Отменить результаты всеукраинского референдума может только Еще один референдум
По предварительным подсчетам Центризбиркома, проведение всеукраинского референдума, назначенного на 16 апреля, обойдется налогоплательщикам в 49 миллионов гривен.
Как сообщил журналистам председатель ЦИК Михаил Рябец, 19 млн. гривен будут использованы на заработную плату сотрудникам, обеспечивающим проведение этого мероприятия (на всеукраинском референдуме намерены работать 45 тысяч комиссий всех уровней), еще 13 млн. гривен уйдут на изготовление бланков бюллетеней, протоколов комиссий, приглашений избирателям и другой необходимой документации. Остальные средства направят на оплату публикаций в средствах массовой информации всех решений, связанных с референдумом, на зарплату сотрудникам почтовых и телеграфных отделений связи, а также на командировочные и транспортные расходы, закупку канцтоваров и печатей. При этом, по словами Михаила Рябца, еще не были учтены средства, требуемые для изготовления избирательных урн, приобретение телефонных аппаратов для комиссий, изготовление государственной символики и атрибутики. Использованный же во время предыдущей избирательной кампании инвентарь находится на хранении местных советов.
Глава Центризбиркома сообщил, что поскольку подсчетами занимались структуры, не имеющие никакого отношения к подготовке и проведению референдума, возникли довольно ощутимые расхождения в суммах затрат на это мероприятие. Как известно, глава Администрации Президента Владимир Литвин заявлял ранее, что всенародный опрос обойдется государству в 20 млн. гривен.
Напомним, что, согласно указу Президента Леонида Кучмы, всеукраинский референдум будет проведен 16 апреля нынешнего года. В бюллетени для голосования включены шесть вопросов, касающихся, в частности, выражения недоверия Верховной Раде и внесения изменений в Конституцию, позволяющих Президенту при определенных обстоятельствах распустить высший законодательный орган. По каждому «референдумному» пункту будут отпечатаны отдельные бюллетени.
Вопросы также касаются и возможности Президента досрочно прекращать полномочия высшего законодательного органа в том случае, если Верховная Рада не сможет сформировать парламентское большинство или не утвердит в течение трех месяцев поданного правительством проекта госбюджета. Именно такая ситуация «наклевывается» сейчас в станах Верховной Рады. И если парламентское большинство все же обрело некоторые реальные очертания (хотя и не продемонстрировало еще своей дееспособности), то с главным финансовым документом страны дела обстоят из ряда вон плохо. Первый проект бюджета на нынешний год был передан народным депутатам еще в середине сентября 1999 года. Но по сей день говорить о том, что его утверждение находится на завершающем этапе, увы, не приходится. Наблюдение же за развивающимся парламентским кризисом обходится государству слишком дорого. Потому, вероятно, и назрела необходимость ужесточить контроль за деятельностью народных избранников.
Граждане Украины будут решать и вопросы об отмене депутатской неприкосновенности, уменьшения количества депутатов с 450 до 300, о необходимости формирования двухпалатного парламента и возможности принимать Конституцию на всеукраинском референдуме. Как сообщил Михаил Рябец, для утверждения результатов референдума необходима явка более половины зарегистрированных избирателей. По вопросу, касающемуся недоверия парламенту, потребуется участие не менее 2/3 граждан Украины. Кстати, член фракции «Возрождение регионов» Александр Волков считает, что проведение референдума «не имеет ничего общего с роспуском парламента». Ведь если не будет создано парламентское большинство, только после всенародного обсуждения граждане страны, высказавшись за недоверие Верховной Раде, предоставят Президенту право распустить парламент. Председатель ЦИК также заметил, что отменить результаты референдума сможет только еще один референдум. Вопросы же, предложенные обществу для обсуждения, равно как и их количество, могут изменить только сами граждане.
По мнению председателя Центризбиркома, действующий закон о всеукраинском и местных референдумах образца 1991 года в отдельных положениях не соответствует Конституции и законам о выборах депутатов и Президента. К примеру, закон не предусматривает участия в референдуме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Несмотря на то, что ранее эта норма была признана Конституционным судом неправовой, исправить ее не представляется возможным.
Кстати, не исключено, что, после проведения данного референдума за ним последует еще один. Инициативная группа из Черкасс предложила обществу обсудить вопросы об отмене института президентства и о гарантиях прав граждан на социальную защиту со стороны правительства. Правда, к рассмотрению документов о регистрации этой инициативной группы Центризбирком еще не приступил.
Председатель ЦИК Михаил Рябец: Апрельский референдум может быть далеко не последним в нынешнем году
«Facty i kommentarii «. 21 января 2000. Политика
393
Читайте нас в Facebook