«Крайне важно, чтобы в кадре не было грифа «секретно», — говорили китайские агенты украинскому подполковнику, пообещав за работу миллион долларов
На днях Верховный суд Украины поставил точку в этом резонансном деле. Судьи Верховного суда поддержали обвинение, выдвинутое судом первой инстанции — Житомирским апелляционным судом. Как сообщил «ФАКТАМ» и. о. председателя Житомирского апелляционного суда Владислав Крижанивский, трое наших соотечественников согласились за один миллион долларов собрать секретную информацию относительно полигона НИТКА (научно-испытательный тренажер корабельной авиации), расположенного в Крыму. В проектировании объекта принимали участие десятки научно-исследовательских институтов бывшего СССР. Это специальный наземный учебно-тренировочный комплекс, имитирующий палубу авианосца и предназначенный для отработки техники взлёта и посадки самолёта на авианосец. Комплекс сооружен в виде корабельной палубы, оборудованной трамплином и аэрофинишером, который используется для торможения самолета в процессе его посадки на палубу авианосца. Взлетно-посадочный блок полигона может раскачиваться, имитируя волнение на море. Основное оборудование объекта находится под землей. Подобные комплексы есть только в Соединенных Штатах и Испании. Однако украинский обладает самой большой взлетно-посадочной полосой в мире.
Китайские специалисты весьма серьезно заинтересовались нашим полигоном. И решили, что быстрее добудут нужную для них информацию именно у украинцев, нежели у американцев или испанцев. И действительно, троих наших соотечественников им таки удалось завербовать.
«Если согласитесь нам помочь, то получите неплохой гонорар за службу. Кроме того — должность главного консультанта по строительству полигона в Китае»
Началось все четыре года назад. В ноябре 2006 года гражданка Китая Чунхуа (все имена представителей китайской стороны изменены) позвонила военному инженеру, сотруднику Запорожского авиаремонтного завода «МиГремонт» 42-летнему Игорю Манжосу. Представитель китайской фирмы предложила украинцу создать совместное предприятие якобы по изготовлению одноразовой посуды. «Мы встретим вас в Сиане, — сообщила Чунхуа. — И на месте обговорим детали совместного сотрудничества. Все расходы, связанные с этим путешествием, наша компания берет на себя».
Звонок не вызвал у Манжоса подозрения. Он не удивился, что китайская фирма стремится сотрудничать именно с ним. Полгода назад, пребывая в Поднебесной на международном семинаре по теме морской авиации, подполковник Игорь Манжос познакомился там с неким Зианом. Коллеги сдружились и много времени проводили вместе. Украинец рассказал китайцу, что впоследствии, на пенсии, мечтает открыть какое-нибудь небольшое, но прибыльное предприятие. Игорь Манжос был уверен, что звонок от таинственной Чунхуа — дело рук приятеля Зиана.
В декабре того же года Игорь Павлович посетил Китай. Украинца поселили в хорошей гостинице, подарили множество сувениров, как и обещали, возместили расходы на дорогу. В отеле, где разместился гость, состоялась деловая встреча с представителем китайской фирмы Фухуа. При первой встрече Фухуа и Манжос говорили только о совместном предприятии. На второй день деловых переговоров тема разговора плавно перешла в совсем иное русло. Фухуа неожиданно спросил об основной профессии Манжоса. Узнав о том, что Игорь Павлович военный инженер, Фухуа как будто невзначай завел разговор о насущных проблемах военно-морской авиации Китая. На самом деле Фухуа давно знал, кем работает украинский гость. Задавая различные вопросы по военной инженерии, китаец изучал подполковника, пытаясь понять, насколько хорошо тот владеет данной темой. Наконец, Фухуа подошел к тому вопросу, ради которого затеял всю свою игру: «В вашей стране есть превосходная взлетно-посадочная система НИТКА. Так вот, нас очень интересует этот объект. Если вы согласитесь нам помочь, то получите неплохой гонорар за службу. Миллион долларов вас устроит?»
Позже Манжос признается, что едва смог совладать с собой от внезапно охватившего его чувства счастья. Ему казалось, что он знает местонахождение выигрышного лотерейного билета и нужно только его приобрести. Подполковник согласился на сотрудничество.
Игорю Манжосу показали научно-исследовательский институт, который занимается разработкой аналога украинского комплекса НИТКА. Военный инженер имел возможность пообщаться с китайскими военными специалистами. Провожая подполковника домой, Фухуа сообщил, что, кроме денег, украинец получит в Китае должность главного консультанта по строительству полигона. Но пока главное — как можно скорее заполучить техническую документацию. «Мне нужны будут помощники, — уточнил Игорь Манжос. — Одному не справиться с таким заданием». Фухуа кивнул в знак согласия.
Спустя месяц, в январе 2007 года, Игорь Манжос снова прибыл в Китай. Уже не один. Сообщниками военного инженера стали его коллега, имеющий опыт работы с секретной документацией, 45-летний Вадим Ковальчук и… жена Манжоса 28-летняя Наталья. В этот раз на деловой встрече, кроме Фухуа, присутствовал представитель Департамента военно-морского флота Китая Джинхей. Последний честно признался, что его страна заинтересована в строительстве объекта, аналогичного полигону НИТКА, и для этого китайским специалистам нужна вся документация относительно данного комплекса.
«На фотокопиях не должны фигурировать ни имена конструкторов, ни реквизиты полигона»
— Для работы вас снабдят всем необходимым, — сообщил Джинхей. — Проинструктируют, как именно фотографировать тайные документы, выдадут нужную технику. Запомните: крайне важно, чтобы в кадре не было грифа «СЕКРЕТНО». Это слово перед фотофиксацией документа вы должны закрывать белой бумагой. Кроме того, на фотокопиях не должны фигурировать ни имена конструкторов, ни реквизиты полигона. И еще: вся наша дальнейшая с вами переписка и телефонные разговоры отныне будут зашифрованы и строго законспирированы. На всю информацию относительно полигона должны быть поставлены пароли. Но самое главное, на ваших компьютерах должны быть установлены программы, которые при несанкционированном доступе ликвидируют всю находящуюся на них информацию. Что, куда и как нужно будет установить, вас отдельно проинформируют.
После этого изменникам выдали два одинаковых фотоаппарата «Nikon», в комплектацию которых входили запасные аккумуляторные батарейки и четыре флеш-карты памяти. Всем были возмещены затраты, связанные с поездкой в КНР: дорожные расходы, проживание в гостинице, питание и даже покупка сувенирной продукции. Кроме того, каждому вручили «на мелкие расходы» по 500 американских долларов.
Наши соотечественники вернулись домой, довольные поездкой, и немедленно принялись за выполнение задания по сбору документации. Приехав в Крым, к месту нахождения полигона НИТКА, сообщники поняли, что даже с их обширными знаниями в области военной инженерии, визуально воспроизвести технологию комплекса невозможно.
Игорь Манжос и Вадим Ковальчук отправились в Москву для встречи с российскими коллегами. Известно, что Украина ежегодно сдает полигон российским летчикам палубной авиации для отработки взлета и посадки. Однако, когда пообщались с представителями российского КБ «Сухой», которые принимали участие в ежегодных учениях на полигоне НИТКА, стало понятно, что у россиян нет нужной информации. Россию, в принципе, не интересует секретная информация относительно этого объекта по той простой причине, что эта страна пока не собирается возводить у себя нечто подобное. Выяснилось, что вся техническая документация находится непосредственно на интересуемом полигоне. То есть в Украине.
Посредник ответил, что готов рискнуть, а сам… обратился в СБУ
Через военнослужащих-авиаторов Манжос и Ковальчук познакомились с неким Романом Левковичем (имя изменено). Роман Леонидович был сотрудником полигона НИТКА и имел доступ к секретным документам.
При личной встрече с Левковичем Манжос и Ковальчук заявили, что их интересует вся техническая документация относительно комплекса НИТКА. Роман Леонидович объяснил мужчинам, что данная информация является секретной и представляет государственную тайну.
«Вот поэтому мы готовы выложить за нее 300 тысяч долларов», — заявили сообщники.
Роман Леонидович ответил, что готов рискнуть, а сам… обратился в СБУ. Об этом, естественно, не знали Вадим Ковальчук и Игорь Манжос с женой. В условленное время они на машине подъехали к гаражу Романа Левковича. Именно сюда по договоренности Роман Леонидович должен был принести всю документацию. Для перестраховки перед тем, как войти в гараж, мужчины приказали хозяину раздеться догола. Убедившись, что на нем нет подслушивающих устройств, они оглядели само помещение. Только после этого в гараж вошла Наталья. Удостоверившись, что на улице тоже тихо, троица принялась копировать секретную документацию. В это время троих партнеров и задержали сотрудники СБУ.
— В ходе судебных разбирательств удалось доказать, что наши соотечественники пытались выкрасть технологию строительства комплекса НИТКА — испытательного полигона взлетно-посадочных систем, по сути, украинского «сухопутного авианосца», — рассказал «ФАКТАМ» и. о. председателя Житомирского апелляционного суда Владислав Крижанивский. — Сотрудникам спецслужб удалось сорвать эти замыслы и задержать злоумышленников на месте преступления. Вадим Ковальчук пошел на сотрудничество и во всем чистосердечно признался. Немного погодя так же поступил и Игорь Манжос. А вот его жена Наталья во время судебных разбирательств долго не признавала своей вины. Женщина уверяла, что не была в курсе дел мужа. В Китай она ездила якобы в турпоездку, а зимой в Крыму приглядывала себе земельный участок. Однако нам удалось доказать непосредственную связь Натальи Манжос со своими сообщниками.
Житомирский апелляционный суд признал Игоря Манжоса, Наталью Манжос и Вадима Ковальчука виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 111 Уголовного кодекса Украины (государственная измена). Игорь Манжос лишен звания подполковника, ему назначено наказание в виде одиннадцати лет лишения свободы. Наталья Манжос получила десять лет, а Вадим Ковальчук — семь. Ковальчук объяснил, что пошел на преступление только ради своей больной жены. Он мечтал купить ей аппарат для гемодиализа (искусственная почка. — Авт.). Женщина страдала тяжелым заболеванием почек и умерла еще во время следствия, оставив мужу двух несовершеннолетних детей. Верховный суд Украины смягчил приговор суда первой инстанции и сократил срок заключения мужчинам на один год, а женщине — на целых четыре.
Я работаю судьей двадцать лет. За это время мне приходилось судить разных людей и даже выносить смертные приговоры. Однако предателей я судил впервые в жизни. Когда пообщался с каждым в отдельности, мне стало их очень жаль. Но не имел права даже на минуту забывать, какой урон нашему государству они могли бы нанести.
А 2662 (ГП МО Украины «ЗГАРЗ «МиГремонт»), однако в соответствии с приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины от 21 декабря 2001 года уволен в запас. Из списков личного состава он исключен 29 декабря 2001 года приказом по части № 251. С указанного времени
Редакция приносит извинения за неточность.
1067Читайте нас в Facebook