Кандидаты в президенты пытаются дружить с регионами с помощью всех доступных способов
Роль представителей региональных властей в выборах любого уровня всегда считалась весьма значительной. Многие из региональных лидеров являются реальными законодателями общественного мнения, их поддерживает большая часть местных СМИ, а некоторые из них не прочь повлиять на исход выборов, используя в той или иной мере свои властные полномочия. Неудивительно поэтому, что почти все кандидаты в президенты стремятся сформировать выгодную для себя политическую позицию представителей местной власти. Но традиционные попытки участников президентского марафона повлиять на местных лидеров, сильно напоминающие подкуп и запугивание, могут оказаться малоэффективными, потому как многие из региональных лидеров стали уже не только чиновниками, но и политиками.
В предвыборных программах всех без исключения кандидатов есть пункт о «большей свободе для регионов». Не всегда, правда, понятно, что под этим пунктом подразумевается, зато совершенно очевидно, почему эта мысль есть в каждой программе. Во-первых, все уже признают необходимость сделать более эффективной структуру власти в стране. Мы завершаем стадию административного «склеивания» регионов -- сейчас в этом уже нет такой большой надобности, как несколько лет назад. В принципе, Украина, похоже, готова к тому, чтобы решать многие вопросы на уровне самоуправления, а не только с помощью административных рычагов.
Во-вторых, слова о свободе для регионов греют сердца большинству представителей местных властей, которые, возможно, видят в этой фразе обещание увеличить именно их полномочия. Но на деле программы мало кто читает, еще меньше тех, кто им верит. Настоящие договоренности у нас в стране редко связываются с такого рода документами. Политические программы в Украине больше всего напоминают рождественские открытки -- туда попадают все самые теплые и красивые слова, которые автор знал на момент написания. Поэтому и программы кандидатов в президенты много говорят о личности авторов и их литературных способностях, но слишком мало -- о том, что на самом деле намеревается делать конкретный претендент на пост N1 в случае прихода к власти.
Потому-то кандидаты в президенты не только пишут программы, но и пытаются как-то реально повлиять на мнение региональных лидеров.
Номенклатурные приемы и в этот раз не сработают
Большинство способов «подружиться» с местными начальниками участники президентского марафона вынесли из своего номенклатурного прошлого. Самый простой метод -- давление с помощью властных рычагов. Его пытались использовать многие чиновники г-на Кравчука на прошлых выборах, но этот метод показал свою полную неэффективность. Леонид Кучма, обогащенный опытом прошлой кампании, похоже, понимает, что попытка просто «надавить» на местные власти в большинстве случаев приводит к обратному эффекту.
Александр Ткаченко, кажется, тоже осознал, что построить под себя местные советы (которые он по старинке считает подчиненными Верховной Раде) -- абсолютно нереально. Поэтому в ход пошли другие средства «дружбы» с регионами, в чем-то напоминающие подкуп. Именно так следует воспринимать, например, Закон «О статусе депутатов местных советов»: Ткаченко с его помощью просто пытался задобрить этих самых депутатов. Третий способ -- нечто очень похожее на запугивание, и не исключено, что он будет становиться все более и более популярным. Пока же в использовании этого приема был замечен только Александр Мороз. Передо мной лежит замечательный в своем роде документ -- письмо народного депутата Украины А. Мороза на имя некоего местного чиновника. Нетрудно догадаться, что таких писем было отправлено более чем достаточно.
Написано письмо очень грамотно и вполне может служить эталоном жанра. Сначала -- обращение: «К государственному служащему, руководителю, человеку». Далее идет описание ужасного положения, в котором оказалась страна и чиновник в ней -- ведь его в любой момент могут снять. В завершение же утверждается, что у нынешнего Президента были одни неудачи, среди которых названо почему-то и Косово (хотя непонятно, в чем, собственно, неудача Украины в этом конфликте?). И последняя фраза, как в плохом детективе: «31 октября жизнь не заканчивается». Всем прочитавшим послание, надо полагать, ничего другого не остается, как поверить в слабость нынешнего Президента и, спасая свое кресло, сделать ставку на Мороза. Но лидеру Соцпартии вряд ли стоит рассчитывать на ожидаемый результат.
Регионалы сами выберут с кем дружить
А не произойдет этого потому, что региональные лидеры за последние годы сильно изменились, многие из них уже вышли из того возраста, когда боишься любого, имеющего начальственный лик. Многие из нынешних представителей региональных властей становятся настоящими политиками. Первый признак этого -- появление в списке кандидатов в президенты председателя Ассоциации украинских городов Владимира Олийныка.
Но первый блин комом. По мнению членов ассоциации, Олийнык пошел на выборы лишь из личных амбиций, и никакие города он не представляет. Свидетельством тому его предвыборная кампания -- в ней нет никакой агитации за принципы местного самоуправления или отстаивания прав муниципалитетов. К тому же г-н Олийнык вступил в явно ситуативный блок (так называемую «каневскую четверку»). Фактически мэр Черкасс уже потерял всяческое влияние в Ассоциации городов, а в скором времени может и формально лишиться поста председателя.
Политическая зрелость региональных лидеров стала очевидна только с началом деятельности Союза лидеров местных и региональных властей. Впервые в Украине региональные лидеры пошли дальше простого выколачивания из центра денег и каких-то полномочий: целью нового движения является масштабное изменение структуры власти и региональной политики государства. К тому же союз -- это уже не чиновничье, а именно политическое объединение. Туда входят губернаторы, мэры, депутаты местных советов и Верховной Рады, избранные по мажоритарным округам -- то есть выразители различных, подчас даже противоречивых интересов. Но, несмотря на это, они достигают взаимопонимания в вопросе о необходимом стране устройстве власть и управлении в украинских регионах. Причем они высказывают и отстаивают свою позицию, даже если она не совпадает с президентским мнением и позицией Верховной Рады.
Президент, кстати, первый осознал тот политический потенциал, который стоит за Союзом региональных лидеров. В начале этой недели Леонид Кучма и глава союза Владимир Тихонов подписали Декларацию о принципах региональной политики.
И это уже совершенно новый способ дружить с регионами -- разговаривать с ними на равных. Это вам не разговоры об абстрактной свободе регионов, а политический диалог о совместной деятельности по созиданию новой региональной политики -- с утверждением принципа регионального самоуправления и изменениями в структуре власти. Думаю, что будущее как раз за этим способом. Во-первых, потому, что он наиболее эффективен в избирательной кампании. А во-вторых, работает он на абсолютно реальные, а не декларируемые изменения. Ведь невозможно, согласитесь, построить настоящую региональную политику, лишь выдавая указания чиновникам. Глупо давать полномочия тому, кто, получив права, отнюдь не собирается брать на себя ответственность. А вместе с союзом начинает появляться действительно ответственная региональная элита. И любой из кандидатов президенты, по-настоящему желающий что-то изменить в региональной политике государства, наверняка попытаются наладить контакты с союзом. Остальные же будут давить, подкупать и запугивать. Если смогут.
«Facty i kommentarii «. 2 октября 1999. Политика
339
Читайте нас в Facebook