«Моя мама решила, что нужно продать Виталика хорошим людям. Все-таки лучше, чем ребенку скитаться по интернатам»
Свою мать Виталик (имена участников событий изменены) не помнит: она бросила его еще младенцем. Бабушка мальчика не захотела взять на себя заботу о ребенке. Сначала его поместили в дом малютки, затем передали в детский дом.
В марте Виталик отдыхал в санатории. Неожиданно там объявилась его родственница — 22-летняя тетушка. Женщина стала умолять директора санатория позволить ей забрать племянника на пару недель. Мол, сердце болит за родную кровиночку. Дитя из-за беспутной матери всю жизнь мается. А его тетя уже взрослая женщина, дочку растит. Пусть Виталик отогреется в семье, с сестренкой познакомится.
Директор санатория не увидела в этом ничего дурного. Виталика отпустили погостить у тети на время каникул.
«Виталик, иди с тетей. Теперь ты будешь жить с ней»
— Нам стало известно, что жительница Черновицкой области намеревается продать за кругленькую сумму своего племянника одной семейной паре, — рассказывает начальник сектора отдела по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, УМВД Украины в Черновицкой области Сергей Липка. — Сделка должна была состояться через несколько дней. Чтобы предотвратить преступление, мы разработали секретную операцию.
Сотрудница милиции позвонила на мобильный телефон тети и сказала, что желает купить мальчика за 5 тысяч евро. Эта сумма была выше той, что предлагала семейная пара, и женщина… сразу согласилась. Тетушка даже не поинтересовалась, кто покупательница, чем она занимается и для какой цели ей нужен ребенок.
По договоренности сделка должна была состояться в помещении детской поликлиники. Утром тетя с племянником приехали в Черновцы и прибыли по названному адресу (фото). Во дворе поликлиники стоял автомобиль с оперативниками, которые фиксировали происходившее на видеокамеру. Вот «покупательница», Виталик и его тетя поднимаются по ступенькам поликлиники. Тетушка — молодая стройная брюнетка — одета в обтягивающие джинсы, короткую курточку с широким поясом и полусапожки на шпильке. Женщина подталкивает племянника к двери медицинского заведения. Худенький мальчик в курточке с чужого плеча растерянно смотрит на тетю. Она ободряюще ему улыбается: мол, не бойся, все хорошо.
«Покупательница» потребовала, чтобы перед сделкой ребенка осмотрел врач. Педиатр подтвердил, что Виталик здоров. После этого в коридоре поликлиники женщина передала тете Виталика 55 тысяч гривен наличными. Та сложила деньги в пакет и, довольная сделкой, погладила племянника по голове: «Виталик, иди с тетей. Теперь ты будешь жить с ней».
Когда все трое вышли из здания поликлиники, к тете Виталика подскочили оперативники: «Женщина, что у вас в пакете?» Та нахмурилась: «Отвечать обязательно? Там деньги. Пять тысяч евро. Моя мама решила, что надо продать Виталика — сына моей гулящей сестры — хорошим людям. Все-таки лучше, чем ребенку скитаться по интернатам». На вопрос, на что она собиралась потратить деньги, ответила: «На ремонт и маме помочь». Когда же милиционеры попытались забрать у женщины пакет с мечеными купюрами, та разволновалась: «Отдать? Как это?!» Она до последнего надеялась, что ее отпустят вместе с гонораром, «честно заработанным» от продажи племянника.
— Задержанная нигде не работала, — продолжает Сергей Липка. — Жила у матери в одном из сел Выжницкого района, одна воспитывала пятилетнюю (больную ДЦП) дочь. После ареста она заявила, что собиралась потратить деньги на лечение дочери. Против злоумышленницы возбуждено уголовное дело по факту торговли людьми. Сейчас она находится в следственном изоляторе. Ей грозит от 8 до 15 лет лишения свободы.
«Своего ребенка, поди, не продала бы. Бессовестная!»
Журналист «ФАКТОВ» отправилась в село к бабушке Виталика. Место отдаленное: от трассы тринадцать километров полного бездорожья. Жители села показали, где расположен дом бабушки мальчика Виктории Григорьевны. К нему добираться было еще сложнее: на высокую гору ведет узкая размокшая от весенних дождей тропа. В доме ни души, хотя дверь не заперта. Во дворе развешена на веревках детская одежда. Вдруг из-за сарая выскочил старый пес и бросился сердито лаять на незваных гостей.
— Если Витку ищете, то ее нет! — раздался с улицы мужской голос. — Говорят, она в Черновцы к дочке в тюрьму уехала. А дети в санатории. Дом они никогда не запирают. Что там красть-то?
