«Этот ученик меня уже оскорблял и «подкалывал» не раз за полтора года моей работы в школе, а я не мог ему ничего противопоставить»
Дело было на остановке возле школы. Девятиклассник якобы сказал «чмо» в адрес младшего брата, а преподаватель, стоявший спиной к детям, принял оскорбление на свой счет и, развернувшись, ударил юношу в лицо. Парень побежал в школу, учитель — за ним, и драка продолжилась в фойе.
Общество, как это обычно бывает, разделилось на два лагеря: одни готовы были «бросить камень» в педагога, поступившего так опрометчиво и грубо, другие считали, что конфликт не мог родиться на пустом месте и надо выяснить первопричину ЧП.
«Я советовала молодому учителю работать в институте или техникуме, где учащиеся сами заинтересованы в получении знаний»
-- Поверьте, нам очень неприятно, что такой эпизод случился у нас, -- не скрывая огорчения, ответила на телефонный звонок «ФАКТОВ» директор учебно-воспитательного комплекса Валентина Лютая. -- Это произошло на прошлой неделе, во вторник. Я в тот день уезжала в отдел образования, а мои заместители выбежали на шум в коридоре, когда учитель и ученик, сцепившись, уже катались по полу… С тех пор ученик находится в больнице – врачи обнаружили, что у него сломан нос, но без смещения, и чувствует себя ребенок нормально. Молодой учитель в четверг и пятницу тоже не был на работе, так как его вызывали в милицию и прокуратуру. В настоящее время ведется следствие.
Началось все возле школьного крыльца, где дети из соседних сел обычно ожидают автобус. Среди школьников стояли также преподаватели, в том числе и 26-летний учитель истории Сергей Близняков. Девятиклассник Женя Пазынич живет в нашем селе, а на автобус он провожал своего двоюродного брата-первоклассника и, по его оправданию, обидное слово сказал именно мальчику.
-- Валентина Николаевна, как давно у вас работает учитель истории?
-- Сергей Александрович преподает у нас второй год после окончания Запорожского национального университета. Свой предмет знает хорошо, у него также диплом по иностранным языкам, вот только контакта с учениками не находит, не может поддержать дисциплину на уроке. Я даже говорила ему: «Вам бы надо работать в институте или техникуме, где учащиеся сами заинтересованы в получении знаний». Он начал читать историю в 8-м и 9-м классах, а с нового учебного года обратился с просьбой не давать ему 8-й класс, с которым не сложились отношения. И у него остались часы только в 9-м классе.
-- А что вы можете сказать по поводу ученика?
-- У меня тут как раз под рукой его характеристики. «В начальных классах Евгений зарекомендовал себя как трудолюбивый, внимательный ученик. В данный момент владеет учебным материалом на среднем уровне, на уроках неактивный, часто не выполняет домашние задания, не имеет с собой дневника и тетрадей, часто нарушает дисциплину. Безразлично относится к выполнению общественных поручений, на него нельзя положиться, доверить работу, требуется постоянный контроль взрослых. Слово у него всегда расходится с делом, правила поведения сознательно не выполняет, не пользуется уважением среди учителей» и так далее.
Дело в том, что Женя является неформальным лидером среди учащихся, но, к сожалению, в плохих делах, о чем свидетельствуют выводы нашего психолога на основании изучения материалов.
Я не знаю, кому точно было адресовано обидное слово, — все по-разному говорят, подтвердить или опровергнуть слова Евгения некому. Но есть люди, которые считают, что Женя «напрашивался» давно, к этому все шло. В тот же день до ЧП мои заместители проводили линейку для 5-11-х классов, на которой одноклассница Жени от имени всего класса выступила с обращением к администрации школы, учителям, родителям: «Помогите нам исправить поведение Пазынича, Зозули и Кочеткова, которые мешают учиться всем ученикам!». Это слышали все присутствовавшие на линейке.
Во всех проводимых сейчас проверках и расследованиях я больше всего хочу объективности. Неправильно себя повел учитель, не должен был он так поступать, но только поэтому выгораживать ученика и делать виновным учителя недопустимо!
