«Сам бы я из полыньи не выбрался — пытался ухватиться за кромку льда, но он ломался от малейшего прикосновения»
Житель Днепропетровска Владимир Савельевич Усачев, 72-летний майор в отставке, о своем недавнем приключении в Миргороде вспоминает уже с юмором. И целует руки женщинам, спасшим его от неминуемой гибели.
— Чтобы не топать лишних два километра к своему санаторию по трассе, я решил сократить путь и пройти через речку, — объясняет Владимир Савельевич. — Но, видимо, забрел не туда и едва не распрощался с жизнью. Честно сказать, думал, амба мне тут! Я ведь Афганистан командиром танковой роты прошел, в Ираке служил А в Хорол-речке чуть не отдал концы. Если бы не эти девчата (обнимает своих спасительниц), не пришлось бы «ФАКТАМ» брать у меня интервью
«Мне, прошедшему пятилетнюю срочную службу моряком-подводником, было бы обидно утонуть в речке»
Несмотря на солидный возраст и на пережитое, Владимир Савельевич выглядит бодрячком. Куртка, застегнутая через одну пуговицу, незашнурованные ботинки выдают в нем человека несколько рассеянного, который не зацикливается на мелочах. В ту пятницу, 28 января, возвращаясь из центра курортного Миргорода, майор в отставке тоже думал о более важных вещах, нежели о почве под ногами
— Днем ранее я приехал по бесплатной путевке в санаторий «Слава», — рассказывает Владимир Савельевич. — И обнаружил, что мой мобильный телефон не работает. Добрые люди подсказали, где в городе его можно починить. Мастер быстро разобрался, в чем дело, и я заспешил обратно. Хотелось побыстрее вернуться в санаторий и связаться с Инкой, дочерью. Она у меня в Москве живет, первым заместителем руководителя МинЧС России работает. А чтобы сократить путь, я решил перейти Хорол по льду. Слышал, многие курортники и местные жители так делают.
— Хорошо запомнила тот момент, когда прохожий ушел с головой под лед, — вспоминает 24-летняя Юлия Мацак, бармен-официант кафе «Ассоль», расположенного рядом с мостом через речку. — Посетителей как раз не было, я сидела у окошка. Смотрю, какой-то пожилой мужчина в красной куртке уверенно шагает мимо детской площадки прямиком к речке. Еще подумала: «Куда он? Неужели хочет посмотреть на то место, где вчера овчарка тонула?»
Представляете, бедное животное барахталось посреди промоины минут пятнадцать, прежде чем мы, работники кафе, с помощью случайного прохожего вытащили собаку. Хозяйка кафе Гоар Степанян принесла крышку от пластикового стола и длинный кусок электрического кабеля. Молодой парень, лет двадцати-двадцати двух, оказавшийся рядом, лег на этот пластик и стал подползать к овчарке, а я с Гоар Вячеславовной держали кабель, которым он обмотался. И спасли огромную псину! Хотели отогреть ее в кафе, но она, едва оказавшись на свободе, убежала.
Юля взглянула на электронные часы в мобильном: 15. 07. И в этот момент пожилой мужчина в красной куртке, не доходя до середины речки, ухнул в полынью с головой.
— Неужели? — искренне удивляется Владимир Усачев. — Мне кажется, я все время держался на плаву и уж точно воды не нахлебался. Помню только, что лед под ногами даже не треснул, только вдруг — бух! — и я уже в речке. Еще посмотрел перед этим под ноги — снежок лежит. Подумал: лед в это время крепкий, как на моей родине — на Смоленщине. А он таким обманчивым оказался!
Ногами до дна отставной офицер достать не мог, ведь Хорол в этом месте глубокий и быстрый, поэтому практически никогда не замерзает. Попробовал хвататься за кромку льда, однако она была очень хрупкой и крошилась от малейшего прикосновения. Снять ботинки и освободиться от куртки тоже не удавалось — вмиг окоченевшие руки не слушались.
— Мне, прошедшему пятилетнюю срочную службу моряком-подводником, было бы обидно утонуть в речке, — улыбается Владимир Савельевич. — И решил бороться за свою жизнь до конца! Жалко же было оставлять одних дочь Инну, внука Кирилла и супругу свою Зинаиду Яковлевну. В подобных ситуациях понимаешь: так хочется еще пожить!
«За десять лет существования кафе это уже восьмой случай, когда его сотрудники спасают людей на воде»
Кстати, жена Владимира Савельевича еще не знает о том, что имела все шансы остаться вдовой. Она лежит сейчас в кардиологической клинике в Москве, и лишний раз расстраивать ее муж не хочет.
— А вот дочери признался в том, в какую катавасию попал, — не скрывает дедушка Володя. — Она отругала меня, как мальчишку: «От тебя можно всего чего угодно ожидать. Куда б ты сам не поехал, вечно куда-нибудь вляпаешься». Но все же переживала за меня — ведь пока я «купался», Инна несколько раз звонила мне на мобильный. А он «плавал» вместе со мной и молчал
— «Где моя мобилка?» — первое, что спросил мужчина, когда мы его вытащили, — добавляет 46-летняя повар кафе Карина Билоян. — И переживал: «Телефон остался в пакете, который утонул!» Видимо, в таком шоке был, что главное и второстепенное для него поменялись местами.
