-- Никого. Они даже не прилетали в Хьюстон на судебный процесс, как это предполагалось ранее. Адвокат Марк Беннет изначально подал прошение о том, чтобы свидетелей -- тех самых десять украинских моряков, до суда не отправляли из США, с тем, чтобы они могли дать показания в зале суда. Однако прокурор и другие представители судебных властей решили по-своему: свидетелей отпустить, а если участники процесса потребуют, то тогда конкретно названных моряков пригласят, за счет США. Все это осталось лишь обещаниями. А видеоматериалы предварительных опросов свидетелей были представлены в том объеме и порядке, который навязало обвинение. Можно предположить,что свидетелей запугивали, грозили пожизненным заключением. Одним словом, «выбивали» нужные показания. Начальник судовой радиостанции на дознании под присягой прямо заявил, что на него оказывалось давление.
-- Сейчас самое страшное для вас -- уже позади. Не могли бы припомнить наиболее сложный момент в этой драматической истории?
-- Наверное, двое суток в ожидании вердикта суда. Сидели мы в камере вчетвером: вспоминали, рассуждали
В США не желают «сесть в лужу»
-- Честно говоря, мы рассчитывали на оправдательный приговор. Сейчас, по прошествии некоторого времени, могу сказать, что определенным службам и кругам в США не хочется «сесть в лужу». Они просто не ожидали, что к «делу украинских моряков» будет проявлен такой интерес, в том числе и в США. Неоценимую поддержку и помощь оказала нам хьюстонская община, которую возглавляет отец Любомир. В нее входят бывшие граждане бывшего СССР. Хорошо потрудились адвокаты: Марк Картер, Дэвид Ронин, Марк Беннет и Ли Ричардсон. Сочувственно относились к нам и полицейские из охраны -- в основном, негры и мексиканцы.
-- Каковыми вам видятся перспективы -- ваши, ребят?
-- Относительно меня -- профессию менять не собираюсь, немного отдохну, приду в себя и -- в рейс. В невиновности ребят -- Сергея Курдюкова, Сергея Кругляка и Олега Хмызникова -- уверен. Нам казалось, что в нашу невиновность верили и присяжные. Адвокаты тоже в этом убеждены (кстати, защищавший меня Марк Картер сейчас активно подключился к защите Сергея Кругляка, помогая его адвокату) и настроены решительно и оптимистично, полагают, что им удастся отстоять справедливость. Ребята держатся молодцами. Остается дождаться 28 февраля 2000 года -- дня оглашения окончательного вердикта.
Из четырех семей -- Курдюковых, Кругляков, Хмызниковых и Любяковских -- только последняя встретила Новый год в полном составе: Сергей, Ирина и дочь -- 14-летняя Аннушка. Капитан и двое его помощников вступают в новое тысячелетие в застенках заокеанской тюрьмы.
Накануне отлета из США женам арестованных моряков предоставили возможность проститься с мужьями на «контактном свидании» (не через стекло, как раньше, а «вживую»)
«Facty i kommentarii «. 11 января 2000. Право
419
Читайте нас в Facebook