ПОИСК
Политика

Оппоненты леонида кучмы планируют заблокировать инаугурацию новоизбранного президента

0:00 30 октября 1999
Александр ЗАДОРОЖНИЙ народный депутат Украины, специально для «ФАКТОВ»
Воспользовавшись противоречиями и «подводными камнями» закона о выборах

Реальная практика предвыборной борьбы большинства кандидатов в президенты и их команд свидетельствует о многочисленных нарушениях избирательного законодательства. В частности, некоторые претенденты на «престол» агитируют за «себя любимого» не совсем законными методами, которые просто запрещены законом о выборах президента. Среди самых распространенных нарушений можно назвать: спонсирование агитационных мероприятий за счет теневых финансовых ресурсов (»черный нал», анонимные пожертвования и т. д. ); использование печатных «агиток» без указания необходимых реквизитов (адрес и наименование типографии, общий тираж, номер заказа); продуцирование «компромата», направленного на дискредитацию того или иного кандидата в президенты; незаконная агитация в зарубежных СМИ и т. д.

Штабы кандидатов научились искусно обходить как недостатки, так и достоинства закона о выборах

Естественно, на многочисленные нарушения закона о выборах команду кандидата в президенты толкает желание любой ценой протащить своего патрона на высший государственный пост. При этом не только преступаются нормы закона, но и отбрасываются, по причине «ненужности», любые намеки на мораль во взаимоотношениях между субъектами избирательного процесса. С другой стороны, нарушения закона о выборах нередко бывают обусловлены элементарной юридической неграмотностью или же правовым нигилизмом, который, к сожалению, еще довлеет в нашем обществе.

Но справедливости ради следует отметить, что и само избирательное законодательство не блещет совершенством. В нем есть много «подводных камней», которые препятствуют прозрачной и однозначной оценке тех или иных ситуаций, обстоятельств и событий президентского «марафона».

Одним из самых ярких примеров, который иллюстрирует несовершенство закона о выборах, является, на наш взгляд, положение о размере, порядке формирования и использования средств избирательных фондов кандидатов в президенты. Во-первых, непонятно, почему размер индивидуального взноса в этот фонд ограничен 1700 гривнями? Да и кто определит, свои ли личные средства перечисляет гражданин в избирательный фонд, или, может, на самом деле это взнос того или иного «спонсора»? Во-вторых, возникает вопрос, реально ли провести эффективную агитационную кампанию во всех регионах Украины, владея 1,7 млн. грн. ? А ведь средства избирательного фонда должны расходоваться не только на изготовление, размещение в СМИ и распространение агитационных видео-, аудио- и печатных материалов, но и на приобретение различных канцтоваров и бумаги, на оплату транспортных услуг, аренду помещений и т. д.

РЕКЛАМА

Как ни парадоксально, но штабы многих кандидатов в президенты научились искусно обходить не только недостатки закона о выборах, но и его… достоинства. Например, в последнее время активно муссируется и насаждается в массовое сознание мысль о якобы неизбежной фальсификации результатов выборов президента. Претенденты на пост N1 не только создают параллельные структуры, призванные «контролировать» подсчет голосов (что само по себе незаконно, так как есть для этого ЦИК и местные избирательные комиссии), но и буквально зомбируют свой электорат, загодя обвиняя Леонида Кучму и его окружение во всех смертных грехах. При этом кандидаты в президенты и их штабы прекрасно знают, что закон о выборах практически полностью исключает возможность каких-либо фальсификаций. Еще бы, ведь большинство претендентов на высший государственный пост являются народными депутатами Украины. И уж поверьте, работая в парламенте, они приложили максимум усилий для того, чтобы в законе о выборах президента не было ни малейшей лазейки, которая давала бы возможность «подправить» результаты народного волеизъявления…

Украина рискует встретить Новый год без президента

Еще одним «ноу-хау» избирательных штабов, которое собираются использовать оппоненты Леонида Кучмы, является возможный срыв… инаугурации новоизбранного президента. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством, глава государства приступает к свои обязанностям не позднее чем через тридцать дней после оглашения результатов выборов. И это императивная норма. Несмотря на это, уже сейчас активно циркулируют слухи, что Верховная Рада не допустит инаугурации до тех пор, пока не закончатся все судебные разбирательства, касающиеся результатов выборов.

РЕКЛАМА

А сколько могут продолжаться подобные тяжбы, мы уже знаем хотя бы на примере вышгородского процесса, где оспаривались результаты выборов столичного мэра. Он длился почти полтора месяца, хотя по закону о местных выборах на рассмотрение жалобы отводится только пять дней с момента ее поступления в суд. С учетом же отсутствия прецедента в условиях законодательной неопределенности оспаривание результатов нынешних выборов может дать определенным политическим кругам весьма широкие возможности для «маневров». Так что, если этот сценарий будет осуществлен, Украина рискует встретить 2000 год без новоизбранного президента.

В этой связи возникает логичный вопрос: а есть ли какой-то реальный способ если не предотвратить, то хотя бы смягчить возможные негативные последствия подобных «маневров»? На наш взгляд, такой способ существует: просто кандидатам в президенты и их командам необходима квалифицированная помощь независимых юристов-консультантов, особенно помощь тех юристов, которые уже имеют богатый опыт в этой достаточно специфической сфере. Такие юристы могли бы помогать доверенным лицам, представляя их кандидата в отношениях с избирательными комиссиями и другими государственными и негосударственными органами и организациями; принимать участие в подготовке мероприятий, которые проводит соответствующий кандидат и группа его поддержки; анализировать с правовой точки зрения встречи с избирателями, тексты агитационных материалов; анализировать и систематизировать материалы о нарушениях избирательного законодательства со стороны конкурентов: разрабатывать и проводить экспертизу соответствующих хозяйственных договоров, которые обеспечивают эффективность реализации избирательной кампании, в частности, договоров со СМИ, имиджевыми и рекламными агентствами и т. д.

РЕКЛАМА

Наверное, уже поздно требовать от юристов исправления ошибок, которые были допущены во время избирательной кампании. Тем не менее уже сейчас нужно готовиться ко дню голосования, который может подкинуть немало «сюрпризов», разрешить которые смогут только квалифицированные юристы.

420

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров