ПОИСК
Происшествия

«Признаю свою вину, я — негодяй, извините меня», — сказал в суде аферист, выманивавший и перепродававший кредитные иномарки

8:54 4 февраля 2011
кредитный автомобиль
Людмила ТРИБУШНАЯ, «ФАКТЫ» (Херсон)
В Херсоне особо опасного мошенника суд… отпустил на свободу

В минувшем году «ФАКТЫ» рассказали историю семьи Картавцевых из Херсона, ставшей жертвой опытного дельца. Аферист скупал кредитные машины и выставлял на продажу по поддельным документам. Но хозяева новенькой «Киа», отдавая ему ключи, об этом не подозревали. От мошенничества пострадали жители нескольких регионов Украины, задержанному предъявили обвинение по 12 эпизодам.

«Избавиться от долговых обязательств не удалось, мужчина, уехавший на купленном нами в кредит автомобиле, не собирался рассчитываться с банком»

 — Я моряк дальнего плавания, — рассказывает «ФАКТАМ» Алексей Картавцев (фото).  — До кризиса зарабатывал неплохо. В семье у нас трое маленьких детей, вот и решил взять в кредит автомобиль, хотелось возить малышей на занятия в секции, всем вместе ездить на природу… Кто же знал, что грянет кризис и я потеряю работу? Сдался не сразу, поначалу пытался таксовать. Семью прокормить еще кое-как удавалось, но ежемесячно платить банку 500 долларов не смог. Едва ли не каждый день ходил в финучреждение и просил, чтобы разрешили выплачивать только проценты по кредиту, но меня даже слушать не хотели. Что было делать? Вернуть банку залоговое авто, чтобы его продали за полцены, а на меня повесили разницу? Хотелось найти более приемлемый вариант.

И Алексей нашел. В интернете полно сайтов, на которых автомобилисты обмениваются советами, идеями. На одном из них Картавцев разместил объявление: «Ищу покупателя на невыплаченную иномарку». Вскоре позвонил некто Костя Симонов. Мужчины договорились, что Картавцев передает Симонову генеральную доверенность на право вождения, а тот берет на себя обязательство погашать кредит, и по окончании выплат «Киа» переходит ему. «Автокредит с чужого плеча — то, что мне сейчас нужно!» — радовался Константин, отсчитывая 3,5 тысячи долларов залога. Алексей отдал ему ключи и страховку на машину. Банк, кстати, был поставлен в известность о сделке — его служба безопасности даже сняла на всякий случай ксерокопию паспорта Симонова. Но уже через месяц Картавцев понял: избавиться от кредитных обязательств не удалось, уехавший на их семейном авто Симонов не рассчитывается с банком.

 — О плохом не хотелось думать, — вспоминает Алексей.  — Я надеялся, что дозвонюсь до него, но телефон не отвечал.

РЕКЛАМА

Картавцев, впрочем, не из тех людей, кто моментально отчаивается. Он решил искать исчезнувшего «покупателя». В ксерокопии паспорта Симонова был адрес: Дружковка Луганской области. Связавшись с сельсоветом Дружковки, Алексей узнал, что Симонов уехал на заработки в Запорожье и пропал. В социальных сетях Картавцев нашел десятки Симоновых, стал их обзванивать, пока не попал на сына бесследно исчезнувшего жителя Луганской области. Отослав ему паспортный снимок, узнал: фото переклеено, на документе изображен вовсе не отец парня.

 — Тут уж я растерялся, — признается Алексей.  — Ищи теперь ветра в поле! Пошел в милицию, но заявление отказались принять: «Сам отдал машину какому-то проходимцу, а нам теперь — ищи?!»

РЕКЛАМА

Картавцев обратился в частное детективное агентство, где за работу потребовали 5 тысяч гривен. Уплатив их, он и сам не сидел без дела. Поместил новое объявление о продаже кредитной иномарки на том же сайте, что и первый раз, указав другой номер телефона и вымышленное имя: надеялся, что лже-Симонов клюнет на наживку еще раз.

 — В первый же день меня засыпали предложениями, — невесело улыбается Картавцев.  — Только и делал, что отвечал на звонки. Чтобы отсечь лишнее, предлагал всем прислать копию идентификационного номера и паспорта. «Зачем?» — удивлялись люди. Буду, говорю, проверять вас. Потом изменил тактику: написал, что хочу продать джип «Сузуки-Витара», но указал сумасшедшую цену. Ни один здравомыслящий человек за такое предложение не ухватился бы. Мне перестали звонить, и вдруг, ушам своим не верю, — знакомый голос! Договариваемся встретиться. Мчусь в УБОП и выкладываю оперативникам свою историю. В этот раз сюжетом заинтересовались. Вместе с правоохранителями пытаемся найти упомянутый джип, ведь именно на нем нужно подъехать на вокзал, где должна состояться встреча. Как назло, ни в одном пункте проката такой машины нет. Делать нечего, предупреждаю «клиента», что у меня проблема с аккумуляторами и посмотреть автомобиль можно будет в гараже, так что приеду на вокзал на такси. К лже-Симонову вышел убоповец, игравший роль продавца, пригласил его в машину, на которую предусмотрительно поставили «шашечки». Я сидел в такси, ехавшем позади. В управлении мы встретились нос к носу, и лже-Симонов потерял дар речи. «Говорил же тебе, когда отдавал ключи, что в случае чего найду!» — припомнил я ему.

РЕКЛАМА

Тринадцатого февраля 2010 года мошенника поместили в СИЗО, и Картавцевы надеялись, что он признается, куда дел их машину.

«Аферы не просто профессия Татарченко, это образ жизни»

 — Хотя радоваться было рано, — вздыхает жена Алексея Оксана Картавцева.  — Мошенник на следствии фамильярничал со следователем, панибратски шушукался с охраной — давал понять, что он здесь свой человек. Оказалось, пострадали от аферы не только мы. Задержанному предъявили обвинение по 12 эпизодам. Потерпевшие есть в Херсонской и Николаевской областях, в Крыму, на Волыни, во Львове…

Как утверждают Картавцевы, возле них начали крутиться люди, которые представлялись родственниками и знакомыми местных влиятельных силовиков, и все утверждали, что знают, где сейчас находятся украденные машины, но делиться информацией просто так не собираются, требовали вознаграждение. С огромным трудом супруги собрали 2 тысячи гривен и 500 долларов.

 — Пришлось продать компьютер старшей дочери, — говорит Оксана.  — Но нас опять обманули.

Вскоре следователь якобы тоже обратилась к Алексею с предложением вернуть задержанному 3,5 тысячи долларов залога. Она, мол, сама отнесет их Симонову в СИЗО, а в обмен на деньги Картавцевы получат адрес, по которому смогут забрать свой автомобиль. После этого супруги, чье терпение лопнуло, написали письмо в «ФАКТЫ».

За комментарием газета тогда сразу обратилась в УБОП Херсонской области. Заместитель начальника областного управления Татьяна Кравчук заверила, что понимает возмущение Картавцевых: Алексей проявил смекалку, помог поймать мошенника, другое дело, что не удается отыскать машину, хотя банк требует от супругов полного погашения кредита. Все пропавшие авто находятся в поисковых системах министерства, наложен запрет на их отчуждение, направлены ориентировки во все регионы. Следствие установило, что орудовавший под фамилией Симонов Максим Татарченко (имя изменено.  — Авт.) выманивал у людей кредитные авто и тут же их перепродавал. Нашли только один автомобиль, переоформлявшийся по биржевому соглашению. Когда его проверяли в ГАИ, сразу выяснилось, что машина в угоне. Впрочем, подчеркнула Татьяна Кравчук, собственно угона-то как раз и не было: встретились два человека и о чем-то договорились. Это гражданско-правовые отношения, и доказывать вину сложно. В большинстве случаев Татарченко оформлял у нотариусов документы на свое настоящее имя. «Потом машину у меня угнали», — объясняет. Действует презумпция невиновности. И если бы не поддельный паспорт, который подтверждает его мошеннические намерения, даже уголовное дело возбудить не удалось бы.

Татьяна Кравчук сетовала, что следователь проделала огромную работу, но вместо благодарности слышит от потерпевших лишь осуждение и жалобы. «Татарченко находится в СИЗО, как можно передать туда деньги? Это обвинение просто нелепое», — подчеркнула Татьяна Кравчук.

На вопрос, как она охарактеризует подследственного, сотрудница УБОП ответила: «Он входит в доверие за минуту. Уверена, что много лет занимается подобными делами, аферы не просто его профессия, а образ жизни. Человек он образованный, знает несколько иностранных языков. Кочует из города в город, снимает квартиры, у него нет никакого имущества. Заранее все продумал, прописавшись в одном из общежитий Запорожья, чтобы в случае задержания взыскивать было нечего. Хотя с каждой «черной» продажи клал в карман 8-10 тысяч долларов».

На досудебном следствии мошенник выбрал своеобразную тактику — молчал. И потерпевшие недоумевали: как он поведет себя в суде? В августе прошлого года разбирательство по делу о мошенничестве с залоговыми авто начал Суворовский районный суд Херсона.

 — Мы все просили судью форсировать расследование, ведь в это время многие продолжали возвращать банкам кредиты, — утверждает Картавцев.  — Но шло оно ни шатко ни валко. Татарченко, сидя в «клетке», продолжал молчать. Меня удивила атмосфера суда. Председательствовавший во время заседаний разговаривал по мобильному телефону. Или другой раз, бывало, грозно заявлял: мол, не является важный свидетель, нужно доставить его приводом. На следующем заседании спрашивал: «Не доставили? Ладно, он нам не сильно и нужен». Между тем речь шла не просто о свидетеле. Некто Завалов (фамилия изменена.  — Авт. ), херсонец, помог мошеннику найти 11 продавцов кредитных машин, то есть был посредником. С каждой такой «сделки» имел 200-300 долларов. Получается, действовала организованная группа. Никто этот клубок распутывать не хотел — ни на досудебном следствии, ни в суде. Думаю, дело в том, что Завалов — бывший сотрудник милиции. Позже он работал в одном из банков, поэтому отлично знал, как искать людей с проблемными кредитами. Не сомневаюсь, что кто-то его «отмазывал», а вместе с ним пришлось выручать и Татарченко.

«Возможно, сейчас преступник снова предлагает кому-то свои «услуги»

 — Неожиданно ситуация изменилась, — вспоминает Оксана.  — На очередном судебном заседании мошенник вдруг заявил: «Пора с этим заканчивать, хватит, надоело! Я признаю свою вину по всем эпизодам». Дальше пошло как по маслу: он со всем соглашался, даже каялся. Перспектива лишения свободы на срок до десяти лет, кажется, перестала пугать Татарченко. В последнем слове подсудимый говорил о… Боге, очень жалел нас: «Я — негодяй, извините меня, пожалуйста». Обещал всем без исключения возместить убытки.

 — Я поинтересовался, как он собирается это сделать, — рассказывает Алексей.  — Ведь стоимость похищенного — больше 2 миллионов гривен, а у Татарченко ни копейки за душой. «Все решу, не волнуйтесь», — парировал мошенник.

Когда огласили приговор, в зале повисло тягостное молчание.

 — Я правильно понял, что вы отпускаете подсудимого на свободу? — обратился к судье Алексей Картавцев.

 — Да, он осужден на пять лет лишения свободы… условно, — последовал ответ.

На глазах у изумленных потерпевших мошенника освободили из-под стражи.

 — Приговор незаконный, — уверен адвокат Денис Рыженко, — ведь совершен ряд серьезных преступлений, разоривших не одну и не две семьи. Мой подзащитный остался без машины и с невыплаченным кредитом, банк требует от него 22 тысячи долларов. Квартира Картавцевых под арестом. Определяя минимальное наказание, суд не учел степень опасности совершенных преступлений. Получается, щуку опять бросили в речку. Ведь и следователи подчеркивали, что перед нами особо опасный мошенник. Этот 40-летний авантюрист никогда не работал. Мы подали апелляционную жалобу. Надзорное ведомство тоже считает наказание недостаточным, прокуратура просит отменить приговор суда первой инстанции как слишком мягкий.

 — Меня пугает другое, — волнуется Алексей.  — Пока мы подаем жалобы да вновь и вновь взываем к правосудию, Татарченко наверняка подастся в бега. Кому же охота в тюрьме сидеть? Правда, я ему еще в суде сказал: «Нашел тебя раз, найду снова, из-под земли достану!»

А вообще, я разуверился в нашем государстве в лице его милиции и судов. Особо опасный аферист не только не изолирован от общества, но и, возможно, снова предлагает кому-то сейчас свои «услуги». Знаете, один знакомый, узнав о том, как меня «кинули», рассказал, что по генеральной доверенности продал кредитную «Тойоту», поскольку не смог в кризис выплачивать долг. Правда, предусмотрительно установил в машине GPS-маячок, о чем не сообщил новому хозяину. И столкнулся с такими же аферистами. Взяв задаток и отдав ключи от авто, ждал два месяца. Новый владелец, конечно, и не думал погашать кредит. Но хозяин «Тойоты» каждую минуту мог видеть, где находится его машина. Сидит себе дома за компьютером и наблюдает, а потом едет и забирает авто, ведь второй набор ключей у него остался. Таким образом приятель и выплатил кредит: за три года продал и забрал назад свою машину пять раз. У горе-покупателей глаза квадратные: «Как ты нас нашел?!» А все законно: «Был договор, что, если вы в течение двух месяцев не уплатите банку, наша сделка теряет законную силу?» Ничего не попишешь! Жаль, не знал я этих маленьких секретов раньше, уже давно и рассчитался бы с кредитом, и на машине ездил. Даже совесть не мучила бы — с мошенниками только так и нужно поступать!

Фото автора

1652

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров