«Мухтар пытался прогрызть мне вену на шее, как это делают дикие животные, но я закрыла шею и лицо руками. А потом собаки вцепились в голову»
Эмиль Фисталь, заведующий отделом термических поражений и пластической хирургии Донецкого государственного института неотложной и восстановительной хирургии, не скрывает, что из тех пациентов, которые попадали к нему после укусов собак, 71-летняя Нина Ефимовна (фото) (имя изменено по просьбе пациентки) наиболее тяжелая.
— Коллегам из районной больницы пришлось сутки стабилизировать состояние пациентки, прежде чем ее смогли транспортировать к нам в Донецк, — рассказывает профессор Фисталь. — Нина Ефимовна потеряла более двух литров крови. В среднем у человека всего пять — пять с половиной литров крови, и потеря даже одного литра крови уже критична. Давление у женщины было очень низким, сознание временами пропадало. Гемоглобин был вдвое ниже нормы. Когда состояние пострадавшей стабилизировали и ее привезли в Донецк, мы еще сутки готовили женщину к операции.
«Теперь ей придется носить парик, но главное, что она осталась жива»
— На ногах, руках, шее, голове, спине было множество рваных и резаных ран от укусов, — продолжает доктор Эмиль Фисталь (на фото справа). — Особенно пострадал череп — собаки буквально сняли скальп с женщины. И этот участок кожи нам не привезли. Полагаю, что собаки его съели. А оставшаяся на голове кожа опустилась — нависла над веками. Женщине срочно требовалась пластика — как по функциональным показаниям, так и по эстетическим. Череп пациентки в теменной области был полностью оголен. Во многих местах даже надкостница отсутствовала
На минувшей неделе в четверг Нине Ефимовне сделали первую операцию. С помощью специального аппарата раны очистили ультразвуком и промыли обеззараживающими препаратами, после чего зашили. Главное, что врачи смогли восстановить анатомическую целостность лба. Кожу подтянули, «подшили», и оголенную поверхность в области темени закрыли собственной кожей пациентки. Для этого врачам пришлось взять со спины женщины тончайший лоскут площадью более трехсот квадратных сантиметров.
Чтобы восстановить кровоснабжение надкостницы на черепе пациентки, ей сделали трепанацию: проделали отверстие, через которое внешняя поверхность костей черепа будет получать питание в тех местах, где сейчас отсутствует надкостница. При восстановлении питания там нарастет нужная для кровоснабжения костей черепа грануляционная ткань.
У врачей не было возможности вырастить на голове у пострадавшей кровоснабжаемый лоскут путем дермотензии. Этот метод заключается в том, что кусочек «лишней» кожи выращивают, прикладывая к пострадавшему участку здоровый кровоснабжаемый участок. Например, к оставшемуся без кожи месту на голове прикладывают надрезанный участок кожи руки и приращивают. Пациент живет в таком неудобном положении (рука на голове) до тех пор, пока в месте сращения не образуется дополнительный толстый лоскут кожи. Увы, ноги, спина и руки Нины Ефимовны исполосованы собачьими клыками. На одной руке псы вырвали кусок мышцы. Да и в целом организм пострадавшей ослаблен кровопотерей.
— Еще мы сделаем пострадавшей операцию по ликвидации оставшихся ран на черепе, но в дальнейшем женщине придется носить парик,- заключил доктор Фисталь. — Это не самое страшное. Динамика ее состояния положительна. И главное, что она осталась жива.
«Собаки у меня были очень умными, разве что не говорили!»
— Еще минут пять, и они меня загрызли бы, — вспоминает Нина Ефимовна . — Уже начали затаскивать в свою будку
Четкого объяснения всплеску агрессии своих любимцев женщина не находит. Всех трех собак — кавказца и двух овчарок — Нина Ефимовна с мужем и братом (семья брата живет во второй половине дома) взяли в 2002 году.
— Когда наши дворняжки постарели и умерли, мы решили взять во двор породистую собаку, — с теплотой в голосе вспоминает о своих питомцах пострадавшая. — Связались с клубом собаководов и взяли у них красивейшего щеночка кавказской овчарки Мухтара. А моему брату приглянулся на рынке щенок немецкой овчарки. Он купил его, спустя пару месяцев хозяйка овчарки уговорила брата взять у нее еще одного щенка-»немца». Так у нас появились три породистые собаки. Они у меня были выхоленными и очень умными, разве что не говорили! Мы кормили их козьим молоком и мясом.
Четвероногие сторожа свободно перемещались по двору и жили в двух будках. Когда приходили гости, животных запирали в вольере. Пенсионерка не винит своих грозных стражей в случившемся, считая, что за недочеты в дрессировке ответственность лежит на самих хозяевах. Ведь тревожный звонок прозвучал еще в прошлом году.
