Валерий Хорошковский: «Госпожа Тимошенко находится в состоянии войны»
- Господин Хорошковский, вы — один из самых влиятельных людей в Украине. Вы владеете медиа–империей, руководите Службой безопасности Украины из 30 тысяч сотрудников, занимаете должность в Высшем совете юстиции, который осуществляет надзор за органами юстиции и судьями. Из трех столпов власти вы, таким образом, контролируете две — исполнительную и судебную, а также «четвертую власть» — СМИ.
- Я не контролирую никакой. Я являюсь лишь членом перечисленных Вами учреждений. Кроме моих постов в трех из четырех ветвях власти я еще и член Совета Национального банка, и я считаю это абсолютно нормальным.
Почему? Поскольку мои права собственности уже представляют другие лица. Мы все чем-то владеем, кто больше, а кто меньше. Что касается моих одновременных функций как члена Высшего совета юстиции и как главы спецслужбы: я считаю это очень полезным, поскольку одной из задач спецслужбы является борьба с коррупцией.
Поэтому я считаю, что комбинация двух позиций в этой сфере является невероятно важной.
- По сути, органы юстиции и СМИ должны контролировать исполнительную власть. Как глава спецслужбы вы представляете центральную сферу исполнительной власти, но вместо того, чтобы быть подконтрольным юстиции и СМИ, вы имеете доступ к обеим этим сферам. Итак, кто контролирует вашу власть?
- Я знаю, что должно существовать разделение властей, и я также уверен, что моя позиция не противоречит этому принципу, несмотря на большое количество функций. Впрочем, что касается моей роли в медиа–холдинге «Интер», существует большое недоразумение.
Я отказался от влияния на редакционную политику «Интера». Я не вмешиваюсь в эти процессы. Эти функции я делегировал. В отличие от того, что говорят, эти управленческие задачи перешли не моей жене, а фирме, выполняющей эти функции.
- То есть ваша жена этим не занимается?
- Она только директор общества, которое владеет «UA Inter Media Group». Менеджментом занимается другой человек.
- Какова тогда роль главы спецслужбы в медиа–империи «Интер»?
Я все еще являюсь владельцем, но не имею никакого отношения к ежедневному планированию.
- Это значит, что легендарный газовый предприниматель Фирташ, которого некоторые считают серым кардиналом в Украине, имеет долю в вашем медиа–бизнесе как покупатель опциона.
- Опционный договор не был выполнен и истек в прошлом году. Переговоры продолжаются, но на сегодняшний день Фирташ не является ни нашим акционером, ни владельцем опционов.
- Некоторые говорят, что в этой стране существует правящее группировки, центром которого является ваш бывший деловой партнер Фирташ, а в то время вы, глава администрации президента Левочкин, а также министр по вопросам топлива и энергетики Бойко является его помощниками.
- Это выдумка. У меня немного времени, чтобы видеться с Фирташем, но мы поддерживаем хорошие отношения.
- Вы друзья?
- Да, я могу так сказать.
- Значит, это правда, что группа друзей вокруг Фирташа и его спорная газовая фирма «РосУкрЭнерго» и есть властным центром в Украине?
- Нет, это неправда. Все названные вами лица занимают государственные должности. Но мы не смешиваем наши служебные обязанности с частными делами.
- Пресса переполнена высказываниями людей, которые уверяют, что их посещают представители вашей спецслужбы, за ними наблюдают и им угрожают. Бывший премьер-министр Юлия Тимошенко жаловалась на то, что за ней следят. Анна Гуцол, лидер женского движения «FEMEN» сообщает, что офицеры СБУ пришли к ней ночью и угрожали, что она «может закончить сломанной ногой», если она будет продолжать акции протеста. Что вам известно о таких злоупотреблениях властью представителями вашей Службы?
- Возможно, один или два таких случая и имели место, возможно, и нет. Многие из тех, кто делает такие сообщения, просто пытаются повысить свою популярность за счет службы.
- Вам вменяют также запугивание представителей прессы. Например, контактные лица и партнеры газеты «Frankfurter Allgemeine» сообщают, что ваши люди опрашивали их о работе этой газеты в Украине. Это правда?
- Я это проверил и, «да», это правда. Но исходя из других причин. К тому времени вы, господин Шуллер, не имели аккредитации в качестве корреспондента, но выполняли функции журналиста.
Поэтому офицеры узнавали, находились Вы здесь в качестве журналиста или в какой-то другой функции. Но это было не во времена президентства Януковича.
- Это было в апреле, и Янукович уже был президентом, а вы — главой СБУ.
- Я знаю, но инициирование состоялось раньше, во времена старой администрации. Существовала определенная инертность системы.
- Юлия Тимошенко сообщает, что СБУ именно закрывает части штаб-квартиры ее партии в Киеве.
- Это абсолютно невозможно. Многое, что появляется в СМИ, это спланированная стратегия пропаганды. А госпожа Тимошенко находится в состоянии войны. Президентская предвыборная кампания уже давно закончилась, а она все еще борется.
- Госпожа Тимошенко также заявляет, что ее партия подвергается давлению со стороны спецслужбы через аресты близких соратников. Речь идет о бывшем главе Государственной таможенной службы Макаренко, а также бывшем заместителе руководителя энергетической компании «Нафтогаз» Диденко. Ваша спецслужба пытается арестами заставить замолчать оппозицию?
- А ни Макаренко, ни Диденко не были членами партии госпожи Тимошенко. Они были только чиновниками — и в этом качестве они совершили преступления. По крайней мере, так это выглядит сегодня. В задачи Службы безопасности как раз и относится расследования таких дел.
И мы не будем останавливаться только потому, что госпожа Тимошенко считает, что на нее давят. С начала этого года мы выдвинули обвинения в коррупции против 1500 чиновников, которые совсем не принадлежат к команде Тимошенко. Но представители других партий не жалуются на давление на них.
- Вы можете сообщить нам имена ключевых представителей правящей Партии регионов, против которых ведется расследование?
- Например, был арестован исполняющий обязанности министра экологии этого правительства. Его дело рассматривается в суде. Мы также задержали двух действующих городских глав.
- Понимаете, госпожа Тимошенко приводит именно эти случаи как примеры проявления давления на оппозицию, поскольку мэр Каменец-Подольского относится к ее команде.
- Он письменно заявил, что вышел из ее партии.
- Она говорит, что его заставили. Но не только Тимошенко, но и многие представители неправительственных организаций жалуются на вашу спецслужбу. Анна Гуцол с «FEMEN» имела незваных гостей. По утверждениям главы «Фонда региональных инициатив» Виталия Шабунина, агенты СБУ постоянно приглашают его на беседы. Вы систематически ведете наблюдения за общественностью в Украине?
- СБУ работает с такими организациями тогда, когда существует угроза национальной безопасности. Я не хочу обобщать, поскольку о каждом случае нужно говорить отдельно. Но что касается тех случаев, которые вы указали, я могу вам гарантировать, что они являются чистой выдумкой.
- Госпожа Тимошенко говорит, что ее арест состоится уже скоро, поскольку существует план по его задержанию в апреле 2011. Итак, когда вы планируете бросить госпожу Тимошенко за решетку?
- Я не имею таких намерений. Мы боремся с коррупцией, и к сожалению предыдущее правительство сделало много ошибок. Многое, что было им сделано, было противозаконным, и поэтому мы продолжим наши расследования.
Меня все еще удивляет, сколько людей накопили свои состояния разграблением государства, когда они очень просто обворовывали пенсионеров, социально незащищенных и бедных представителей этого общества. Против этого я и борюсь.
Перевод текста с немецкого языка на украинский предоставлен пресс-службой СБУ, перевод с украинского на русский язык газеты «ФАКТЫ».
589Читайте нас в Facebook