Член депутатской группы «трудовая украина» сергей пересунько: «все законы в великой литве были написаны, по сути, на украинском языке»
Не так давно авторская группа, в которую входят известные народные депутаты, ученые и юристы-практики презентовала проект концепции правовой реформы в Украине, предлагающий весьма оригинальный путь реформирования законодательной базы, а также новый способ выработки и согласования всех фундаментальных законов страны. Главная особенность проекта заключается в том, что подготовку законодательных текстов предлагается поручить не парламенту, а Национальному законотворческому центру. Естественное в этом случае недоумение: а что же будет делать Верховная Рада? И не станет ли центр еще одной обузой для нашего налогоплательщика? Да и вообще, зачем нам правовая реформа, если все ищут причины наших бед в налогах, в энергокризисе, в неправильном бюджете, наконец. На эти и другие вопросы «ФАКТЫ» попросили ответить инициатора и руководителя группы по подготовке «Концепции правовой реформы», народного депутата, председателя Социал-Демократического союза и члена депутатской группы «Трудовая Украина» Сергея Пересунько.
«Традиции украинского законотворчества использовались многими европейскими державами»
-- Сергей Иванович, нужна ли законодательная реформа?
-- Еще Аристотель пришел к выводу: «Благополучие государства зависит от законов». Везде, где общественная жизнь была законодательно урегулирована на высоком уровне, — в любой стране и в любую эпоху — наблюдался прогресс. Вспомните историю. Киевский князь Ярослав Мудрый создал свод законов «Русская правда» и этим дал мощный импульс социально-экономическому развитию Киевской Руси. Наполеон Бонапарт сменил путаные, авторитарные законы ясными и четкими правовыми кодексами — и Франция за три года превзошла по могуществу всю Европу. Еще пример: с 1825 по 1913 годы в России проведено пять правовых реформ -- и она стремительно выросла из феодально-аграрной страны в развитую индустриальную державу.
-- Но Франция или та же Россия — это державы с многовековой традицией законотворчества, у них было, что реформировать. А мы все начинаем с новой строки
-- Во-первых, Киевская Русь в эпоху своего расцвета была сильным европейским государством, многие народы и страны искали с ней союза и равнялись на нее, в том числе и в законодательной сфере. А упомянутая «Русская правда» прошла долгий путь развития и стала впоследствии правовой основой Великого княжества Литовского. Все законы-то в Великой Литве писались, фактически, на украинском языке. Во-вторых, нельзя забывать историю Запорожской Сечи, конституцию гетмана Пилипа Орлика. Написанная еще в 1710 году, она до сих пор считается примером наиболее продуманного и демократичного правового фундамента для европейской державы. В ней впервые оговорены взаимные права и обязанности правителей и народа. Равного этому документу в то время просто не было.
Так что традиции украинского законотворчества, по сути, были использованы во многих европейских державах. Трагизм нашей государственности не в том, что нет традиций законотворчества, а в том, что наши законодатели не желают их замечать и ими пользоваться.
-- И это привело
-- К топтанию на месте вот уже целых десять лет. А за эти годы мы отстали от Европы еще лет на 15. Упрямо не желаем видеть своих традиций, своего пути к быстрейшему прогрессу в законодательных основах наиболее развитых держав Европы и мира. Главная беда Украины в том, что на десятом году независимости мы живем на осколках советского права, бездумно и бессистемно его переиначиваем, принимаем неграмотные законы, а потом спрашиваем, почему же все плохо?
В первые годы независимости возник самый настоящий правовой вакуум: перестали действовать, потеряли всякий смысл тысячи инструкций и законов. Вот тогда и надо было немедленно создавать новую правовую базу. Ничего лучшего, чем совет наиболее авторитетного теоретика открытого общества Карла Поппера, я не знаю: простая отмена администрирования, внезапная либерализация общественной жизни в бывших соцстранах приведут не к благополучию и процветанию, а к хаосу, резкому расслоению на обездоленных и богатых, к дикой коррупции. Избежать этого можно лишь без промедления создав правила игры для новых экономических отношений.
«Мы должны научиться играть с Западом по одним правилам»
-- Но ведь парламент первых созывов заботился вроде бы о том же?
-- Видимо, Верховной Раде за два предыдущих созыва такая задача оказалась не по силам. Писаных правил на все случаи жизни не создали, и страна стала жить в режиме «ручного» управления. С уклоном не в сторону общенациональных интересов, а в сторону выполнения заявок промышленно-финансовых групп и олигархических кланов — тех, кто имел влияние на власть. Попытки парламента «залатать дыры» привели к появлению большого числа непродуманных, несовершенных законодательных актов. Как правило, они быстро устаревали, входили в противоречие с реальной жизнью и требовали постоянного обновления. С принятием же Конституции необходимость реформирования правовой системы стала как никогда острой. К этому нас, кстати, побуждает и членство в Совете Европы. Мы должны научиться играть с Западом по одним правилам!
-- Что вы имеете в виду под игрой по одним правилам?
-- Представьте, если сборную Украины по волейболу отправить на чемпионат мира по футболу, да еще заставить играть с бразильцами Естественно, наши проиграют. Чтобы играть на равных, нужно иметь соответствующую подготовку: знать международные правила и уметь профессионально ими пользоваться. Помимо этого, отечественным бизнесменам, экономистам и политикам надо руководствоваться одинаковыми со своими зарубежными коллегами правилами. Но беда в том, что подобных правил у нас до сих пор нет. Надо создать нормативно-правовые акты, не противоречащие международным, и тогда наша экономика заработает, получит возможность развиваться в соответствии с законами рынка, по которым давно живет весь цивилизованный мир.
-- А как же поиск своего, чисто национального пути развития?
-- В Украине многие стремятся наделать собственных «национальных» ошибок. В этом, мне кажется, главная причина нашего пробуксовывания. Поскольку опыта собственной современной государственности у страны еще мало, то и прокладывать «свой путь» просто глупо. Это во-первых. А во-вторых, нужно ли «изобретать велосипед»? Не лучше ли овладеть опытом тех, кого история уже проэкзаменовала?
Сегодня можно проехать на автомобиле от Луганска до Лиссабона через десятки стран, не выходя из-за руля потому что действует единый для всех государств закон — правила дорожного движения. Удобно и выгодно. Так почему же в дорожном движении мы согласны на такие правила, а в других сферах общественно-правовых отношений ищем национальные особенности?
Собственно, копирование и адаптация законодательств развитых стран нынче признаются в мире как один из наиболее эффективных и быстродействующих способов ускорения экономического и социального прогресса. Снова обращусь к примерам. Томас Джефферсон, создавая Конституцию и базовые законы США, приспособил к американским условиям сбалансированные законы Великобритании и Франции. Или вспомним бывшие колонии — Канаду, Австралию, ЮАР Что привело их в когорту высокоразвитых стран? Опять же, применение правовых норм, которые действовали в их бывших метрополиях. А Турция? Ататюрк сумел адаптировать к национально-религиозным условиям своей страны законодательство Швейцарской конфедерации. Разве Турция осталась в проигрыше?..
-- То есть, проект концепции правовой реформы отличается от предыдущих тем, что «не латает дыр на старом кафтане», а предлагает выкройку для шитья нового современного костюма?
-- Чтобы не остаться на задворках истории, нам следует разумно воспользоваться тем, что уже создано человечеством. Без чванства, без похвальбы каким-то «собственным путям». Надо менять технологию, что и предусмотрено нашим проектом. Первый обязательный шаг в этом направлении — создание Национального законотворческого центра, объединяющего усилия специалистов-юристов, ученых, управленцев.
-- Изменятся ли методологические принципы законотворчества?
-- Само собой разумеется. В этом вопросе опять-таки придется воспользоваться опытом демократически развитых стран. Мы подсчитали, что все направления общественной жизни, государственных правил и экономики можно систематизировать в 60 кодексов. Их сопоставят во избежание противоречий и взаимоисключений, согласуют между собой, а затем отправят в Верховную Раду -- вместе с соответствующими поправками к Конституции. Вводить же принятые нормы в действие предлагается через год после их одобрения.
-- Чего следует ожидать, если такая программа осуществится?
-- Сейчас Украина имеет возможность повторить феномен послевоенной Германии. Подготовив за очень сжатый срок законодательную базу европейского образца, мы создадим условия для прихода инвесторов, -- как внутренних, так и зарубежных. Будет разумная правовая база — значит, придет инвестор. И чтобы стабильно получать прибыль, он вложит деньги в новейшие технологии, которые обеспечат выпуск конкурентоспособных товаров. Таким образом мы снимем с государства огромную нагрузку по поиску и разработке новых дорогих технологических циклов, по их внедрению и так далее. Все это сделают сами инвесторы.
«Facty i kommentarii «. 20-Июль-2000. Политика.
825Читайте нас в Facebook