Угроза коммунистического реванша снята с повестки дня, но времени на ликование нет
Состоявшиеся выборы можно признать выдающимися по многим факторам, главным из которых я бы назвал то, что по сути своей они оказались, так сказать, учредительными, что свойственно странам «демократического перехода». Парадокс заключается в том, что таковыми стали не первые, а третьи президентские выборы в Украине. В 1994 году решался вопрос о выборе того или иного пути к демократии как способу жизни, а теперь, на этих выборах, впервые возникла достаточно реальная угроза самому существованию переходного к демократии режима со стороны сторонников коммунистического реванша.
Результаты парламентских и первого тура президентских выборов позволяют говорить о наличии 20--25% от общего количества избирателей, принципиально несогласных с политическим курсом на демократическое развитие. А они, в свою очередь, вполне могут рассчитывать на поддержку еще 15--20% неидеологизированного протестного электората. Выход во второй тур кандидата — представителя этих сил поставил перед всем обществом вопрос об отнюдь не исключенном отказе от демократической модели. И предварительные результаты выборов 14 ноября позволяют говорить, что большинство наших граждан уже определились с ответом на этот вопрос.
Что же касается проигравших, то я бы согласился с утверждением Петра Симоненко, заметившего, что коммунисты, в конечном счете, не потерпели поражения. Снята тяготившая многих неопределенность предыдущего периода. На новом этапе демократического развития, который начнется после выборов, коммунисты получают возможность превратиться из антисистемной силы в оппозицию, вписывающуюся в рамки демократической системы власти, повышая тем самым ее устойчивость и подчеркивая необратимость перехода к истинной демократии.
Любопытным был и ход избирательной кампании. На первом этапе, когда фактически сложилась ситуация «все на одного», когда кандидаты соревновались в том, кто сильнее ударит действующего Президента, команда Леонида Кучмы в своей стратегии сделала основной акцент на контрпропаганде, на демонстрации слабости критики и самих критиков: мол, а судьи кто? Но не менее важную роль играла программа действий Президента в случае избрания на второй срок. Она выступала не столько в качестве самостоятельного способа воздействия на электорат, сколько в виде «печки», от которой «плясала» работа по нейтрализации нападок конкурентов.
А в период между первым и вторым туром стало ясно, что акцент кампании переносится на создание моделей последующего развития страны. Для Симоненко эта задача носила скорее условный характер -- и в силу явной неуверенности в победе, и из-за условности, свойственной вообще любым коммунистическим схемам и моделям. А для Президента было крайне важно переубедить всех, кто сомневается в способности власти не хуже оппозиции видеть и понимать нынешние проблемы. А также показать людям, что власть, в отличие от оппозиции, не может позволить себе раздавать безответственные обещания и потому предлагает реалистические и последовательные шаги по решению этих проблем на ближайшие пять лет. Необходимо было продемонстрировать готовность кардинально изменить ситуацию уже сейчас, не дожидаясь исхода выборов -- ведь что греха таить, многие опасались, что будучи избранным на второй срок, Президент ничего не станет делать для улучшения социально-экономического положения.
Можно признать символичным то, что накануне нового столетия возможность коммунистического реванша снята с повестки дня. Но политики, связывающие себя с демократической перспективой, должны понять, что это, хоть и очень важная, но лишь первая часть победы. Повторное избрание Президента должно стать мощным импульсом для консолидации демократических сил, образования на их основе парламентского большинства и коалиционного правительства. Мы получили шанс, критически осмыслив опыт демократического движения 90-х годов, наконец-то в полной мере реализовать программу политического обновления, экономического развития и социальной ответственности. Победа демократов будет считаться полной, если мы этим шансом воспользуемся в полной мере. Времени на ликование практически нет.
295Читайте нас в Facebook