Сто лет назад водка стоила втрое дороже серебра
Национальный банк Украины -- довольно суетное учреждение. Он населен толпами страшно занятых людей, которые с озабоченными лицами с утра до вечера снуют по многочисленным запутанным коридорам старинного здания, отдавая все свои силы поддержанию стабильности национальной валюты.
Однако в одном из коридоров есть неприметная с виду железная дверь, за которой совершенно не ощущается суета крупного финансового учреждения. В небольшом уютном помещении расположился музей с «непритязательным» названием «Скарби Укра ни». Здесь на полочках, покрытых зеленым бархатом, расположены вещи, ценность которых не ограничивается содержанием драгоценных металлов или камней. Главное их достоинство -- красота, созданная руками мастеров прошлого и современности.
Свой золотой запас Украине пришлось создавать с нуля
Обретя независимость в 1991 году, молодое украинское государство осталось совершенно без золотого запаса. Все сокровища Советского Союза, как и многое другое, остались в Москве, а нам пришлось начинать накапливать запас с нуля. Для этого при Национальном банке была создана государственная сокровищница.
Но откуда брать золото? Ну, во-первых, в стране есть месторождения золотоносных руд. Но для того, чтобы подготовить их добычу и переработку, нужно было много времени и денег. А потребность государства в золоте возникла сразу же. Поэтому в первые годы существования сокровищницы основным источником пополнения золотого запаса были скупочные пункты, ломбарды, таможни, конфискаты по судебным искам. Государство в лице Национального банка стало выкупать лом и различные изделия, содержащие драгоценные металлы и камни. И вот уже к весне 1992 года из всех регионов Украины в сокровищницу стали приходить посылки с золотом и серебром. Изделия впоследствии шли на переплавку, и из них изготавливались слитки чистых металлов.
Но среди, казалось бы, никому не нужного лома попадались такие вещи, отправить которые в печь у специалистов просто рука не поднималась. Старинная посуда, украшения, монеты -- все это, как правило, стоит гораздо дороже, чем металл, из которого они изготовлены.
Поэтому вскоре в коридорах Нацбанка стала витать идея создания собственного музея, в котором можно было бы хранить наиболее ценные вещи. Эта идея материализовалась почти четыре года назад, когда был создан музей «Скарби Укра ни».
Коллекция самоцветов попала в музей с таможни
Естественно, довольно широко в музее представлены монеты. По ним можно смело изучать историю денежного обращения в Украине. Здесь есть и арабские дирхемы, которые когда-то были завезены на Русь купцами, литовские, польские, российские, австрийские монеты, ходившие на нашей территории -- в зависимости от того, в состав каких государств входили украинские земли. Заканчивается нумизматическая экспозиция новенькими юбилейными монетами, выпущенными в независимой Украине.
Представлены в музее и образцы «конечной продукции» сокровищницы -- золотые, платиновые и серебряные слитки, содержащие 99,99% чистого металла, полученного из лома. Но предметом особой гордости является первое золото, добытое из украинской земли. Из металла кировоградского месторождения сделан украинский тризуб, а из закарпатского -- небольшой, невзрачный с виду слиточек.
Привлекает внимание огромное серебряное блюдо весом 5,5 килограмма. Оно изготовлено ровно сто лет назад львовским мастером Бурухом Дорнхольмом по заказу митрополита греко-католической церкви графа Андрея Шептицкого. На нем изображены предок графа Афанасий Шептицкий, благословляющий польское войско, Львовская крепость, Собор святого Юра, колонна, объятая пламенем (символ несгораемой чести), печатный станок (Шептицкие были не чужды просветительской деятельности).
Есть еще один экспонат аристократического происхождения -- набор медалей с изображением лихтенштейнских вельмож, подаренный бароном Фальцфейном, бывшим владельцем заповедника «Аскания-Нова». Узнав, что Национальный банк выпустил юбилейную монету, посвященную столетию основания заповедника, он решил оставить в музее память о Лихтенштейне. На одной из медалей изображен и сам даритель в молодые годы.
Коллекция великолепных самоцветов имеет криминальное происхождение: четыре мешка камней конфисковала таможня при попытке вывезти их из Украины. Большинство из них происходит из России, но есть и украинские бериллы и топазы. Вообще, топазы -- одно из природных богатств Украины. И наши ювелиры в совершенстве владеют искусством их обработки. Прозрачные камни необыкновенной чистоты, размером до 500 карат, переливаются на свету, как бриллианты.
-- А что это тут рядом за мелочь?
-- Кому мелочь, а кому и нет, -- улыбается главный хранитель фондов музея Виктория Сузанская. -- Это как раз настоящие бриллианты. Самый крупный из имеющихся у нас весит три с половиной карата.
