ПОИСК
Происшествия

Пьер карден: «я спал с женщинами, я спал с мужчинами. Меня любили, обольщали и желали великие люди»

0:00 7 июля 2000
Ирина ТЕМИРОВА, Ирина ТУМАРКИНА «ФАКТЫ»
Легендарному кутюрье исполнилось 78 лет

Сыну бедных итальянских иммигрантов удалось сделать головокружительную карьеру, стать кавалером ордена Почетного легиона, одним из лучших в мире кутюрье, попасть в реестр самых богатых людей Франции и крупнейших предпринимателей Европы. Однажды его спросили, как можно стать Карденом, и он, смеясь, ответил: «Все очень просто. Для этого следовало родиться в Венеции, приехать учиться во Францию, в 1945-м с д'артаньяновским энтузиазмом прибыть в Париж, стать другом Жана Кокто, Кристиана Берара, Кристиана Диора, в 1950-м на улице Ришпанс открыть свою фирму, работать сутки напролет, создавая коллекцию за коллекцией, пускаться в самые дальние путешествия, а остальное -- проще пареной репы… »

12 фактов из жизни Пьера Кардена

1. Пьер был одиннадцатым ребенком в семье, и, как это часто бывает, именно он, самый младший, добился наибольших высот. «Когда мне было шестнадцать лет, я очень хотел быть артистом, но судьба распорядилась иначе, -- рассказывал Карден. -- После войны стал учиться на портного, но интерес к танцу и театру остался». В 1946 году парижский модельер Кристиан Диор проводил отбор молодых и талантливых людей в свой дом моды. Из семи претендентов великому кутюрье Пьер Карден показался самым перспективным и был принят на роль «подмастерья» первым. А вскоре ему поступает и первый серьезный заказ: модельер Жан Кокто предлагает изготовить костюмы и декорации для фильма «Красавица и чудовище». Карден блестяще справился с работой, получил высокую оценку критиков и в 1950 году решился открыть собственный дом моды. В 1953 году он демонстрирует свою первую самостоятельную коллекцию, которая имеет небывалый успех.

2. Первый бутик -- под названием «Ева» -- Пьер Карден открыл в Париже в 1954-м. Через три года появляется второе детище мастера -- «Адам», а сам модельер становится «отцом» черных женских чулок и высоких сапог «от Кардена». В 1959-м он впервые устраивает показ моды не на подиуме какого-нибудь парижского дворца, где лицезреть портняжные шедевры может только элита, а в обычном магазине на бульваре Хаусман. За это профсоюз высокой моды исключает молодого кутюрье из своих рядов, упрекая его в том, что он «обесчестил» профессию. А по прошествии пяти лет Карден берет реванш -- становится председателем этого профсоюза и объявляет о своем решении сделать моду доступной для всех. «Те, кто так критиковал меня тогда, -- скажет мэтр в 1998 году, -- занимаются сегодня продажей товаров по почте».

3. Когда кутюрье показал первую мужскую коллекцию «от Кардена», знаменитая ливерпульская четверка тут же пожелала записаться к нему в клиенты. «Битлз» пришлись по душе его пиджаки без ворота и зауженные брюки. А в женской моде настоящий бум вызвали придуманные Карденом мини-сарафаны -- юбка плюс бретельки. Он «одевает» прекраснейших женщин планеты: Брижит Бардо, Софи Лорен, Джеки Кеннеди, Марлен Дитрих, Бьянку Джаггер. «В 60-х газеты писали, что я был одним из трех самых известных французов в мире, -- говорит он. -- Хотите знать, кто были другие двое? Генерал де Голль и Брижит Бардо».

РЕКЛАМА

4. В начале 60-х во Франции заговорили о странных отношениях Кардена с актрисой Жанной Моро. Она часто фотографировалась в его «космических» платьях и не раз открыто заявляла: «Я знаю о его репутации гомосексуалиста. Но мне все равно. Он способен любить женщину». «Я любил ее шесть лет, -- вспоминает Карден. -- Хотел от нее ребенка, но она не могла иметь детей. Я не думал о наших отношениях как о сексе. Это была моя самая поэтическая любовная история, а у меня было много любовных историй».

Когда в 1991-м Ричард Морэ опубликовал неавторизованную биографию Кардена «Человек, который стал этикеткой», модельер попросил друзей-журналистов не рецензировать ее. И они не стали. «Я спал с женщинами, я спал с мужчинами, -- говорит он. -- Я свободный человек. Меня любили, обольщали и желали необыкновенные люди».

РЕКЛАМА

5. В те же 60-е появились первые колготки -- Карден и Диор сразу обратили внимание на новинку и одновременно выпустили авторские коллекции «второй кожи для женских ножек». Но колготки от Кардена выгодно отличались от диоровских: на них указывался размер, и упакованы они были в красивые коробочки из плексигласа. Интересная деталь: в обществе считали, что надевать чулки и колготки черного цвета до семи часов вечера -- дурной тон. И когда, демонстрируя коллекцию прет-а-порте, модели Кардена вышли на подиум в черных колготках, публика восприняла это как пощечину общественному вкусу. Однако время подтвердило правоту Мастера, и женщины вскоре поняли, что черные колготки на каждый день -- это очень практично. Журналистам, спросившим кутюрье, что он думает по этому поводу, Карден ответил: «Все разговоры на тему «после семи вечера» -- просто глупости. Если бы это было так, вряд ли черные колготки занимали бы первые строки в рейтинге самых продаваемых товаров».

7. Побывав в Советском Союзе, Карден познакомился с Майей Плисецкой: «Я увидел ее в «Кармен», влюбился с первого взгляда, и мы стали дружить. И с тех пор шил костюмы ко всем ее постановкам. Первые были для «Анны Карениной», потом -- «Вешние воды», «Чайка»… Майя не просто великая балерина ХХ века -- она воплощение Танца. Она символ русской культуры». Карден часто приезжает в СССР, по его эскизам шьют костюмы к спектаклю «Юнона и Авось», а в 1998 году, к столетнему юбилею МХАТа, кутюрье создает модели одежды в стиле «Чеховские женщины».

РЕКЛАМА

8. В далеком 1948 году Карден впервые вошел в ресторан «Максим», чтобы отведать черной икры. А в 1981-м сеть ресторанов «Максим», разбросанных по трем континентам, становится частью империи Кардена. Несколько лет назад недалеко от Кремля открылся и московский «Максим». Говорят, на его презентации бокал шампанского стоил 200 долларов, и один остроумный человек, выпив половину, попросил остальное «сухим пайком», то бишь деньгами.

9. Несмотря на то что модельер отнюдь не беден, живет он просто и скромно. «Я использую деньги на дело, не для себя лично, -- говорит Карден. -- В частной жизни я не экстравагантен. Покупаю нужные вещи, не показные. Моего водителя это очень смущало, поэтому я приобрел «Ягуар», и теперь он счастлив. Но «Пежо» был для меня идеален, потому что я не хочу, чтобы обо мне судили по тому, чем я владею. Мне не надо самоутверждаться…

Одет я не скромно, а соответственно возрасту. Хорошо одетый человек -- тот, кто считается с собой, и с другими. Если бы я был молодым человеком, я, вероятно, покрасил бы волосы в рыжий цвет и надел бы что-то экстравагантное. Люди, которые одеваются экстравагантно, привлекают к себе больше взглядов противоположного пола, чем, скажем, те, которые одеты банально и незаметно».

10. Парижский офис Кардена находится аккурат напротив Дворца президента Франции. Модельер шутливо признается, как они с Шираком любят помахать друг другу ручками из своих окон. И это, пожалуй, единственное, что сближает Пьера Кардена с политикой. «Быть может, потому, -- замечает модельер, -- политики мне никогда не помогали. Зато я остался независимым».

11. В школе французского городка Сент-Этьен Пьера дразнили «грязным макаронником». Когда он, уже будучи всемирно известным кутюрье, стал ездить в Советский Союз, его окрестили «красным модельером». Сегодня Карден -- «дедушка высокой моды». Но в жизни «дедушка» полон энергии и задора. «Ни семьи, ни собаки, -- говорит он о себе. -- Я работаю весь день, на сон уходит лишь шесть часов. Сейчас я не занимаюсь спортом, хотя в молодости я увлекался всем, особенно плаванием, гольфом, теннисом, горными лыжами, велосипедом. Сейчас просто нет времени, все занимает работа». И, улыбаясь, добавляет: «Иногда я сам убираю в своем офисе».

12. Когда легендарного кутюрье спрашивают, счастлив ли он, Карден пожимает плечами: «Не так много людей могут утверждать, что они счастливы в жизни, а я могу так сказать… Мне всегда сопутствовал успех. Он со мной до сих пор. Я повстречал много замечательных людей за свою жизнь. У меня никогда не возникало желания бросить все к черту… Да, я могу сказать, что доволен. Я занимался тем, чем хотел, -- это касается и моды, и театра, и бизнеса. Я объездил весь мир… Но я авантюрист и никогда не перестану искать смысл жизни… На самом деле я нуждаюсь во всем: мне нужно все. И в то же время -- ничего».

6218

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров