Иван Гаврилюк: «Увидев мертвого Ивана Миколайчука, осыка потерял сознание. После смерти друга он сильно запил »
«У меня один год за три», — говорил Леонид Осыка. Классик украинского кинематографа прожил не очень долгую, но очень насыщенную жизнь, в которой всему нашлось место: и любви, и творчеству, и борьбе, и, увы, алкоголю.
У Осыки было много друзей, но хватало и недругов. Именно они, наделенные властью, делали все, чтобы фильмы Леонида Михайловича никто не увидел. Поэтому не- удивительно, что зачастую замечательный режиссер не имел средств к существованию. И если бы не друзья, выбившие для него Шевченковскую премию и хорошую трехкомнатную квартиру, то серьезно больному мастеру пришлось бы в конце жизни ютиться вместе с женой и двумя детьми в однокомнатной квартире, существуя, по сути, впроголодь.
О своем близком друге «ФАКТАМ» рассказывает народный артист Украины Иван Гаврилюк.
«В Нью-Йоркской киноакадемии «Каменный крест» Осыки демонстрируют как образец кинорежиссуры»
- Вы себе представить не можете, в каком времени мы жили, как тяжело было актерам, а особенно режиссерам, говорить то, что хочешь, — рассказывает Иван Гаврилюк. — Леня постоянно находился «под колпаком» КГБ. Каждое его движение фиксировалось. Чтобы это прекратить, «всего-то» и нужно было вступить в Коммунистическую партию. Но если бы Леня это сделал, то стал бы чужим в той сложившейся компании, в которую входили Брондуков, Степанков, Параджанов, Миколайчук, Быков и другие талантливые люди. А Осыка занимал в этой компании особое место — он был ее совестью.
Леня слыл заядлым спорщиком. Если видел цель, то, как правило, шел до конца. Особенно его буйный нрав проявлялся на худсоветах. Он резал правду-матку, за что ему не давали жизни на Киностудии имени Довженко. А какой обструкции он подвергся, когда снял «Каменный крест»! На нем как на режиссере хотели действительно поставить крест. Ленту со скрипом пустили по низшей, третьей, категории специально, чтобы никто не увидел. Формулировка была такая: «Фильм Осыки не вписывается в рамки соцреализма». А между прочим, в Нью-Йоркской киноакадемии эту картину демонстрируют как образец кинорежиссуры!
- Леонид Михайлович сильно переживал?
- Ему было очень больно, и, увы, лучшего «обезболивающего», чем алкоголь, он не нашел. Были моменты, когда Леня завязывал, но потом все начиналось сначала.
Что говорить, все киноработы Осыки принимались в штыки. После смерти Леонида Быкова Осыка задумал снять о нем документальную картину. Но ему долгое время не разрешали. Под самыми разными предлогами. А потом, когда неимоверными усилиями Леня таки выбил себе право сделать эту ленту, руководство киностудии, просмотрев отснятый материал, «зарубило» его и распорядилось больше не давать Осыке снимать вообще. А все потому, что Леня в своем фильме намекнул: смерть Быкова не была случайностью. В результате Осыку просто перестали замечать, он надолго остался без работы.
- Это правда, что его пытались склонить к тому, чтобы «стучать» на Параджанова?
- Тогда пытались вербовать всех. Я лично вел переписку с Параджановым, когда он уже сидел в тюрьме, и меня часто вызывали в КГБ, чтобы я предоставил им определенную информацию. Думаю, ходил на такие «приемы» и Леня.
Сергей Параджанов любил Осыку, часто давал ему советы. Особенно если замечал актерские неточности. Помню, во время просмотра на худсовете картины «Каменный крест» Параджанов не выдержал и со своего места заорал: «Посмотрите! Все актеры в этом эпизоде тупо крестятся, и только один Миколайчук молится »
«На съемочной площадке Леня знал по имени-отчеству абсолютно всех»
- Вы не единожды снимались у Леонида Михайловича. Каким он был на съемочной площадке?
