Протестуя от имени миллионов трудящихся ссср, крестьянин никитин выстрелил в саркофаг с телом ленина, а затем убил себя
28 лет назад, на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года, секретарь Ленинградского обкома Спиридонов неожиданно предложил вынести Сталина из Мавзолея и перезахоронить его. Хрущев без обсуждения поставил вопрос на голосование, и захваченные врасплох делегаты единогласно проголосовали «за». Съезд принял постановление: Мавзолей на Красной площади у кремлевской стены, созданный для увековечения памяти Ленина, так впредь и именовать. А в Москве стали шутить: «Не в свой мавзолей не ложись».
6 лет назад, после октябрьского переворота 1993 года, указом Ельцина был отменен почетный караул у Мавзолея и прекратились его массовые посещения. По оценкам российского правительства, на все, связанное с Мавзолеем, включая охрану и содержание тела Ленина, уходит полтора миллиона долларов в год. Возник вопрос о перезахоронении вождя, но коммунисты тут же объявили «неприкосновенность» Ленина едва ли не главным делом своей партии.
По сей день Мавзолей хранит и тело вождя, и все свои тайны
Когда Ленин умер, никто не знал, как поступить с его телом
В то время, когда забальзамировали известного русского хирурга Пирогова, Владимиру Ульянову было всего одиннадцать. А через много лет большевики востребовали этот опыт, чтобы сохранить тело вождя. Ленин лежит в Мавзолее 75 лет, Пирогов в склепе — 118 Но 21 января 1924 года никто еще даже не предполагал, что делать с телом вождя. Тогда главной задачей было дать людям посмотреть на Ленина и пройти возле него. И это при том, что на улице стоял сорокаградусный мороз. Колонный зал Дома Союзов украсили привезенными откуда-то пальмами. Оледенели и пальмы, и тело Ленина. В помещении было 20 градусов мороза, но тысячи людей все шли и шли, а из-за границы прибывали делегации. Возможность посещения склепа с телом вождя решили продлить
23 января 1924 года, через два дня после смерти Ленина, на заседании ЦИК СССР впервые обсуждалось строительство временного мавзолея. С этой целью пригласили архитектора Щусева. Речь о долговременном бальзамировании тела Ленина не шла. Нарком здравоохранения спросил: «В склепе минимум два месяца пролежит?» И врач Абрикосов, бальзамировавший тело Ленина после вскрытия, ответил: «Я думаю, да. Будет сухо и прохладно». Но к концу февраля наступило потепление, и стало ясно, что нужно срочно что-то предпринимать. Требовался грандиозный эксперимент. Цветных фотографий тогда еще не было — и художнику Александру Пастернаку, брату великого поэта, поручили акварелью отобразить цвета кожи различных участков тела Ленина. Сохранилась папка с этими рисунками, которые до недавнего времени были строго засекречены. Первый озаглавлен «Цвет центральной части правого пятна на темени». Второй — асфальтового цвета — соответствует цвету нижней губы Ленина, такого же цвета стенка носа и верхние веки. Каждый второй образец заверен подписями патологоанатомов
Юрий Лопухин, член мавзолейной группы с 1951 года, который первый ознакомился с секретными документами бальзамирования Ленина, рассказывал, что в марте 1924-го на теле вождя появились бурые пятна высыхания, произошло западание глазниц и раскрытие щелей, словом, все признаки тления были налицо. Ситуация стала критической
В Политбюро началась паника: никто не хотел брать на себя ответственность за принятие решения. Леонид Красин, бывший блестящий экспроприатор буржуазии, инженер по холодильным установкам по профессии и авантюрист по духу, закупил в Германии сверхмощные холодильники. Их установили в Сенатской башне Кремля, чтобы заморозить тело Ленина. Именно в этот момент в «Ленинском» деле появились новые персонажи: всемогущий глава ВЧК Феликс Дзержинский, специалист по химической промышленности Борис Збарский и профессор из Харькова Владимир Воробьев — анатом и автор принципиально новой методики замораживания тела.
Пока власти были уверены, что тайна бальзамирования вождя известна только Збарскому, они его не трогали
Дзержинский решил отказаться от замораживания «по Красину», поскольку в Москве часто случались перебои с электричеством. Но когда зашла речь о бальзамировании тела вождя, Воробьев очень колебался. Збарский уговорил его взяться за дело, но они оба понимали, что малейшая неудача грозит репрессиями. Прежде чем взяться за работу, Воробьев, не уверенный в успехе, выторговал себе у «железного Феликса» гарантии безопасности: что не расстреляют и не сошлют, если все провалится. Поводы для опасений у Воробьева были: на лице вождя уже имелись бурые пятна, которые очень трудно уничтожить, да и все тело было подвержено самому настоящему гниению, на нем появились даже зеленые пятна
Воробьев и Збарский работали на Красной площади круглосуточно. По распоряжению Дзержинского к временному деревянному Мавзолею подвели трамвайную ветку, чтобы ученые могли погреться и перекусить в вагоне. Парадокс заключался в том, что своей репутацией и жизнью из-за главного коммунистического символа страны рисковали два буржуазных специалиста. Однако Збарский и Воробьев спасали не столько Ленина, сколько себя: с их прошлым лучшей участью при советской власти были бы Соловки.
Борис Збарский. Из благополучной еврейской семьи, родился в Каменец-Подольске. Учился в Швейцарии на инженера-химика, сблизился там с народовольцами и вступил в партию эсеров. В июле 1915-го вдова Саввы Морозова Зинаида Резвая пригласила его на должность управляющего всеми уральскими химическими заводами мужа. Там же, на Каме, Бориса Збарского в 1918 году от партии эсеров избрали в учредительное собрание, впоследствии разогнанное большевиками.
Владимир Воробьев. Мирно заведовал кафедрой в Харьковском мединституте, пока власть в городе не начала переходить из рук в руки. Однажды, отбив Харьков, белые офицеры начали следствие о зверствах большевиков и для экспертизы пригласили Воробьева. Он подписал заключение, что пули выпустили красные. Когда же большевики вернулись, испугался содеянного и эмигрировал в Софию. В 1921 году возвратился на родину, но советской власти боялся всегда.
Ленина забальзамировали. В газете «Рабочая Москва» в августе 1924-го даже опубликовали письмо рабочего: «Хорошо, что Ленина забальзамировали. Бывало, как ударишься в оппозицию, пойдешь в Мавзолей, постоишь рядом с вождем — и опять на правильный путь встанешь».
Вдова Ленина Надежда Крупская сначала была категорически против бальзамирования, но посетив Мавзолей в 1924 году, сказала Збарскому: «Вот, я такая старая, а он такой молодой». Самого же профессора тяготило, что приходится постоянно находиться в тени своего забальзамированного «пациента». Поэтому даже случайным собеседникам он говорил, что совершил чрезвычайное научное открытие. Вся тайна Воробьева и Збарского заключалась в сочетании имеющихся в любой химлаборатории глицерина и уксусно-кислого калия. Первый обладает увлажняющими свойствами и никогда не высыхает, второй поглощает влагу из воздуха, потому тело, обработанное этими двумя веществами, остается влажным при любых условиях. Но пока власти были уверены, что «тайна» известна только Збарскому, они не смели тронуть его даже пальцем.
Состав бальзама и его действие, прежде чем поместить туда тело вождя, многократно испытывали в лаборатории Мавзолея, внутри неприметного серого здания по улице Красина в центре Москвы. В обычном здании была воссоздана точно такая же траурная комната, как в Мавзолее, и аналогичный мавзолейному саркофаг, предназначенный для опытов на экспериментальных телах, забальзамированных по тому же рецепту, что и тело Ленина. Ранее существовал целый банк таких тел, теперь их остались единицы. Самым старым «объектом» сейчас является забальзамированный безымянный дедушка, которого родственники потеряли на вокзале в 1899 году. Он умер, родственники так и не нашлись, и впоследствии тело попало в лабораторию при Мавзолее
Партия устроила на могиле Ленина главную политическую трибуну страны
Когда-то на Мавзолей работала вся страна, и этот саркофаг был признан чудом техники: его делало восемь оборонных ведомств. Сегодня здесь даже не работает лифт, который должен поднимать тело для обозрения.
Когда в июле 1924 года Збарский и Воробьев закончили свою работу, они попросили правительственную комиссию ее принять. На Политбюро решили, что весь ход научного подвига советских ученых нужно опубликовать. Воробьев и Збарский получили за работу соответственно по 30 и 40 тысяч червонцев -- гигантская по тем временам сумма. А чуть позже состав объявили государственной тайной, и всю «мавзолейную» информацию засекретили
Лучшие архитекторы страны предлагали свои проекты здания и саркофага. В 1930 году Алексей Щусев соорудил каменный мавзолей, стоящий до сих пор. Могила-трибуна -- такого мир еще не знал. А первый саркофаг для вождя сделал архитектор-бунтарь Константин Мельников. От этого саркофага остались только чертежи, но у тех, кто побывал в нем с 1924-го по 1941 год впечатления остались странные. Стекла были наклонены -- и тело отражалось. Света в Мавзолее было немного, отражение было очень ярким, и люди видели одновременно двух Лениных -- находящегося в гробу и отраженного в стекле. И еще третьего -- с другой стороны.
В 1944-ом был сделан новый, более монументальный саркофаг. За состояние «главного тела» единолично отвечал Збарский. Его, тогда уже Героя Соцтруда сделали полноправным членом сталинской элиты. Все доносы на Збарского Сталин резюмировал кратко: «Не трогать ученых. Они нам пока нужны». Между тем каждое, пусть даже совсем мало заметное изменение на теле вождя могло стать для ученого фатальным.
На теле Ленина время от времени появлялись пятна плесени, часто занесенные посетителями, один раз -- со знамени Парижской коммуны, которое находилось в здании Мавзолея. Зеленую и белую плесень, как правило, удавалось отмыть. Но однажды на щеке появилось черное пятно. Мавзолейная группа не знала его происхождения, поэтому пятно собрали и послали в институт микробиологии Академии наук с просьбой срочно идентифицировать и указать меры борьбы. Ответ пришел в тот же день: «Это черная плесень и для ее удаления надо либо сжечь объект, либо обработать концентрированной серной кислотой»
После смерти Сталина все оспинки на его лице выводили перекисью водорода
1941 год, начало войны. Секретное решение Политбюро об эвакуации тела Ленина было издано одновременно с речью Сталина, обращенной к советскому народу.
За Ярославским вокзалом столицы гроб с телом Ленина погрузили в вагон спецпоезда и вместе со всей мавзолейной группой повезли в Тюмень. На всем пути от Москвы до Тюмени стояла вооруженная охрана НКВД: в первые дни войны люди бежали на восток страны, но солдаты штыками отгоняли их от «Ленинского» поезда. В тюменском обкоме знали, что прибывает особо важный объект, но даже не догадывались, какой именно. Тело «главного эвакуированного Советского Союза» доставили в здание Тюменского сельхозтехникума. Здание со всех сторон окружили крепким кирпичным забором, а окна второго этажа, обращенные во внутренний двор, заложили камнями. Ванну с раствором установили в одной из комнат В течение всей войны литерные эшелоны подвозили сюда необходимые для работы реактивы, а когда однажды закончилась дистиллированная вода для изготовления бальзамирующего раствора, ее в тот же день доставили спецсамолетом из Омска В коридорах стояли солдаты НКВД из Москвы, по брони освобожденные от призыва на фронт. В Тюмень регулярно приезжали правительственные комиссии. Город жил особой жизнью: кремлевские пайки почти как в Москве, зимняя охота Збарский преподавал в школе. Узнавая его, местные жители догадывались, что тело Ленина находится в их городе. На вопрос, когда окончится война, Збарский отвечал школьникам: «Когда я уеду, тогда она и закончится».
Хранение тела вождя в Тюмени было одной из главных государственных тайн страны, ведь советские люди верили, что Ленин в Москве, на Красной площади, и вместе со всеми переживает трудности военного времени В марте 1945-го вагон с телом Ленина покинул Тюмень -- так же тайно, как и появился.
5 марта 1953 года. Трудящиеся столицы в Колонном зале Дома Союзов прощались с Иосифом Сталиным. Этот день стал самым серьезным испытанием для бальзамировщиков: Збарского все же упрятали в тюрьму по делу врачей, а Воробьев давно умер. Но метод жил без них
Кинохроника и портреты, по которым страна знала Сталина, давали о нем весьма искаженное представление. «Отца народов» представляли себе по ретушированным плакатам и по кинокадрам. На самом же деле он был невысоким, хрупким, желтоглазым стариком, у которого была высохшей одна рука и все лицо покрыто оспинами. Миф о румяном, розовощеком вожде мог разрушиться. Поэтому на кафедре биохимии мединститута в обстановке полной секретности и под присмотром синепогонных солдат НКВД над внешностью Сталина трудились врачи лаборатории. Все оспинки вывели перекисью водорода.
Тайно сфотографировать Сталина и Ленина, вместе лежавших в Мавзолее, удалось лишь одному американскому туристу
Ленин и Сталин пролежали вместе в Мавзолее восемь лет. Но в мире существует одно-единственное подтверждение этого факта советской истории. Щелкнув затвором из-под полы плаща, американский турист тайно сделал фотографию двух величайших вождей, лежащих в одном мавзолее. Позже этот снимок облетел весь мир.
В 1961 году, во время проведения ХХII съезда КПСС Сталина тайно перезахоронили у кремлевской стены. Перед этим с него сняли парадный мундир (затем спороли все золотые пуговицы), одели старый, поношенный, положили тело в обычный, набитый стружками гроб, который поместили в срочно подготовленную могилу. Снизу и с боков она железобетонная, верх -- из гранитной плиты. Сотрудники лаборатории считают, что этот «каменный мешок» герметичен и тело Сталина по сей день сохраняется там в неизменном виде.
