Палестинец раафат сабха две недели жил в самолете, скитаясь по маршруту симферополь-стамбул-каир-амман
Когда я познакомился с Татьяной Абу Сабха, то решил, что она одевается в жельбаб (национальная женская одежда у арабов -- Авт. ), чтобы подчеркнуть свое нынешнее отчаянное положение. Эта высокая красивая женщина была немногословна, о муже и детях рассказывала спокойно, как будто речь шла о посторонних людях. Говорить о личной жизни отказалась твердо, но вежливо.
Свадьба была скромной, «горько» не кричали -- у мусульман это не принято
Палестинец Раафат Сабха родился в 1973 году в Газе. После окончания школы поехал учиться в Советский Союз. Те, кто получал высшее образование в Союзе, раньше после возвращения домой становились уважаемыми и обеспеченными людьми. Закончив подготовительное отделение Сумского физико-технологического института, он поступил в Донецкий мединститут. Через год Украина решила, что для хорошего медика достаточно и пяти лет учебы. Однако для иностранных студентов это стало ударом «под дых» -- за рубежом признают только шестилетнее медицинское образование. Африканцы и азиаты бросились в Россию. Раафат перевелся в Кубанскую медакадемию в Краснодаре. Но скоро украинские чиновники одумалась и вернули шестилетнее образование. В сентябре 1994 года Раафат переводится в Крымский мединститут (ныне -- медуниверситет). С той поры он никуда из Крыма не выезжал.
Татьяна Ларичева родилась и выросла в Симферополе. После окончания школы поступила в университет на филологический факультет. Как вспоминает Танина мать, Виктория Константиновна, у них с мужем даже в мыслях не было, что дочка захочет выйти замуж за иностранца. И когда в их доме впервые появился черноволосый смуглый парень, говоривший по-русски с явным акцентом, родители отнеслись к нему настороженно. Однако молодой человек оказался воспитанным и вежливым, не курил и был равнодушен к спиртному -- не пил даже пива и шампанского. Парень попросил руки их дочери. Посовещавшись, Виктория Константиновна и Всеволод Иванович согласились на этот брак. Свадьба была скромной, «горько» не кричали -- у мусульман это не принято. Молодые перебрались в общежитие мединститута, так как иностранцам не разрешалось жить на квартирах.
В 1997 году родилась Нур, а через год Сара. Закончив вузы, Татьяна и Раафат пошли работать: она стала преподавать в школе русский язык, он поступил в клиническую ординатуру при Медуниверситете на кафедру нейрохирургии.
Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Раафата, если бы через год после учебы в ординатуре он не надумал стать гражданином Украины. Для начала надо было получить вид на жительство, а поскольку «учебная» виза это сделать не позволяла, ему пришлось уволиться из медуниверситета. С этого момента включился невидимый счетчик и стал неотвратимо отмеривать последние часы проживания Раафата в Крыму.
12 апреля этого года в медуниверситете появился приказ об его отчислении, через четыре дня ему предложили покинуть общежитие.
Раафат с Татьяной и детьми переехали к ее родителям. 21 апреля деканат Медуниверситета сообщил в отдел паспортной регистрации и миграционной работы (ОПР и МР) Симферополя о том, что Раафат не является за выездной визой, и попросил сократить срок его пребывания в Украине. 25 апреля Раафата предупредили, что он должен покинуть Украину, в противном случае его выдворят из страны. 2 июня появилось постановление о выдворении Раафата, так как он «не принял меры к легализации своего положения», чем нарушил сразу несколько статей Закона Украины «О правовом статусе иностранцев».
-- Сразу после увольнения из медуниверситета Раафат и я вместе с ним стали обивать пороги служб, имеющих прямое отношение к получению прописки и вида на жительства, -- рассказывает Татьяна. -- Он получил из посольства Египта в Украине ответ, что не является гражданином Арабской Республики Египет и считается беженцем Палестины. Раафат обращался за помощью в Киев и в Верховный Совет Крыма. Но ответов ниоткуда мы не получили.
«С юридической точки зрения Раафат -- человек без гражданства»
5 июня поздно вечером в квартиру Ларичевых громко и настойчиво постучали. «Кто там?», -- спросила Виктория Константиновна. «Откройте, милиция!», -- раздался за дверью требовательный голос. Вошли четверо вооруженных людей в форме. Они поинтересовались, где находится Раафат Али Габр Абу Сабха. Виктория Константиновна не удивилась. Она решила, что это обычная проверка документов, и ее зятю ничего плохого не угрожает. Раафата попросили предъявить паспорт. Внимательно ознакомившись с документами, «гости» неожиданно заявили, что Раафат поедет с ними. Татьяна растерялась, и уже после того, как белая «Волга» увезла мужа, вспомнила, что на нем, кроме рубашки и спортивных брюк, нет ничего. Раафат даже не успел переобуться и вышел из дома в комнатных тапочках, прихватив с собой Коран. С той поры Татьяна мужа больше не видела.
Спустя два дня Татьяна случайно узнала, что муж находится в Симферопольском приемнике-распределителе. «Я передавала Раафату еду и медикаменты, -- вспоминает она. -- Видеться с ним не разрешали. Мне посоветовали обратиться в суд и опротестовать постановление об изгнании. За три дня до суда я пришла в приемник-распределитель, но мне сказали, что Раафата нет. И только позднее я узнала, что его посадили на самолет и отправили в Стамбул».
-- У Раафата нет национального паспорта, потому что Палестина не является независимым государством и входит в состав Израиля, -- рассказывает его адвокат Нариман Абдурешитов. -- Нет паспортов и у тех палестинцев, которые живут на спорных территориях, отошедших Израилю после 1967 года. В Египте Раафату выдали так называемый паспортный документ, согласно которому на территории этой страны он может пребывать всего три часа. С ним-то Раафат девять лет назад и приехал в Украину.
С юридической точки зрения Раафат -- человек без гражданства. Мне кажется, что он все же имеет основания для проживания в Украине. Он ведь не виноват в том, что наши паспортные службы работают медленно. В соответствии с Административным кодексом при применении административного наказания необходимо учитывать, наступили ли в результате противоправных деяний ответчика какие-либо тяжкие последствия для государства или общества, или нет.
Раафат ничего плохого никому не сделал. Мало того, у него есть жена и малолетние дети, он хочет стать гражданином Украины! В семье Ларичевых работает только Всеволод Иванович. По сути, Татьяна осталась без средств к существованию.
«Государства, в которых садился самолет, давали нелегальному мигранту от ворот поворот»
19 июля суд Киевского района Симферополя признал постановление о выдворении Раафата из Украины обоснованным. Путь к жене и детям ему отрезан. По словам его соотечественников, живущих в Симферополе, Раафат две недели жил в самолете, летая по маршруту Симферополь--Стамбул--Каир--Амман. Государства, в которых садился самолет, давали нелегальному мигранту от ворот поворот. Раафат дважды побывал в Турции, Иордании, Египте и в Крыму. Во время второго визита в Симферополь Татьяне удалось передать мужу кое-какую одежду и лекарства.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Раафат позвонил в общежитие Симферопольского медуниверситета и сообщил, что он уже в Газе.
Нур и Сара скучают по отцу, плохо спят по ночам. На вопрос, где ее отец, Нур отвечает, что папа «летает на масолете». «Получается, что пока Раафат учился и платил деньги, он был нужен, а как только уволился, от него тут же избавились», -- вздыхает Татьяна.
Но сдаваться она не намерена и собирается обжаловать решение суда.
«Facty i kommentarii «. 28-Июль-2000. Человек и общество.
455Читайте нас в Facebook