— Мухтар поранил лапу, и я, подкравшись к нему спящему, побрызгала на ранку лекарство. На это он отреагировал злобным рычанием, — вспоминает пенсионерка. — А через некоторое время я снова решила обработать ему рану, когда он спал. Едва я подкралась к нему, как он проснулся и цапнул меня за руку. Вскоре Мухтар укусил за лицо и брата, который нечаянно на него наступил, когда пес улегся у порога летней кухни. После этого мы решили отдать кавказца в хорошие руки. По объявлению нашли людей, готовых взять пса. Но эти люди, собиравшие животных для того, чтобы тренировать их для собачьих боев, приукрасили «хорошие» условия, в которых они якобы содержат животных.
Когда хозяева Мухтара приехали проведать своего питомца, на улице стояла страшная жара. А у Мухтара в миске для воды было пусто. Пес сидел на цепи, которая не позволяла ему укрыться в тень от палящего солнца. Сердце хозяев не выдержало такой картины. Они отвязали пса, предоставив ему свободу выбора. Мухтар обежал вокруг машины, на которой приехали его бывшие хозяева, и, пулей влетев в салон, прилип к полу под задним сиденьем. По возвращении домой кавказец был тише воды ниже травы. До того рокового дня
«Не следует держать в одном дворе сразу трех крупных псов. Это уже стая»
В то морозное январское утро примерно в половине пятого Нина Ефимовна, накинув на ночную рубашку халат, вышла во двор, чтобы проверить герметичность газового баллона в летней кухне. Женщина, услышав шипящий звук, подумала, что баллон пропускает газ. Сойдя с крыльца, она поскользнулась и упала. При падении сломала два ребра, к тому же они впились в легкое — женщина сразу стала задыхаться и не смогла закричать в полную силу. Она полагает, что, услышав знакомый хозяйский голос, псы не напали бы на нее. Но, услыхав лишь звук падения человека и непонятное хрипение, мирно спавшие в своих будках собаки выбежали на улицу и набросились на лежавшую на земле женщину, как на добычу. С особым остервенением рвал хозяйку Мухтар.
— Он вцепился мне в шею и пытался прогрызть вену, как это делают дикие животные, но я закрыла шею и лицо руками, — рассказывает Нина Ефимовна. — Так они вырвали у меня из руки кусок «мяса». Потом стянули с меня платок и вцепились в голову. Муж позже рассказал, что моя голова в том месте, где собаки сорвали кожу, покрылась ледяной коркой.
Пенсионерка кричала что было сил. Когда домочадцы услышали крики женщины, на несчастной уже не было одежды. Весь двор был в крови. Муж и брат Нины Ефимовны отгоняли собак, но звери, вкусившие крови, бросались к своей «добыче». Хищников едва удалось запереть в вольере.
— Наверное, когда собаки услышали звук моего падения, они решили, что во дворе бродит чужой человек, а я не успела подать им голос, — рассуждает женщина. — Наши собаки чужих не любят. Если они слышат за двором лай бродячих стай, то поднимают невероятный гвалт и рвутся за двор. Если же во двор забежит кошка, так они не успокоятся, пока не настигнут ее и не задушат.
За псами, растерзавшими Нину Ефимовну, в течение десяти дней будут наблюдать санитарные врачи — чтобы исключить наличие у них вируса бешенства. (Хотя хозяйка уверена, что ее собаки не были больны — она регулярно делала прививки. Очередную прививку от бешенства пенсионерка сделала всем своим питомцам в сентябре минувшего года. ) Затем животных усыпят. Нина Ефимовна, несмотря на свое ужасное состояние, о неминуемой смерти любимцев говорит с чувством вины. Она сожалеет, что завела псов таких серьезных пород и вовремя не проконсультировалась с кинологом.
— Не следует держать в одном дворе сразу трех крупных собак. Это уже стая, которая волей-неволей будет выяснять, кто из них лидер, — прокомментировал поведение собак кинолог Станислав Адинцов, много лет возглавлявший милицейскую кинологическую службу Донецкой области. — Я думаю, что вопрос лидерства собаки решали и в тот момент, когда набросились на хозяйку. Тон задавал кавказец, а овчарки ему подражали — работал инстинкт стаи. Кавказца, как только он один раз укусил человека, следовало все же удалить со двора. И, поскольку эта порода является собакой одного хозяина, а с возрастом вообще к новому хозяину не привыкает, то его можно приспособить лишь для несения охраны объекта, на котором находится минимум людей. Такую собаку следует посадить на цепь или закрыть в вольере и выпускать на территорию лишь ночью. Но человек, кормящий этого четвероногого сторожа, должен быть все время начеку. Кавказец позволяет новому хозяину кормить себя, но в любую минуту готов оказать сопротивление действию или команде своего надсмотрщика.
Фото автора
1562Читайте нас в Facebook