ПОИСК
Украина

Новый закон предполагает выплату государственной помощи в случае, если доходы семьи окажутся ниже прожиточного минимума

0:00 13 июля 2000
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ «ФАКТЫ»

Всем понятно, что социальная политика государства должна быть направлена не на формальную выплату копеечных пособий, а на обеспечение достойной жизни своих граждан. К сожалению, в настоящее время Украина не может позволить себе такой роскоши и ограничивается различными социальными пособиями, от размера которых хочется плакать. Именно поэтому большинство наших сограждан не живут -- выживают, экономя на каждой покупке и отказывая себе практически во всем.

Однако в начале июня парламент принял Закон «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», который, возможно, изменит подход государства к финансовой поддержке граждан Украины.

В настоящее время механизма определения прожиточного минимума на семью пока не существует

Данный документ вводит новый вид адресной государственной помощи, который существенно отличается от существующих ныне в Украине социальных выплат. Дело в том, что большинство из них назначаются конкретному лицу независимо от материального положения его семьи. К примеру, каждой женщине, которая имеет ребенка младше 3 лет, выплачивается пособие в размере 22,2 гривни. Но все дело в том, что для одной семьи -- это ощутимый вклад в семейный бюджет, а для другой -- даже не деньги «жене на булавки». Именно поэтому государство решило пересмотреть свои социальные программы и назначать финансовую помощь, исходя не из статуса человека, а из дохода всей семьи.

Адресная социальная помощь будет назначаться малообеспеченным семьям, чей среднемесячный доход по уважительным или не зависящим от них причин оказался ниже установленного законодательством прожиточного минимума для семьи. Естественно, сразу же возникает вопрос: как же определяется прожиточный минимум для семьи? Сразу оговоримся, что в настоящее время механизма его определения не существует. Впрочем, как не существует и денежного выражения прожиточного минимума.

РЕКЛАМА

Летом прошлого года парламент принял Закон «О прожиточном минимуме», в котором было определено, что прожиточный минимум рассчитывается отдельно для каждой из четырех категорий населения: для трудоспособного населения, для нетрудоспособного (пенсионеры), для детей до 6 лет, для детей от 6 до 18 лет. Осенью прошлого года для каждой категории были составлены наборы необходимых товаров и услуг (продуктов, лекарств, одежды, обуви, предметов обихода и так далее). Затем правительство рассчитало стоимость этих наборов. Денежное выражение прожиточного минимума в конце весны правительство передало на утверждение парламента. Но депутаты до сих пор не обсудили этот вопрос, хотя и обещали приступить нему еще до начала каникул.

Поэтому пока в нашем распоряжении есть только предварительные расчеты, произведенные Кабинетом министров, исходя из майских цен: прожиточный минимум для трудоспособного человека составляет 287,63 грн. в месяц, для нетрудоспособного -- 216,56 грн. , для ребенка до 6 лет -- 240,71 грн. , для ребенка от 6 до 18 лет -- 297,29 грн.

РЕКЛАМА

Что же касается прожиточного минимума для целой семьи, то существует несколько возможных вариантов его определения. К примеру, предлагается суммировать прожиточные минимумы для каждого члена семьи. Тогда прожиточный минимум семьи из четырех человек, состоящей из двух трудоспособных супругов, ребенка до 6 лет и бабушки-пенсионерки, составит: 287,63 + 287,63 + 240,71 + 216,56 = 1032,53 грн. Возможно, прожиточный минимум для семьи будет определяться не простым суммированием, а составит некий процент полученной суммы. Кроме того, не исключено, что будет разработан какой-нибудь иной механизм его определения.

Закон предполагает, что размер адресной социальной помощи устанавливается как разница между прожиточным минимум для каждой конкретной семьи (причем, суммой, которая не превышает 75% этого прожиточного минимума) и ее среднемесячным совокупным доходом. Если представить, что для вышеприведенной семьи из четырех человек прожиточный минимум составляет 1032,53 грн. (75% минимума -- 774,4 грн. ), а ее среднемесячный доход достигает, к примеру, 604 грн. , то адресная помощь этой семье должна выплачиваться в размере 774,4 -- 604 = 170,4 грн.

РЕКЛАМА

Впрочем, все это только предварительные расчеты… В настоящее время экономическая ситуация в стране не позволяет выплачивать адресную социальную помощь в полном размере, и пока ее предполагается устанавливать с некоторыми оговорками. Например, с учетом того уровня прожиточного минимума, который определяется, исходя из реальных возможностей госбюджета Украины.

Как известно, финансовый потенциал нашего государства не так уж и велик, так что прогнозировать, какой (после депутатских прений и доработок) будет прожиточный минимум и как станут начислять адресную помощь, бессмысленно. Данный закон был принят с подачи парламентариев. Так что утверждать размер адресной помощи станут сами парламентарии. Причем, вместе с государственным бюджетом -- чтобы согласовать финансирование данного вида помощи и расходы (читай: возможности) бюджета.

Семье, которая владеет двумя и более автомобилями, государственную помощь не назначат

Адресная социальная помощь малообеспеченной семье будет назначаться на шесть месяцев, начиная с месяца обращения (так же, как в настоящее время назначаются субсидии). Одиноким людям или супругам, признанным по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными, помощь может быть назначена на весь срок их болезни. Но только при условии, что у них нет других источников существования и родственников, обязанных их содержать. А если этот одинокий человек или бездетная чета достигли 65-летнего возраста, адресная помощь может быть назначена им пожизненно.