- Леня был совершенно адекватным режиссером. Никогда не орал на актеров и обслуживающий персонал. Для Осыки актер был прежде всего его другом. Знаете, как он меня подготавливал к картине «Захар Беркут»? Целых полгода мы просто гуляли с ним по Киеву, разговаривая фактически ни о чем. О кино вообще ни слова не произносилось. Таким образом Леня пытался прочувствовать человека, с которым ему предстояло работать. Всех, кто работал с ним на съемочной площадке, Осыка знал по имени-отчеству. Причем неважно, сколько было человек — 50 или 200. Он знал всех!
Был у меня и неприятный момент, связанный с Леней. В фильме «Захар Беркут» есть эпизод, который едва не стоил мне жизни. В кадре я стою на коленях, заточенный в деревянную колодку, а рядом пылают три тарелки с парафином. Леня должен был плеснуть на меня из-за камеры водой. Но немного не рассчитал. Вода попала в тарелки, расплавленный парафин ожег мне лицо, парик мгновенно вспыхнул. Если бы не молниеносная реакция оператора, высыпавшего мне на голову песок из ведра, даже не знаю, чем бы все закончилось.
Но приятных воспоминаний было все-таки больше. Ведь Леонид Михайлович обладал блестящим чувством юмора и любил розыгрыши. Помню, во время съемок фильма «Захар Беркут» в Хотине всю нашу съемочную группу пригласили на свадьбу. Только я зашел во двор, как со всех сторон услышал шепот: «Это тот парень, который в «Аннычке» (фильм кинорежиссера Бориса Ивченко, вышел на экраны в 1968 году. — Авт. ) танцевал босиком на стекле!» Про свадьбу на какой-то момент забыли. Все просили меня повторить «смертельный номер». Я замешкался. Тогда Брондуков с Осыкой стали разбивать пустые бутылки от шампанского, приговаривая: «Сейчас он станцует». И что вы думаете? Я испугался и убежал.
Или вот такой эпизод. Первая жена Осыки Антонина Лефтий категорически запрещала ему пить. Но Леня находил выход из ситуации. Перед тем как прийти ко мне в гости, говорил: «Ваня! Я приду с Тонькой. Ты поставь мне по рюмке водки за шторой на окне, в ванной и туалете». Во время посиделок Леня раз пять выскакивал из-за стола и уходил то в туалет, то в ванную. Лефтий не могла понять: муж вроде бы не пьет, а пьянеет.
- Последние годы жизни Леонида Михайловича были тяжелыми.
- После того как ему удалили почку, я вообще не знаю, как он продолжал снимать кино. При этом успел еще раз жениться и родить двоих детей. Его избранницей стала молодая актриса Светлана Князева. Осыка очень ее любил. Она тоже питала к нему нежные чувства вплоть до самой смерти Лени.
- Рассказывают, что настоящим ударом для Осыки стала смерть Ивана Миколайчука.
- Когда Леня пришел на Киностудию имени Довженко попрощаться с Миколайчуком и увидел Ивана в гробу, то сразу потерял сознание. Его еле привели в чувство. После того случая Леня сильно запил Потом очухался, снял пару лент. Но вскоре его почти полностью парализовало.
Последние годы он фактически не жил, а существовал. Говорить не мог. В зависимости от ситуации он «разговаривал» мычанием, слезами или смехом. Тяжело было на него смотреть. Все понимали — ему уже не выкарабкаться
Из досье «ФАКТОВ»
Осыка Леонид Михайлович. Режиссер, сценарист, актер. Родился 8 марта 1940 года в Киеве.
Окончил Одесское театрально-художественное училище (1959), режиссерский факультет ВГИКа (1965). С 1965 года — режиссер Киевской киностудии имени А. П. Довжен-ко. Наиболее известные картины — «Каменный крест», «Захар Беркут», «Тревожный месяц вересень», «Этюды о Врубеле».
Народный артист Украины (1998). Лауреат Шевченковской премии.
Ушел из жизни 16 сентября 2001 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева.
2765Читайте нас в Facebook