Могилу легендарного генерала якова гандзюка, защищавшего центральную раду от большевиков, смогла восстановить только 77-летняя киевлянка
Антонина Арсентьевна -- простая пенсионерка. Таких, как она, одиноких больных стариков в Киеве -- тысячи. Несколько лет назад она упала и сломала шейку бедра. После такой травмы в преклонном возрасте многие до конца жизни остаются прикованными к постели. А тут ситуация осложнилась еще и тем, что в молодости Антонина Арсентьевна, попав в автокатастрофу, получила тяжелую черепно-мозговую травму, и частично потеряла память. Врачи не рискнули делать операцию. Ее ждала незавидная участь. Но неожиданно в ее жизни все круто изменилось. А точнее, сама женщина круто изменила свою жизнь.
Письмо из Америки
-- Со мной в палате лежали пожилые женщины с таким же диагнозом, -- рассказывает Антонина Арсентьевна. -- Дела их были совсем плохи, вот и я настраивалась на мысль, что вдобавок ко всем моим горестям я еще и буду прикована к постели. Дело в том, что после аварии я несколько десятилетий была совершенно беспомощной. И хотела что-то делать, но не могла заставить себя. Так я смирилась с тем, что годна лишь вязать авоськи. И вот совершенно неожиданные обстоятельства изменили мою жизнь: когда я лежала с переломом, мне в больницу и принесли письмо из Америки.
За несколько дней до получения травмы Антонина Арсентьевна отправила знакомому священнику отцу Григорию в Калифорнию открытку с поздравлением по случаю тысячелетия крещения Руси. Ответ написали прихожане церкви -- семья Гандзюков. Как оказалось, отец Григорий умер от инфаркта, и они решили ответить на ее письмо. Завязалась переписка. Гандзюки обратились к Антонине Арсентьевне с просьбой разузнать, как можно восстановить могилу их родственника -- генерала Якова Гандзюка.
Генерал-майор Яков Гандзюк -- дважды Георгиевский кавалер, участник русско-японской и первой мировой воен. В 1917 году он командовал Первым Украинским корпусом, сражался с большевиками и защищал Киев, где в то время работала Центральная Рада. А в 1918 году он был взят в плен большевистским командиром Муравьевым и расстрелян после отказа перейти на сторону врага. Вскоре в Киев вернулся гетман. Тело генерала Гандзюка нашли в братской могиле на Соломенской площади и с почестями перезахоронили на Выдубицком кладбище. Вдова Гандзюка с сыном эмигрировали. Впоследствии знакомые написали им, что могила генерала стерта с лица земли.
-- Меня осенила мысль, что найти могилу должна именно я! Появился стимул к жизни: я каждый день молила Бога дать мне силы встать на ноги и выполнить просьбу, -- говорит 77-летняя женщина.
Судьбоносная встреча
Женщина перебирала в памяти события своей жизни. Ребенком ее с мамой угнали в Германию, где они ходили в православную церковь -- Собор Воскресения Христова и подружились с семьей священника Григория -- тоже украинцами. Но, вернувшись на родину, потеряла с ними связь -- в то время иметь друзей за границей было небезопасно.
Однажды Антонина Арсентьевна поехала в Почаевскую лавру. По воле случая в это же время приехала сестра отца Григория. Совершенно случайно женщины выяснили, что у них есть общие знакомые.
-- Как оказалось потом, это была судьбоносная встреча. Сестра рассказала, что отец Григорий с женой сейчас живут в Калифорнии. там он построил свою церковь, и дала мне его адрес. Но я двадцать лет не решалась ему написать. А когда написала, он уже умер. Но видно, так надо было. Иначе я бы не познакомилась с Гандзюками, а они в моей судьбе сыграли, можно сказать, решающую роль.
Приняв решение разыскать и восстановить могилу генерала Гандзюка, Антонина Арсентьевна сразу же и начала действовать. В больнице написала письмо в Главное архитектурно-планировочное управление и получила ответ, что по этому вопросу надо обратиться в Управление культуры.
-- Я была готова к тому, что придется столкнуться с бюрократическими проволочками. Но даже маленький шажок к цели добавлял мне силы. Когда я получила ответ из Управления культуры, мне как раз сделали рентген и оказалось, что кость начала срастаться. Теперь я садилась, разрабатывала ногу, чтобы вставать и учиться ходить на костылях. Ведь одной перепиской такое дело не решишь. Надо было поехать на кладбище, чтобы найти место захоронения. И я была так полна решимости, что уже через несколько месяцев одолела лестницу. (Для человека, перенесшего травму головного мозга и получившего тяжелейший перелом такая активность и целеустремленность, наверное, были сродни разве что пробуждению от сна. -- И. Р. )
А летом у Антонины Арсентьевны был первый выход в свет Выдубицкий монастырь. Из письма сына генерала Антонина Арсентьевна знала, что на могиле должен быть дубовый крест с надписью «Генерал-майор Яков Гандзюк. 1873--1918. Зверски убит большевиками». Но, видно, действительно могила была стерта с лица земли. Разумеется, крест с такой надписью не мог уцелеть при советской власти. Итак, первая попытка оказалась тщетной, и Антонина Арсентьевна вернулась домой ни с чем.
Единственный человек, который понял благородные намерения женщины, -- историк киевского некрополя
-- Так начались мои поиски, которые продолжались два года. Ничего не найдя на кладбище, я отправилась в Главное управление культуры, где меня посылали из одного кабинета в другой. Для человека, который еле держится на ногах, это стоило усилий, но я не сдавалась, так как считала: рано или поздно я своего добьюсь.
И вот в одном из кабинетов мне посоветовали обратиться к историку-краеведу Людмиле Проценко, которая занимается историей киевского некрополя. Это оказалась добрейшая женщина. Она единственная поняла меня. Людмила Андреевна поехала со мной на Выдубицкое кладбище и по описанию, которое выслал мне сын генерала, она сама отмерила расстояние шагами (тогда я еще передвигалась на костылях) и рулеткой от чугунной плиты с южной стороны у Михайловского собора и нашла место могилы. Теперь надо было оформлять документы, чтобы поставить на этом месте памятник и оградку.
В Управлении культуры Антонине Арсентьевне ответили, что разрешат восстановить могилку лишь после того, как в архивах найдут данные о захоронении генерала.
-- Но в архивах были только отрывочные сведения о Якове Гандзюке, -- рассказывает Людмила Проценко. -- Его родственники все документы хранили у себя и раньше не хотели передавать их на родину. Однако Антонине Арсентьевне они их переслали, и тогда мы смогли доказать, что такой человек был и именно на территории Выдубицкого кладбища находится его захоронение. Благодаря энтузиазму Антонины Арсентьевны историческая личность Якова Гандзюка не останется неизвестной потомкам.
-- Я постоянно сообщала Гандзюкам о своих успехах, и когда все было готово, они выслали деньги, чтобы я заказала памятник с изображением скрещенных сабель и надписью: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за своих друзей». В день открытия памятника Людмила Андреевна пригласила телевидение, и я возлагала букет цветов на могилу. Видеозапись я передала семье Гандзюков. Это был самый приятный момент -- ведь на пленке воочию был результат моей нелегкой работы. И не только потому, что я выдержала все испытания, но и потому, что смогла решиться на это и довести начатое до конца.
795Читайте нас в Facebook