«Ученик меня оскорблял и подкалывал с момента моего прихода в эту школу»
-- Он меня обозвал «чмо» — «человеком, мешающим обществу», -- рассказывает Сергей Близняков, и по голосу молодого мужчины слышно, как неприятны ему эти воспоминания. -- Понимаете, любой поступок важен в системе. Если бы это был какой-то единичный случай, его можно было бы не заметить и не принимать во внимание. Но так как этот ученик меня уже оскорблял и «подкалывал» не раз за полтора года моей работы в школе, а я не мог ему ничего противопоставить, я, разумеется, понял, что этот упрек адресован мне. Видимо, на такую мою реакцию повлияли и огорчение, что из-за комиссии районо мне пришлось приехать в школу в свой выходной день…
Подростка положили на стационар с диагнозом «перелом мягких тканей носа», но, поверьте, у него не было даже кровотечения! Не удивлюсь, если окажется, что это не совсем соответствует действительности. Возможно, я поступил не очень корректно, но с точки зрения человеческой морали мой поступок понятен.
Уверен ли я в том, что Евгений хотел оскорбить меня? Возможно, конечно, что слово из трех букв он сказал младшему брату. Если бы парень был адекватным и вежливым, то, даже услышав за спиной слово «чмо», я бы не подумал, что это относится ко мне. Просто сейчас он изворачивается, оправдывая себя.
Сергей убеждает, что коллеги к его поступку отнеслись с пониманием: «Поддержка со стороны преподавателей – стопроцентная! Не знаю, как этот ученик ведет себя на других уроках, ну а я не местный, из Запорожья, без связей. Может это повлияло на его отношение ко мне?».
По словам молодого педагога, уголовное дело пока что не заведено, все будет зависеть от того, как квалифицируют тяжесть телесных повреждений. «Даже не сказали, по какой статье обвиняют, просто сняли отпечатки пальцев, ладоней, ботинка, сфотографировали… В общем, «взяли на карандаш».
-- А вы с учеником в разных весовых категориях находитесь?
-- Можно сказать, силы были равные. Будь он ниже меня ростом, даже визуально меня слабее, я бы никогда не стал бить наотмашь, может, дал бы пощечину. А так, оскорбляешь – будь добр отвечать. Я предпринимал попытки пообщаться с родителями школьника, но они уклоняются. Насколько мне известно, его мать против заведения уголовного дела, а отец придерживается иного мнения.
«Можно было спросить, в чей адрес прозвучало слово»
-- Я не хотел бы раздувать эту историю, сейчас прокуратура в этом разбирается, -- неохотно пошел на общение с корреспондентом «ФАКТОВ» отец Евгения Пазынича Андрей Иванович. -- Со слов сына, до этого конфликтов с учителем истории у него не было. Даже если тот ставил двойки по предмету, то это не конфликт, это показатель знаний. Сын говорит, что не обижался на учителя.
-- Скажите, если за вашей спиной кто-то произнесет нецензурное слово, ведь не факт, что вы его воспримете по отношению к себе?
-- Понятно! Но если человек тянет на это слово, то он воспримет на себя, правильно? Во всяком случае, можно было спросить: «Это было в отношении меня или как?». Все-таки, он педагог и так поступать не имел права.
-- А в отношении двоюродного брата вы разрешаете сыну так говорить?
-- Никто не разрешает, но мало ли что дети говорят в отсутствие взрослых!
-- Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
-- Честно: я не рад, что это все приключилось. И даже жалею, что повезли сына с разбитым носом в больницу, лучше бы к бабкам-целительницам отвезли, чтобы информация не выплыла наружу. Сына, конечно, отругали. Мы не настаиваем на суровых мерах по отношению к учителю, я против радикальных методов – посадить, наказать по максимуму Каждый ошибается. Но ведь педагогов в вузах учат не только преподаванию дисциплин, но и общению с детьми.
«Подобного случая на территории области не было»
-- В течение 10 дней будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении, -- сообщили «ФАКТАМ» в прокуратуре Запорожского района. -- А что касается уголовной ответственности, то наказание по статьям от 122-й до 125-й Уголовного кодекса Украины (умышленное нанесение средней тяжести/легких телесных повреждений) может быть от общественных или исправительных работ до лишения свободы на срок до двух лет — в зависимости от обстоятельств.
-- Издан приказ о расследовании этого факта, но пока нет никаких результатов, -- пояснила ситуацию начальник Запорожского районного отдела образования Ольга Комаровская. – Учитель сейчас также находится на больничном. А чтобы предпринимать в отношении кого-либо меры, должно быть проведено расследование, получен результат. Подобного случая на территории области я не помню
1108Читайте нас в Facebook