Дружный коллектив «Ассоль», на глазах у которого произошло очередное несчастье, бросился на помощь Владимиру Усачеву. Благо женщины поднаторели в деле спасения утопающих. (На фото Владимир Усачев и его спасительницы: Юлия Мацак (слева) и Карина Билоян)
- За десять лет существования кафе это уже восьмой случай, когда наши сотрудники спасают людей на воде — впору открывать на базе заведения спасательный пункт, — говорит хозяйка кафе Гоар Степанян. — Два года назад на этом самом месте провалился под лед девятилетний мальчик. Второй мальчишка, с которым он гулял на речке, со страха убежал, бросив друга в беде, мы едва успели вытащить ребенка живым. До приезда «скорой» растерли, закутали в одеяло, напоили горячим чаем.
Но мне особенно запомнился мужчина, которого, рискуя собственной жизнью, сам провалившись под лед, спас наш шашлычник. На том мужчине была дорогая шапка, которая, естественно, утонула. Так на следующее утро недовольный спасенный предъявил работнику кафе претензию: «А где моя норковая шапка?»
Женщины выбежали на улицу в чем были — кто в тапочках, кто без верхней одежды. У всех в памяти еще свежа была вчерашняя эпопея по спасению собаки, поэтому подручных средств, чтобы вытащить человека из полыньи, женщины долго не искали — схватили пластиковую крышку стола и кусок электрического кабеля.
— В это же время к месту происшествия спускались с моста двое молодых парней, — вновь переживает случившееся Юлия Мацак. — К счастью, они быстро сообразили, что нужно делать. Один бросил неосторожному дедушке кабель, а второй медленно подполз к полынье.
Мы же с сотрудницами взялись за кабель, приготовившись тянуть пострадавшего. Понятно, в ту минуту не думали о том, что сами рискуем оказаться в ледяной воде. Чувство страха пришло позже, когда пробил озноб от волнения и переохлаждения. У меня, например, растет четырехлетняя дочь, и я, наверное, должна б быть поосторожнее, однако тогда нельзя было осторожничать.
Спасательная операция заняла приблизительно три минуты.
«Ладно, собаки таблички с предупреждением об опасности читать не умеют. Но почему эти предупреждения не останавливают людей?»
— У меня за это время вся жизнь пронеслась перед глазами, — качает головой Владимир Савельевич. — Сам бы я не выбрался из той западни, как бы ни старался. И не ожидал, что кто-то примчится спасать. Вдруг сантиметрах в двух от меня появляется крепкая белая проволока! Я схватился за нее мертвой хваткой. Раз — и уже на берегу!
- Мы спрашиваем мужчину, почему он пошел непроверенной дорогой, а он только руками разводит: «Я не местный Мне сказали, что так быстрее», — грустно улыбается хозяйка кафе. — Так, значит, можно под лед? Тут без конца служба МинЧС выставляет таблички с предупреждением о том, что ходить по льду опасно. И с такой же регулярностью эти таблички исчезают. А ходят-то по опасному льду как раз местные. Да, действительно, через речку путь к санаторию короче, но не всегда он безопасный. Удивляюсь я нашему народу! Ладно, собаки таблички с предупреждением об опасности читать не умеют. Но почему эти предупреждения не останавливают людей?
Кстати, избранное Владимиром Савельевичем «направление» при условии успешного преодоления норовистого Хорола сократило бы его путь не более чем на 200 метров.
Досрочно прерывать отдых из-за досадного приключения курортник не собирается. Одежда и обувь высохли, намокший мобильный телефон, который оказался в кармане куртки, а не в потерянном кульке, после сушки снова заработал. Медики скорой помощи, вызванные свидетелями происшествия, не увидели оснований для госпитализации «моржа», ведь он даже насморка не подцепил! Ограничились успокоительным уколом.
— Хотите, поделюсь советом, как не заболеть, нечаянно попав в ледяную купель? — хитро прищуривает глаза пенсионер. — Мне его врач подсказала. Говорит, возьмите бутылку водки и выпейте сначала сто пятьдесят граммов. Чуть позже — еще двести. А потом — сколько хотите. Я так и сделал! А утром еще и опохмелился. Хотя обычно этим не злоупотребляю.
А вот из той суматохи, которую пришлось пережить, пожилой отставник мало что запомнил. Самым обидным было, что запамятовал, кто помог ему остаться на этом свете. И лишь когда журналисты заинтересовались этой историей и свели спасенного с его спасателями, Владимир Савельевич едва не прослезился.
— Это ж надо, чтобы меня, мужика, из полыньи тащили девочки! — удивлялся при встрече. — Я в долгу не останусь. Закончится курс лечения — поеду домой и вернусь к ним с подарками.
Жаль, никто не знает фамилий двух парней-смельчаков, которые, не раздумывая, бросились на помощь утопающему и сотрудницам кафе. Как часто бывает, совершив подвиг, они незаметно исчезли — до приезда подразделения профессиональных спасателей, которые тоже очень оперативно прибыли на место происшествия.
В день приезда корреспондента «ФАКТОВ» в Миргород Владимира Савельевича ожидал еще один сюрприз. Оказалось, что полиэтиленовый кулек, с которым он возвращался из города, шашлычник Самвел достал из полыньи, подцепив граблями. В кульке оказались дедушкины перчатки. Почему-то обе на левую руку
P. S. Автор благодарит управление МЧС Украины в Полтавской области за помощь в содействии при подготовке материала.
747Читайте нас в Facebook