«в случае неявки к следователю к вам может быть применен принудительный привод», — писал молодой милиционер в повестке больной бабушке — переселенке из чернобыльской зоны, у которой цыгане обманом отняли квартиру
Сюжет этой печальной истории был изложен 19 ноября 2008 года в заголовке опубликованного в «ФАКТАХ» материала: «Напоив бабушку чем-то, похожим на церковное вино, цыгане дали ей подписать заявление о вступлении в религиозную общину, на самом деле оказавшееся доверенностью на продажу ее квартиры».
Самую мрачную подробность мы вынесли в подзаголовок: «Милиция не сразу приняла заявление 70-летней женщины-инвалида с просьбой защитить ее от аферистов, а теперь затягивает следствие».
«Находящиеся в розыске злоумышленники свободно ходили по Переяславу»
Единственным светлым моментом в нашем рассказе было то, что бездомная пожилая гражданка славного Переяслава Лидия Никитенко не осталась на улице, ее приютили жители Згуровки — бывшие земляки из пострадавшего от Чернобыля Полесского района, которых в начале 90-х годов, как и бабушку, переселили на чистые территории. Увы, здесь бедным полещукам пришлось столкнуться с другой грязью: безнравственностью правоохранителей, которые по закону должны защищать налогоплательщиков, а на деле
Драма продолжается уже более двух лет. Хорошо еще, что за дело взялся адвокат Иван Педик, бывший сотрудник уголовного розыска. Только после его вмешательства милиция Переяслава возбудила уголовное дело, и местные оперативники арестовали всех четверых членов шайки. Правда, вскоре милицейское начальство дало команду освободить их. Однажды Иван Витальевич сам(!) задержал злоумышленников и привел к стражам порядка. Но милиционеры снова отпустили аферистов.
Почему же сотрудники правоохранительных органов уже два года не могут (или не хотят?) помочь беззащитной женщине?
Ведь дело, по словам адвоката, было уже почти готово для передачи в суд! Но милиция снова повела себя странно. Материалы передали другому следователю. А милиционеры объявили в розыск отпущенных ими же злоумышленников! В течение примерно года начальник Переяславского горрайотдела милиции Сергей Чалый советовал «ФАКТАМ» обращаться за информацией в областное ГУВД. А прокурор района Александр Кузовкин сообщал, что подозреваемые находятся в розыске, хотя адвокат чуть ли не каждый день видел их, улыбающихся, на улицах Переяслава.
Следователь Переяславского горрайотдела милиции Сергей Загорный явно не горел желанием ехать в Згуровку для проведения расследования. Больной бабушке, передвигающейся по дому на костылях, молодой офицер отправлял почтой грозные повестки с требованием явиться в Переяслав: «В связи с расследованием уголовного дела № 17-7813, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 2-й статьи 190 Уголовного кодекса Украины, Вам необходимо 23. 01. 2009 года к 10 часам прибыть в каб. 303 Переяслав-Хмельницкого горрайотдела ГУ МВД Украины в Киевской области (по адресу ) к следователю Загорному С. А. для проведения следственных действий. Предупреждаю Вас, что в случае неявки к следователю без уважительных причин к Вам в порядке ст. ст. 70, 135 и 136 УПК Украины может быть применен принудительный привод. Уважительная причина неявки к следователю должна быть подтверждена документально »
Лидия Калистратовна Никитенко — инвалид второй группы. Только в теплое время года и с чужой помощью она в состоянии выйти на некоторое время во двор, а ехать в другой город может лишь в сопровождении врача. Справка об этом в деле имеется. Когда женщина со слезами попыталась объяснить следователю свое беспомощное положение и попросила, чтобы он сам приехал к ней, офицер милиции ответил что-то вроде «где я вам возьму врача и транспорт?»
Пока милиция и прокуратура занимались волокитой, новые «хозяева» попытались еще раз продать квартиру бабушки. Как это могло произойти во время досудебного следствия по уголовному делу — отнесем к чудесам переяславских стражей закона. Адвокату все же удалось пресечь незаконную сделку.
Из блюстителей порядка, фигурирующих в этой истории, наиболее благоразумным оказался начальник (уже бывший) паспортного стола. В самом начале аферы он в течение одного дня лихо выписал хозяйку квартиры из принадлежащего ей жилья, но затем быстренько аннулировал свое же решение о снятии с регистрации, потому что, видать, испугался ответственности за соучастие в преступлении.
«Дело ведет уже третий следователь »
Разуверившись в порядочности местных правоохранителей, Лидия Калистратовна обратилась с письменным заявлением в Генеральную прокуратуру Украины, к министру внутренних дел и прокурору Киевской области.
- Увы, на все наши обращения в уважаемые инстанции мы получали отписки, что заявления пересланы для разбирательства к тем, на кого мы жалуемся! — рассказывает «ФАКТАМ» адвокат Иван Педик. — От следователя Загорного я в очередной раз получил устное объяснение, что все подозреваемые лица цыганской национальности находятся в розыске.
Каково же было мое удивление, когда уважаемый следователь (правда, уже другой офицер милиции) в один прекрасный день все же нашел транспорт и приехал к бабушке в Згуровку. Да не сам, а вместе с одним из находившихся в розыске организаторов преступной шайки Василием Кучерявым (имя изменено. — Авт. ) якобы для проведения очной ставки.
Следователь вел себя, скорее, как адвокат злоумышленников. Он пытался убедить бабушку, что она, будучи якобы в состоянии алкогольного опьянения, добровольно продала квартиру, а потом, дескать, хватилась.
- Очной ставки как таковой не было, — продолжает рассказ адвокат. — В конце разговора ничего не записывавший следователь вдруг занервничал и засуетился в поисках какой-то бумаги. А когда гости уехали, мы обнаружили упавший за спинку дивана документ, потерянный следователем. Это была «заготовка» протокола очной ставки, на которой уже стояли подписи Кучерявого, хотя во время так называемой очной ставки никто ничего не подписывал.
- Но откуда следователь мог знать ответы бабушки, которые в основном соответствуют ее точке зрения? — спросили «ФАКТЫ» у адвоката.
- Он мог взять их из материалов уголовного дела.
- Зачем ему это, если он, как вы говорите, сочувствует злоумышленнику?
- Думаю, им плевать на то, что говорит потерпевшая. Главное то, что подозреваемый в преступлении все отрицает, что соблюдена важная формальность — очная ставка, чтобы в случае чего проверяющие не придрались. Главное — найти юридически объяснимый повод затянуть время. А там
Я не знаю, насколько утверждение цыган насчет взятки правоохранителям соответствует действительности. Но ранее эти же люди приезжали ко мне в Згуровку и предлагали 15 тысяч долларов за то, чтобы я отказался от этого дела. А в правоохранительных органах мне говорили прямо: ничего вы с бабушкой не добьетесь, кому надо заплачена серьезная сумма, и судебное решение будет принято не в вашу пользу. Не надо было обращаться в газету «ФАКТЫ» и на телевидение. Хотя мы обращались только в газету. Телевизионщики прочитали публикацию и возмутились поведением правоохранителей. Судите сами: дело, с точки зрения профессионала, в общем-то, плевое, достаточно простое для расследования, а тянется уже более двух лет.
«ФАКТЫ» снова позвонили прокурору Переяслав-Хмельницкого района Александру Кузовкину. Дескать, старушка жалуется на милицию. «Вы должны эту жалобу переслать нам», — ответил Александр Владимирович. Мы выполнили просьбу прокурора. Но дни идут, а никаких сдвигов по делу не наблюдается.
За это время в Переяславе поменялся начальник милиции. Выходит, и спросить теперь не с кого? Городской телефон начальника следственного отдела Переяславского РОВД Вадима Боднара упорно молчит. Когда я попросил у его коллег номер мобильного, те вежливо отказали: «Неэтично». А издеваться над больной пожилой женщиной этично?
Когда материал уже был готов к печати, Лидия Калистратовна Никитенко получила из Киевской областной прокуратуры письмо, подписанное начальником одного из управлений прокуратуры области И. Емцем: «Сообщаю, что Ваше заявление, поступившее из секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, прокуратурой области проверено.
Установлено, что в производстве следственного отдела Переяслав-Хмельницкого горрайотдела ГУ МВД Украины в Киевской области находится уголовное дело № 17-7813, возбужденное в отношении (указаны три фамилии. — Авт. ) по факту осуществления в отношении Вас мошеннических действий по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 190 УК Украины.
Длительное расследование уголовного дела связано с неоднократным прекращением расследования дела в связи с розыском обвиняемых.
Досудебное следствие по делу в данное время продолжается, Переяслав-Хмельницкой межрайонной прокуратурой в порядке ст. 227 КПК Украины по делу даны письменные указания.
Также сообщаю, что состояние досудебного следствия заслушано на оперативном совещании в прокуратуре области, по результатам которого в отношении следователя, у которого в производстве находилось дело, и начальника следственного отдела прокуратурой области возбуждено дисциплинарное производство».
Причины волокиты, указанные в письме, чисто формальные (об этом адвокат потерпевшей говорил выше): обвиняемые находились в розыске, поэтому следствие затянулось. Но раз так, возникает закономерный вопрос: за что же «возбуждать дисциплинарное производство», то есть наказывать сотрудников следственного отдела?
451Читайте нас в Facebook