Решение о назначении адресной социальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимают органы социальной защиты населения по месту проживания семьи. Для этого нужно написать заявление и подать его в собес вместо со справкой о составе семьи, декларацией о доходах и имуществе всех членов и справкой о наличии земельного участка (пая). Причем, в доход семьи засчитываются все виды государственной социальной помощи (в том числе помощь семьям с детьми) и не включаются субсидия за жилищно-коммунальные услуги, а также уплаченные членами семьи алименты.

Кстати, вопросам имущества будет уделено особое внимание. Например, помощь не назначается, если у семьи в собственности или во владении есть земельный участок свыше 0,6 га, который должен приносить доход, больше одного автомобиля, транспортного средства, или же вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на одного члена семьи, плюс 10,5 кв. м на семью.

Контролем за правильностью предоставления государственной социальной помощи будут заниматься социальные инспекторы. Штат социальных инспекторов планируется создавать на базе уже существующего в нашей стране штата социальных работников, так как по заявлению министра труда и социальной политики Украины Ивана Саханя, квалификация и (что особенно важно!) моральные качества этих людей проверены временем и вполне соответствуют поставленным целям.

Кстати, в развитых странах институт социальных инспекторов существует уже давно и ничем не уступает налоговым служащим ни по количеству работников, ни по полномочиям. Они имеют право посещать дома людей, которые получают государственную социальную помощь, проверять их финансовое состояние и воочию удостовериться в правильности сведений, поданных в органы социальной защиты. В случае, если инспектор обнаруживает какие-либо расхождения, выплата помощи может быть незамедлительно прекращена, а дело о ее предоставлении отправлено на пересмотр.

Наш закон также ввел персональную ответственность граждан при подаче недостоверных сведений об имущественном и материальном положении семьи. В частности, если выяснится, что семья в течение последнего (перед обращением за государственной социальной помощью) года совершила покупку на сумму, которая превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для семьи, если семьей были поданы недостоверные сведения, заявителям в предоставлении государственной социальной помощи могут отказать, а выплату уже назначенной помощи -- приостановить.

Кроме того, с целью стимулирования семьи к самообеспечению социальная помощь может быть уменьшена до 50%, если семья не использует полностью свои возможности по нахождению дополнительных источников существования. Например, если один из трудоспособных членов семьи упорно отказывается устраиваться на работу.

Решение о назначении адресной помощи принимается в течение десяти дней. Выплата производится один раз в месяц. Ее (как и в настоящее время -- пенсии) можно будет получить либо на почте, либо в отделениях уполномоченных банков (в случае, когда по выбору семьи сумма перечисляется на открытый в нем счет).

В настоящее время государство поддерживает только те семьи, чей среднемесячный доход не превышает 46 гривен в месяц на человека

Между прочим, с весны 1999 года в Украине действует промежуточный вариант адресной государственной помощи, которая назначается также в зависимости от дохода всех членов семьи. Однако право на ее получение имеет далеко не каждая семья.

Эта социальная помощь предоставляется только семьям, состоящим из нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов), у которых на содержании находятся несовершеннолетние дети. В состав семьи могут также входить люди, имеющие в законном порядке право не работать (например, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком). Кроме того, в составе таких семей могут находиться люди, состоящие на учете в службе занятости, но уже утратившие право на получение пособия по безработице.

Кроме того, в настоящее время адресная социальная помощь назначается семьям при условии, что их совокупный доход не превышает определенный порог. Этот порог вычисляется путем умножения минимального дохода (в настоящее время -- 46 грн. ) на сумму коэффициентов семьи. Один взрослый человек (и ребенок-инвалид) имеет коэффициент 1, второй (третий и так далее) -- 0,7, несовершеннолетний ребенок -- 0,5. Исключение составляет семья, состоящая из инвалидов I и II групп и детей. В таком случае каждому взрослому человеку присваивается коэффициент 1.

Например, если семья состоит из двух инвалидов (отец и мать), у которых на содержании находятся двое детей до 16 лет, общий коэффициент этой семьи составит 1 (первый взрослый инвалид) + 1 (второй взрослый инвалид) + 0,5 (первый ребенок) + 0,5 (второй ребенок) = 3. Значит, предел доходов для этой семьи составляет: 46 грн. х 3 = 138 грн.

Теперь рассмотрим реальный доход такой семьи. Допустим, отец и мать получают пенсию по инвалидности (46 грн. ) и помощь на детей (по 7,4 грн. на каждого): 46 + 46 + 7,4 + 7,4 грн. = 106,8 грн. Эта сумма не превышает 138 грн. , значит, семья имеет право на социальную помощь.

А размер ежемесячной помощи составляет разницу между реальным доходом семьи и порогом: 138 — 106,8 грн. = 31,2 грн.

После вступления в силу нового закона (предположительно -- с начала 2001 года) сфера применения адресной социальной помощи наконец-то распространится на большее количество семей. И, что особенно важно, будет действительно способствовать обеспечению достойного уровня жизни наших сограждан. Дай-то Бог…


«Facty i kommentarii «. 13-Июль-2000. Экономика.

39033

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров