Авария на румынской золотодобывающей шахте стала повторением катастрофы, случившейся недалеко от трускавца шестнаднать лет назад
Колоссальный выброс цианидов из отстойников румынской золотодобывающей шахты привел в феврале к экологическому бедствию в Румынии, Венгрии и Югославии -- мертвыми стали речки Самош и Тиса. Цианиды попали и в Дунай. В расположенных на его берегах украинских городах пришлось временно запретить брать воду из реки, да и вдоль Тисы расположено немало закарпатских сел. Оказывается, Румыния не захотела учиться на чужих ошибках, то есть наших.
Водохранилище спасло несколько крупных городов
Подобное бедствие 16 лет назад произошло недалеко от Трускавца, на Стебневском калийном комбинате. После прорыва дамбы отстойника предприятия в Днестр вылилось огромное количество отходов. Эта авария стала одной из крупнейших экологических катастроф в Украине. О том, как тогда развивались события, мы попросили рассказать заведующего отделом Института геологических наук НАН Украины, академика Вячеслава Шестопалова, возглавлявшего научно-экспертную группу по расследованию причин аварии.
-- В отстойнике Стебневского калийного комбината находились отходы, накопившиеся с конца 70-х годов, -- рассказывает Вячеслав Шестопалов. -- В 1984-м произошел прорыв ограждавшей отстойник дамбы, и жижа устремилась по ручью в Днестр. Концентрация солей была очень большой, к тому же, в них находились токсичные примеси. Поэтому путь следования «рассола» превратился в мертвую зону. Погибло все живое на сотнях километров вниз по течению Днестра. Нависла угроза над водоснабжением Одессы, Черновцов и ряда других городов, бравших воду из этой реки. Мне довелось присутствовать на заседании чрезвычайной комиссии в Одессе. Там готовились эвакуировать иногородних, искали альтернативные источники снабжения водой. Но, вопреки пессимистическим прогнозам, до загрязнения реки в районе водозабора сверх допустимых показателей не дошло. Ситуацию во многом спасло водохранилище -- опасные вещества осели на его дне. На Днестре они покрыли дно слоем в несколько метров, и их движение вниз по течению было заторможено. А затем соли стали медленно растворяться, поэтому их концентрация в воде не достигала гигантских значений. К тому же повезло, что Днестр тогда был необычайно полноводен.
-- Удалось ли выяснить причину аварии?
-- Да, но далось это непросто. Тогда из одного московского института в республиканскую прокуратуру пришло письмо, что виновны в аварии геологи и геофизики. Мол, под дамбой, как раз в том месте, где произошло ее разрушение, проходит геологический разлом, а на это не обратили внимания. (Кстати, тот же институт выдвинул подобную версию и причин чернобыльской катастрофы. ) Но научно-экспертная группу Академии наук УССР, которой я руководил, никакого разлома там не обнаружила.
На этом мы не остановились и решили докопаться до истинных причин. С помощью строительной техники место прорыва было вскрыто. И оказалось, что сделана дамба была халтурно. Хотя госкомиссия приняла ее с оценкой «хорошо». Но это еще что! Мы выяснили: дамбу сдали госкомиссии недостроенной, а затем возились с ней еще несколько месяцев. Мы узнали об этом случайно -- из архивных материалов аэрофотосъемки Министерства обороны. Из-за спешки дамба получилась некачественной. Пока отходов в отстойнике было немного, она выдерживала напор. А потом насыпь не выдержала и рухнула.
2600 хранилищ отходов требуют особого внимания
-- Дамба Стебневского комбината до сих пор находится под особым контролем, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник управления Минэкобезопасности Украины Евгений Моторин. -- В стране находится около 2600 подобных объектов, состояние большинства из них оставляет желать лучшего. Они требуют постоянного ухода, а денег нет. Показательный пример -- Яворовское ПО «Сера». На руднике ежесуточно приходится откачивать 400 тысяч кубометров воды, но объединению сегодня трудно оплачивать счета за электроэнергию, необходимую для работы насосов. Несколько лет назад там отключили электроснабжение. Еще немного -- и ядовитая жижа потекла бы на расположенный в низине поселок Явир. После этого случая рудник был внесен в список объектов, где отключать электроэнергию недопустимо.
Зачастую выручают предупредительные меры. Так, весной проводятся плановые контролируемые сбросы части отходов в водоемы. Это уменьшает нагрузку на дамбу и освобождает место. Из-за паводка воды предостаточно, и она разбавит слитые отходы до безопасных концентраций. Но не все отходы можно сливать в реки. Как сообщает днепропетровский корреспондент «ФАКТОВ» Татьяна Городецкая, с начала 90-х реальна угроза смыва в Днепр 30 миллионов тонн радиоактивных отходов химкомбината в Днепродзержинске. По словам начальника инспекции ГО и техногенной безопасности Днепропетровской области Григория Грищенко, отходы хранятся в окрестностях Днепродзержинска на девяти складах. Хотя понятие «склад» весьма условно: полужидкие и твердые радиоактивные вещества лежат практически под открытым небом, лишь присыпанные сверху специальными шлаками -- отработками коксохимического завода. Создан план действий по устранению проблемы до 2006 года. В прошлом году на это было выделено около десяти миллионов гривен. Всего предполагается затратить больше 97 миллионов. Успеть бы
Что же касается украинской золотодобывающей шахты в Мужиево, то повторение катастрофы, случившейся в Румынии, к счастью, невозможно. Как нам сообщили в госпредприятии «Украинские полиметаллы», цианид, отравивший Тису, здесь не используется, обогащение руды проводится современным экологически безопасным методом.
578Читайте нас в Facebook