В случае отмены референдума политические разборки станут неизбежными
На днях руководитель президентской администрации Владимир Литвин провел встречу с главами дипломатических миссий, аккредитованных в Украине. Естественно, зарубежных дипломатов в первую очередь интересовала позиция официальных лиц по поводу назначенного на 16 апреля референдума в свете рассматриваемого в Конституционном суде представления о законности указа Президента о проведении плебисцита, а также выводов мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, который высказал сомнения в целесообразности этого мероприятия.
За последние несколько дней глава президентской администрации не впервые комментирует ситуацию, связанную с намеченным на 16 апреля «всенародным опросом». На встрече с дипломатами Владимир Литвин подтвердил свою точку зрения: если Конституционный суд, поддавшись давлению международной общественности, отменит референдум под диктат политических обстоятельств, то большинство в Верховной Раде прекратит свое существование. Чем это грозит, пожалуй, напоминать не стоит. На протяжении нескольких лет не только Украина, но и та же мировая общественность были свидетелями политического противостояния между ветвями власти в стране, что, мягко говоря, не самым лучшим образом сказывалось и на ее экономике. К тому же, в случае отмены референдума станут неизбежными, по мнению В. Литвина, политические разборки, и тогда не только дееспособность, но и судьбу правительства будет трудно прогнозировать.
Вообще руководитель Администрации Президента считает проблему вокруг назначенного плебисцита надуманной, поскольку у юристов вопросов по поводу конституционности указа Леонида Кучмы о проведении 16 апреля всеукраинского референдума по народной инициативе не возникает. Поэтому трудно сказать, чем руководствовались эксперты мониторингового комитета ПАСЕ, делая свои выводы, но, по сообщению агентства «Интерфакс-Украина», Владимир Литвин расценил их позицию в вопросе проведения плебисцита как, фактически, давление на Конституционный суд. А судьям КС просто необходимо предоставить возможность в спокойной обстановке принять решение, которое будет окончательным и опротестованию не подлежащим.
Видимо, в определенных кругах дисциплинированность Украины в выполнении требований Совета Европы воспринимается как ее слабость. Во всяком случае, главу Администрации Президента это наталкивает на размышления. По мнению г-на Литвина, нашу страну, похоже, избрали объектом отработки той или иной модели поведения. Но «те, кто пытается помочь Украине в развитии демократии, должны знать все процессы, происходящие в стране», и не спешить с предвзятыми выводами, добавил В. Литвин. Ведь в свое время Венецианской комиссией СЕ был одобрен проект Конституции Украины, который тогда, кстати, включал в себя положения, впоследствии, при принятии Основного Закона, изъятые, а сейчас -- вынесенные на референдум. То есть, по сути, речь идет о том, что Венецианская комиссия в 1996 году была согласна, например, с правом Президента распускать парламент. И вот теперь посетившие Киев эксперты ПАСЕ (скорее всего, под влиянием некоторых украинских политиков) рекомендуют не проводить референдум до выводов Венецианской комиссии о его соответствии международным нормам. Хотя на всенародное обсуждение выносится среди прочих и этот вопрос.
Следует отметить также, что, по словам г-на Литвина, в перечне вопросов референдума Президента Л. Кучму «устраивают не все». Однако глава государства не имеет права исключить или изменить вопросы, предложенные для всенародного обсуждения. Это должны знать не только юристы, проводящие экспертизу, но и депутаты, которые намерены обратиться к главе государства с предложением отменить вопрос о недоверии Верховной Раде. Видимо, во избежание различных инсинуаций по поводу законности референдума в европейском сообществе, Президент направил письмо генсеку Совета Европы Вальтеру Швиммеру и главе ПАСЕ лорду Расселу-Джонстону, в котором изложил правовые принципы проведения этого мероприятия.
Кстати, по просьбам читателей «ФАКТОВ», мы еще раз публикуем вопросы, внесенные в бюллетени референдума, проводимого по инициативе народа:
1). Высказываетесь ли Вы за недоверие Верховной Раде 14 созыва и внесение дополнения к Конституции Украины такого содержания: «выражение недоверия Верховной Раде на всеукраинском референдуме дает основания президенту Украины для роспуска парламента»?
2). Поддерживаете ли Вы предложения о дополнении статьи 90 Конституции Украины новой третьей частью такого содержания:
«Президент Украины может также досрочно приостановить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины на протяжении одного месяца не смогла сформировать постоянно действующее парламентское большинство или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев подготовленного и поданного в установленном порядке Кабинетом министров государственного бюджета Украины», которая бы устанавливала дополнительные основания для роспуска президентом Украины Верховной Рады, и соответствующее дополнения пункта 8 части 1 статьи 106 Конституции Украины словами: «и в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины?»
3). Согласны ли Вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины?
4). Согласны ли Вы с уменьшением общего количества народных депутатов Украины с 450 до 300, а также внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство?
5). Поддерживаете ли Вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и содействовала бы их реализации?
6). Согласны ли Вы с тем, что Конституция должна приниматься всеукраинским референдумом?
Владимир Литвин: эксперты ПАСЕ фактически оказывают давление на Конституционный суд в вопросе законности апрельского референдума
«Facty i kommentarii «. 16 марта 2000. Политика
234
Читайте нас в Facebook