На Sotheby's продали 100 кило фарфоровых семечек ручной работы
Речь, конечно, идет о тех самых «Семенах подсолнуха», что прошлой осенью толстым ковром устлали пол Турбинного зала Tate Modern: одиннадцатым счастливчиком, получившим почетный заказ на инсталляцию для знаменитого лондонского музея, стал китаец Ай Вэйвэй. И в этом шедевре минимализма по-китайски сошлись все идеи и темы, стратегии и тактики художника, которому удается быть одновременно традиционалистом и новатором, почвенником и космополитом, эстетом и политиком, индивидуалистом и общественником.
В проекте участвовало более тысячи ремесленников «фарфоровой столицы» Китая, города Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, которые вручную отформовали и расписали каждое семечко в соответствии со старинной многоступенчатой технологией,— таким образом, тейтовский подряд в течение нескольких лет кормил множество далеко не богатых китайских семей.
Как объяснил сам Ай Вэйвэй, в пропагандистских клише эпохи Мао «мудрейший председатель» уподоблялся солнцу, а китайский народ — подсолнечникам, поворачивающим головы вслед за своим жестоким светилом, тогда как в реальной жизни людей, испытавших на себе аграрные эксперименты «большого скачка» и последующих лет, горсть семечек могла оказаться спасением от голодной смерти. Ну а для старой китайской интеллигенции заплеванный шелухой пол, который нередко оставляли после своих заседаний активисты партячеек, стал символом нового люмпен-пролетарского порядка.
Лот был приобретен неизвестным покупателем, который участвовал в торгах по интернету.
Ай Вэйвэй родился в Пекине в 1957-м вскоре после того, как «великий кормчий» свернул кампанию «ста цветов». Его родители были как раз из старой интеллигенции, поэтому отец, один из самых известных китайских поэтов XX века Ай Цин, годы «большого скачка» и «культурной революции» провел вместе с женой в трудовом лагере в Восточном Туркестане, где занимался чисткой общественных нужников, а хунвейбинская критика тем временем громила его стихи, полные аллюзий на Верхарна и Маяковского (он учился в Париже времен расцвета сюрреализма), в печати. Ай Вэйвэй жил вместе с родителями в Синьцзяне, пока семья не смогла вернуться в Пекин. На вопрос, почему он занялся искусством, Ай Вэйвэй отвечает, что воспринимал его как форму внутренней эмиграции. Впрочем, на эскаписта он не похож — трудно назвать художника с более активной гражданской позицией в искусстве.
Как сообщается на сайте Sotheby's, всего аукцион принес 71,7 миллиона долларов. Топ-лотом торгов стала картина Герхарда Рихтера под названием «Абстрактная картина», проданная за 11,63 миллиона долларов. Также в число самых дорогих картин попала работа Энди Уорхола «Девять разноцветных Мэрилин» (5,17 миллиона долларов).
Одной из неожиданностей аукциона стала продажа скульптуры испанского художника Хуана Муньоса «Беседа», проданная за 4,9 миллиона долларов при верхней границе оценки всего в 1,2 миллиона. Результат стал рекордным для работ Муньоса.
Вечером 16 февраля торги современным искусством проведет дом Christie's. На торгах будут представлены работы Уорхола, Баскиа, Рихтера, Кунса и других художников.
645Читайте нас в Facebook