Поучительные надписи размещали даже на рожках для питания младенцев
Но, наверное, наиболее интересна коллекция серебряных изделий XVIII--XIX веков. Эти вещи дают возможность расширить представления о том, как жили наши предки. И, кстати, оказывается, что украинские мастера ничуть не уступали по уровню квалификации своим западным коллегам. Однако, к сожалению, мы знаем о них мало.
Вот, например, сахарница работы некогда известной киевской фирмы Иосифа Маршака. Она имеет абсолютно идеальную форму капельки росы. Даже крышка в ней подогнана таким образом, что шва практически не видно. Между прочим, изготовить такую идеальную поверхность ничуть не проще, а подчас даже сложнее, чем вычурные узоры. Ведь за узорами можно скрыть некоторые огрехи формы. А тут все на виду. Жаль, что работ Маршака сохранилось очень мало.
Целая витрина занята работами другого киевского мастера XIX века, отмечавшего свои изделия клеймом «ИЕЗ». Имя этого человека сегодня установить не удается, несмотря на то, что позднее выпускались изделия с клеймом «Наследники ИЕЗ». Надо полагать, мастер был большим жизнелюбом, так как основной его продукцией были чарки, стопки и «чекушки». Все это украшалось мастерски исполненными видами Киева и легкомысленными надписями типа: «На здоровье пей и мне налей».
Мое внимание привлекла одна бутылочка для водки, сделанная из серебра. Поскольку искусство создания бумажных наклеек в то время было еще не так развито, как сегодня, этикетка выгравирована прямо на таре. Надпись на ней незамысловата, но достойна цитирования:
«Казенное вино столовое Крепость 40 Цена вина 10 коп. Посуда 3 коп. Итого 13 коп. Мера 1/100 ведра»
Невольно задумаешься о шкале человеческих ценностей и о том, как жили люди, оценивавшие 100 г водки втрое дороже серебряного сосуда.
Вообще можно предположить, что столовое серебро в те времена не ценилось и стоило дешевле не только водки, но и бумаги. Поэтому наши предки использовали его как по прямому назначению, так и для занимательного чтения. Тексты каждый мог выбрать по вкусу и характеру. На ложках, например, могли быть советы совершенно противоположного содержания: «Хлеб-соль кушай -- правду слушай», «Хлеб-соль ешь -- правду режь». Это уж кому как нравится. На кружке помещается больше текста: «Спасибо тому, кто кормит и поит, но дважды -- тому, кто хлеб-соль помнит».
Узнаешь и интересные подробности из жизни младенцев до революции. Оказывается, до изобретения пластиковых бутылочек и силиконовых сосок их тоже кормили. Для этого изготавливались специальные серебряные рожки с отверстиями на остром конце. Такой рожок вставлялся в рот ребенку, и туда, как в лейку, заливали пищу. А чтоб карапуз, пока глотает, зря времени не терял, на рожок наносили надпись, поясняющую, откуда еда: «Бог милостив и питает младенцы своя». Когда ребенок вырастал, рожок ставили на каменную основу и хранили, как реликвию.
Кстати, известный русский мастер по фамилии Фаберже, оказывается, выпускал не только пасхальные яйца, благодаря которым стал знаменит во всем мире, но и более полезные в хозяйстве вещи. В «Скарбах Укра ни» хранится, например, серебряная рыба, исполненная с невероятной правдоподобностью в натуральную величину. Спина у рыбы снимается и под ней обнаруживается вазочка для икры.
А вот, серебряный водонагревательный комплект или попросту самовар, изготовленный на фирме братьев Губкиных в Москве в 1861 году. Чтобы просто попить чаю, хозяева выставляли на стол около 7 килограммов серебра. А неподалеку мечта Эллочки-людоедки -- целый набор чайных ситечек.
Довольно странно для современного человека выглядят дамские театральные сумочки конца прошлого -- начала нынешнего века. Тогдашние прелестницы отправлялись в театр с прозрачными произведениями искусства, «сотканными» из небольших серебряных колечек. По сути, это те же кольчуги, только мирные и изящные. Невольно еще раз благодаришь Бога за то, что он одарил женщин способностью заставлять даже военные игрушки мужчин служить красоте.
Рассказать обо всех экспонатах музея, конечно, невозможно. Многое просто не опишешь словами. Это надо видеть. Кстати, это не так уж невозможно. В первую субботу каждого месяца в Национальном банке бывает день открытых дверей, в рамках которого устраиваются экскурсии в музей «Скарби Укра ни». Правда, свободно пройти в эти дни в НБУ нельзя, зато принимаются коллективные заявки от предприятий.
«Facty i kommentarii «. 26 ноября 1999. Экономика
502
Читайте нас в Facebook