«расследуя обстоятельства гибели вячеслава чорновила, мы отчитывались перед мвд, генеральной и областной прокуратурами каждую неделю»
Кропотливейшая работа, которую на протяжении почти девяти месяцев проводила следственная группа, возглавляемая старшим следователем по особо важным делам Следственного управления ГУ МВД Украины в Киевской области подполковником милиции Николаем Пастушенко, была проделана не напрасно. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что эта смерть была не тщательно спланированным терактом, а нелепой и трагической случайностью. Однако профессионалам следствия, оперативно отработавшим все возможные версии и довольно быстро пришедшим к такому выводу, пришлось еще долго убеждать в этом детективов-любителей из числа профессионалов политики -- депутатов Верховной Рады.
«Я увидел машину, мчащуюся с большой скоростью»
Первый том трехтомного уголовного дела позволяет воссоздать в мельчайших подробностях обстоятельства трагедии, произошедшей в 23 часа 30 минут 25 марта 1999 года на пятом километре трассы Золотоноша--Киев.
-- Я ехал за рулем КамАЗа, вез зерно в Волынскую область, чтобы обменять его на запчасти к тракторам, -- рассказывал непосредственно после ДТП главный фигурант дела, водитель-дальнобойщик Владимир Куделя. -- Выехали мы в час дня. В кабине вместе со мной сидели главный инженер ООО «Луговское» Виктор Чернецкий и тракторист по имени Иван. Дорога была сухая, ночь лунная. На ближнем свете видимость была 50--55 метров, на дальнем -- 100--120. Я ехал на ближнем свете фар. Примерно к одиннадцати вечера мы подъехали к Борисполю, и я увидел на обочине дороги знак: «Проезд грузового транзитного транспорта запрещен». Я заметил его не сразу, и, проехав примерно 100--150 метров, решил развернуться посреди дороги. Посмотрел назад, чтобы убедиться, что сзади нет машин. Осмотрел путь, начал разворот на небольшой скорости
Маневр разворота, в принципе, можно было осуществить за один раз, тем более, что водитель выбрал на дороге довольно широкое место. Как считают органы следствия, Владимир Куделя побоялся, что груженый КамАЗ с прицепом может опрокинуться в кювет. Поэтому он, как позже выяснилось, вышел из перегородившей дорогу машины, чтобы посмотреть, вписывается ли она в поворот. И тут
-- Я увидел машину, мчавшуюся с большой скоростью Начал махать руками, но было поздно. Запищали тормоза, и автомобиль ударился в дышловку прицепа в районе поворотного круга и правой частью кузова в левую часть прицепа.
-- Я дремал в кабине возле двери, -- рассказывал главный инженер ООО «Луговское» Виктор Чернецкий. -- Проснулся от сильного удара и увидел, что наш КамАЗ развернут, а между прицепом и машиной стоит иномарка.
-- Сзади сразу же подъехала еще одна машина (в которой ехал Геннадий Удовенко -- Авт. ), -- продолжает Владимир Куделя. -- Оттуда выбежали люди, началась суматоха. Меня попросили принести монтировку. Разбили заднее стекло, вытащили пассажира с заднего сиденья. Потом вытащили водителя. Его положили на зерно, высыпавшееся из КамАЗа. Мы пытались поднять дышловку, чтобы освободить автомобиль. Потом приехала милиция и «скорая»
В шесть утра 26 марта водителя КамАЗа и пассажиров освидетельствовали на предмет наличия алкоголя в крови. Водитель был трезв, его пассажиры -- слегка пьяны. Накануне вечером они за ужином выпили «перцовки».
В свой последний день Вячеслав Чорновил посетил два кировоградских вуза, центр занятости и местный драматический театр
В этот день, 25 марта, Вячеслав Чорновил и Геннадий Удовенко ездили в Кировоград на встречу с местными членами Руха и общественностью. «Тойоту» Вячеслава Чорновила вел шофер Евгений Павлов, кроме них в машине был сотрудник Секретариата Верховной рады, главный консультант депутатской фракции НРУ Дмитрий Понамарчук. Автомобилем «пежо» Геннадия Удовенко управлял водитель Олег Стрилецкий, на заднем сиденье ехали председатель Центрального провода НРУ Андрей Ницой и охранник Удовенко.
-- В Кировоград мы приехали в 9. 20 утра,-- показывал на следствии Дмитрий Понамарчук. -- на переезды по городу затратили не более часа, так что, возвращаясь в Киев водитель Павлов не был уставшим.
Побывав в нескольких вузах, Центре занятости и местном драматическом театре, около половины восьмого вечера все выехали обратно в Киев.
-- Сначала наша машина ехала первой, -- говорил на следствии Андрей Ницой. -- За Черкассами, на дамбе, нас обогнала машина, в которой ехал Вячеслав Чорновил. мы остановились у кафе, поужинали и поехали дальше. Двигались со скоростью 120--140 километров в час.
Ограничение скорости на этой трассе составляет 70 километров в час
-- Мне были видны габаритные огни автомобиля, который вел Павлов, -- продолжает Олег Стрилецкий. -- Когда мы проехали Рогозов, скорость была 125--130 километров в час. Светила луна, асфальт сухой и ровный. Габаритные огни «Тойоты» были видны на расстоянии около километра. И вдруг огни стали приближаться
-- Когда после ужина в кафе мы вновь двинулись в путь, я разулся и прилег на заднее сиденье, -- продолжает Дмитрий Понамарчук. -- Пришел в себя я уже в больнице. С какой скоростью ехал автомобиль, он не помнил, перед ударом ни визга шин, ни вскрика водителя не слышал.
Геннадий Удовенко, давая следствию показания, говорил, что в Кировограде не интересовался, какой дорогой он и Вячеслав Чорновил поедут в Киев. В дороге Геннадий Удовенко дремал, проснулся от того, что водитель затормозил. Охранник попросил его не подходить к разбитой «Тойоте», видимо, опасаясь, что Геннадию Иосифовичу может стать плохо от увиденного.
-- Но я все-таки подошел, -- рассказывал следователю Геннадий Удовенко. -- Телефона у меня не было, и моей первой обязанностью было сообщить о ДТП в ГАИ. Поэтому я попросил незнакомого водителя «Жигулей» сделать такое сообщение.
К материалам дела приобщена статья Геннадия Удовенко в «Украинской газете», в которой подробно описан весь день 25 марта. В статье он задается вопросом, не была ли эта трагедия запланированной. Впрочем, такие мысли, видимо, посетили Геннадия Удовенко сразу после трагедии. «Я не хотел, чтобы меня обвиняли в контакте с людьми, которые ехали в автомобиле «КамАЗ», поэтому я к ним не подходил», -- говорил он в своих показаниях.
Однако основной причиной гибели Вячеслава Чорновила он считал раскол Руха: «В связи с кризисом он старался разъяснять рядовым руховцам и общественности свою позицию Эта нервная критическая ситуация в Рухе привела его к гибели. Я в этом уверен».
«Речь шла о том, что возможен террористический акт»
В следственную группу вошли сотрудники Бориспольского, Волынского, Харьковского следственных управлений и СБУ, возглавляемые старшим следователем по особо важным делам следственного управления ГУ МВД Украины в Киевской области Николаем Пастушенко. Отрабатывались версии возможности совершения террористического акта.
1 апреля водителя КамАЗа Владимира Куделю привлекли в качестве обвиняемого по статье 215, ч. 3 УК Украины (Нарушение правил безопасности движения). Вину свою он признавал частично.
-- Практически каждую неделю нам приходилось отчитываться по делу в Генеральной и областной прокуратуре, Главном следственном управлении МВД, -- рассказывает Николай Пастушенко, -- Естественно, это создавало неприятную ситуацию вокруг дела, вызывало массу сложностей: везде нужно было писать, расписывать, показывать, доказывать степень вины водителей Кудели и Павлова
-- А в самой группе трудно было уживаться сотрудникам милиции и СБУ?
-- Отношения были самые прекрасные. Конечно, если бы в подобное ДТП попали обычные граждане, группу бы не создавали. Но вначале речь шла о том, что возможен террористический акт в связи с предвыборной кампанией.
Уже 24 июня следствие пришло к выводу, что теракта не было. «ДТП произошло по вине водителей Кудели и Павлова, так как Куделя при выполнении маневра разворота не убедился в безопасности движения, за помощью к своим пассажирам не обратился. Увидев автомобиль «Тойота», меры для освобождения проезжей части не принял, чем грубо нарушил пункты 10. 1, 10. 4 и 10. 6 Правил дорожного движения. Павлов нарушил пункты 12. 6г и 12. 3. Если бы он избрал скорость 90 км/час, при котором остановочный путь составляет 79-77,5 метра, он имел бы техническую возможность избежать наезда на препятствие. В действиях Павлова усматриваются признаки состава преступления, предусматривающего ответственность по части 2 ст. 215 УК Украины, но, учитывая, что он погиб, в возбуждении уголовного дела было отказано в связи со смертью виновного».
«Депутаты лезли куда не надо и мешали нам работать»
Хотя обстоятельства этого дела были практически полностью выяснены еще к концу июня, расследование, однако, продолжалось.
-- Некоторые депутаты из Временной следственной комиссии при Верховной Раде утверждали, что в КамАЗе сидели совсем другие люди, а тракториста и инженера туда «подсунули» сразу после аварии, -- говорит Николай Пастушенко. -- А во время беседы с журналистами по телевидению в программе «Эпицентр» Юрий Костенко заявил: « Сьогодн› я хочу сказати, що у мене все б›льше › б›льше п›дстав говорити, що це пол›тично спрямоване вбивство Вячеслава Михайловича -- для того, щоб знищити Народний Рух як такий». Подобные заявления дали мне основания для допроса депутатов, но никто из них (кроме Валентины Проценко) на допрос не счел нужным явиться Из показаний свидетелей, тем не менее, ясно видно, что пассажиры КамАЗа постоянно находились в поле зрения охранника Удовенко, поэтому не было возможности никого «подсунуть». Потом Временная комиссия прицепилась к этому Куделе: «Он в последнее время хорошо приоделся -- откуда у него деньги?» Я выяснил, что семья Кудели продала дом, перебравшись жить в дом недавно умершей тещи. Им дали 700 гривен задатка, за эти деньги Владимир Куделя купил себе куртку и одежду детям. И в эти деньги они уцепились.
-- Выходит, депутаты параллельно вели собственное расследование?
-- Да они занимались тем, чем не надо, лезли куда не надо и мешали нам работать. Когда вскоре после трагедии министр внутренних дел Юрий Кравченко доложил по имеющимся материалам, что теракта не было, некоторые депутаты ужасно возмутились, говорили, что такого министра нужно снимать, продолжали настаивать, что у них есть информация о том, что это было убийство, и ссылались на какое-то таинственное письмо.
Вот выдержки из него, зачитанные на одном из заседаний Временной следственной комиссии депутатом Жовтяком:
« Из города Кировограда Удовенко и Чорновил ехали в одной машине, и лишь потом Удовенко пересел. Очень интересно, что у Чорновила было два постоянных водителя, а на эту поездку ночью был поставлен человек, который никогда его не возил. Всем было известно, что он ездит очень быстро и видит ночью очень плохо. Поэтому именно из-за озабоченности этими фактами я и написал это письмо с тем, чтобы просить временную следственную комиссию Верховной Рады выяснить эти факты».
На вопрос Виктора Медведчука, откуда взялась эта информация, Жовтяк ответил: «Из неофициальных источников». И добавил: «Пока не будет комиссией гарантирована безопасность того человека, который подписал это письмо, я не могу предать его имя огласке».
-- Потом выяснилось, что письмо было написано представителем Сумского НР, который дал ложную информацию, а следственная комиссия еще долго носилась с ним, -- продолжает Николай Пастушенко. -- Хотя достаточно заглянуть в документы, чтобы убедиться в том, что Павлов был штатным водителем Чорновила. И это была не единственная версия, которую выдвигали депутаты. Кого только не подозревали они в организации покушения -- то «козачков» Червония, то еще кого-то Должен сказать, что единственным человеком из этой комиссии, который действительно помогал нам и как-то сдерживал детективный пыл депутатов, был Виктор Медведчук. За это мы ему очень благодарны И еще очень достойно вела себя вдова Вячеслава Чорновила Атена Пашко.
-- А какие впечатления оставил у вас Владимир Куделя?
-- Можно сказать одним словом -- это человек, который отдал все работе. Практически каждый день за рулем, Машину свою ремонтировал, мыл, обхаживал. Но когда я его увидел впервые, он был черный от пережитого. Двух пассажиров КамАЗа тоже порядочно замотали
Дело против Владимира Кудели было прекращено по амнистии 19 ноября 1999 года.
«Facty i kommentarii «. 20 января 2000. Право
480
Читайте нас в Facebook