После того как Сталина вынесли из Мавзолея, потребовалось срочно «исправить» надпись. Быстро и незаметно убрать камень весом более 70 тонн было невозможно, поэтому фамилии двух вождей просто замазали черной краской, а сверху красной написали «Ленин». В том же году с наступлением первых холодов, слово «Сталин» стало каким-то образом проступать сквозь слой красной краски
Когда к телу Ленина допускали посетителей, его лицо и руки освещались 14-ю точечными светильниками розового спектра, чтобы кожа выглядела как живая. Иллюзия эта была настолько сильной, что с 1934 года пришлось принимать особые меры предосторожности для допуска в Мавзолей.
Из совхоза «Прогресс» Куркинского района Московской области в марте 1934 года в свой последний путь -- в Мавзолей Ленина -- отправился крестьянин Митрофан Никитин. При себе он имел пистолет и записку. Войдя в помещение вместе с группой посетителей, Никитин достал пистолет и выстрелил в саркофаг с телом Ленина. Промахнулся и следующим выстрелом убил себя. Его тело обыскали -- записку доставили начальнику личной охраны Сталина. «Я, Никитин Митрофан Михайлович, с радостью умираю за народ. Готов был бы ради благополучия рабочих, крестьян и служащих пойти на любые пытки -- ради лучшей жизни народа. Я умираю, протестуя от имени миллионов трудящихся. Опомнитесь, что вы делаете. Куда страну завели? Ведь все катится по наклонной плоскости в бездну». Записку тут же доставили Сталину, и он сделал на ней пометку: «В мой архив. Иосиф Сталин». Этот клочок бумаги был засекречен более 60 лет.
Лишь стены Мавзолея знают обо всех покушениях, совершенных на Ленина после смерти
Охранников обучили распознавать и выводить из Мавзолея агрессивных посетителей. Но покушения на тело Ленина продолжались. Конечно, известно далеко не обо всех: эти сведения всегда держались в тайне. Но в 1960-м году скрыть очередное покушение оказалось невозможным. Москва полнилась слухами, что в саркофаг бросили молоток, пробили стекло и осколки повредили тело Ленина.
Юрий Ромаков, заместитель председателя мавзолейной группы, которого вызвали через десять минут после происшествия, рассказал, что стекла саркофага тогда были обычные, витрины незакаленные -- они разбились, и все тело было усыпано мелкими осколками. Очень осторожно, в основном, пинцетом, собирали их с лица и с кистей рук, кое-где смывали специальным раствором. С правой стороны над бровью так и осталась ранка, но ее искусно заделали. Судьба человека, бросившего молоток, никому не известна
После случившегося в срочном порядке изготовили, испытали на прочность и установили на саркофаге прозрачное бронированное стекло, с виду ничем не отличающееся от обычного. Здание Мавзолея оборудовали скрытыми металлоискателями. Ленина сделали недосягаемым.
«В Мавзолее должна быть прохлада майского утра», поэтично отклоняясь от обычного казенного стиля, приказал когда-то Климент Ворошилов. Над этой прохладой по сей день трудятся огромные кондиционеры советского производства. Все построено по спецзаказам и существует в немногочисленных экземплярах. Помещения почти безлюдные, за поддержанием постоянной температуры и влажности следит громоздкая, но надежная автоматика бывшего Союза. Внутри всегда 16 градусов по Цельсию. Под мерное жужжание автоматической системы управления Ленин лежит в полной темноте. Свет, даже холодный, плохо действует на забальзамированную кожу.
С 1991 по 1995 год тело Ильича не подвергалось перебальзамировке ни разу. Финансирование исследований практически полностью прекращено -- все ограничивается закупкой необходимых реактивов. В лаборатории Мавзолея исследуют генетику дрожжей и лекарственные растения, а бывшие его работники применяют свой опыт, занимаясь временным бальзамированием криминальных авторитетов и высокопоставленных чиновников.
P. S. Из девяти забальзамированных вождей только три до сих пор не преданы земле.
Владимир Ильич Ленин, 1924 год, СССР Сохраняется до сих пор
Георгий Димитров, 1949 год, Болгария В 1990 году кремирован и захоронен
Клемент Готвальд, 1953 год, Чехословакия В 1962 году захоронен
Чойбалсан, 1952 год, Монголия В том же году захоронен
Иосиф Сталин, 1953 год, СССР В 1961 году захоронен
Хо Ши Мин, 1969 год, Вьетнам Сохраняется до сих пор
Агостиньо Нето, 1979 год, Ангола В 1992 году захоронен
Ким Ир Сен, 1994 год, Северная Корея Сохраняется до сих пор
1525Читайте нас в Facebook