Из окна 73-летнего пенсионера Николая Григорьевича дом соседей виден как на ладони. Ему ли не знать, что творится в этой семье?
— Витка овдовела 17 лет назад, — рассказывает Николай Григорьевич. — У нее трое дочерей. Старшая Тамара — непутевая. Нажила троих детей без мужа. Тамару давно не видели, говорят, в Черновцах она. А чем занимается, один Бог знает. Две дочки Тамары здесь остались, с бабушкой. Средняя дочь Витки живет в соседнем селе, эта устроена. Младшая, Мария, рано вышла замуж, родила больную девочку. Но с мужем не ужилась и вернулась к матери.
Живут они бедно, потому что легкомысленные. В хозяйстве нет ни поросенка, ни козы, ни коровы. А с чего жить? С огорода? Так они его кое-как обрабатывают. Дети Тамары всегда голодные ходят. Бывает, старшая девочка заходит в гости: «Деда, дай покушать!» Кормлю ребенка то борщом, то кашей, а то просто квашеной капустой угощаю.
Недавно у них во дворе появился мальчик. Витка сказала, что это сын Тамары. А потом соседи говорят, мол, Мария продала своего племянника чужим людям. «Как продала?» — говорю. А так, объясняют, за 55 тысяч гривен. Бессовестная! Своего ребенка, поди, не продала бы. Что делается, а? Мир перевернулся…
— В четверг утром вышла во двор, гляжу: Мария спускается по дороге и Виталика за собой тянет, — рассказывает другая соседка. — Мария еще прикрикивала на мальчика: «Быстрее, Виталик, а то на автобус опоздаем!» А вечером по телевизору сообщают, что она продала родного племянника! Мне стало плохо. У меня трое детей, средний сынишка ровесник Виталика. Как представлю, что с ним могло случиться подобное, земля из-под ног уходит.
За внуками Витка не очень смотрела. Все грозилась: «Сдам их в интернат!» За больной дочкой Марии ухаживала старшая дочь гулящей Тамары, Света. Она катала девочку в коляске, играла с ней. А как этот скандал случился, примчался муж Марии и забрал дочку. Света и ее сестричка Катя играют с моими детьми, часто бывают у нас дома. Эти девочки никогда не знали материнской ласки, и с бабушкой тоже не повезло. Недавно я встретила в Черновцах их мать Тамару. Она призналась, что работает проституткой. Сказала, что любит свою профессию. «А что было делать? — пожала плечами соседка. — Замуж меня все равно никто не возьмет. А так хоть деньги неплохие имею».
«Я сказала дочери: «Только беды не наделай. Смотри, чтобы все хорошо было»
Пока наш журналист общалась с соседями, на дороге показалась бабушка Виталика. Женщина тяжело поднималась по тропе, вытирая платком слезы.
— Беда у нас случилась! — запричитала Виктория Григорьевна. — Думали печь переделать, дом обновить (фото), а теперь уже все… Я получаю 750 гривен пенсии, а на детей всего 508 гривен дают. Разве проживешь на эти гроши? Почему, когда мы голодали, не было ни милиции, ни журналистов? А тут все сразу объявились, и деньги большие нашлись. Очень большие! До этого никто нами не интересовался. Вот бы комиссия какая-то пришла и деньги на ремонт дала…
А я ни при чем! Это подстава! Какие-то люди хотели усыновить Виталика, но о деньгах речь не шла. Я этих людей не знаю, это знакомые Марии. Дочка говорит, что, когда они с Виталиком вышли из маршрутки, их взяли под руки и потащили в поликлинику. Все было спланировано заранее.
Зачем мою дочку подставили? Мы бедные, у нас нет денег на адвоката. Можно было и побогаче семью найти, те бы откупились. От переживаний не могу ни есть, ни спать, сердце болит. Они подставили не только мою дочь Марию, а всех детей! Если со мной что-то случится, внуков по интернатам разбросают. Они тоже мучаются, плачут: «Бабушка, что теперь с нами будет?»
- Не жаль вам было отдавать Виталика чужим людям?
— Так я же ничего не знала! — замотала головой Виктория Григорьевна. — Иначе не позволила бы Марии делать такое. По телевизору сказали, что я тоже в этом замешана. Неправда! Я столько лет с внуками промучилась (напомним, что Виктория Григорьевна отказалась воспитывать Виталика. — Авт.), последнее им отдавала! Как бы я смогла? В селе обо мне никто плохого слова не скажет, спросите у людей. Я всю жизнь честно работала, водку не пью, за внуками смотрю…
- Разве Мария с вами не советовалась перед тем, как продать Виталика?
— Она сказала: мол, нашлись люди, желающие взять его в семью. Я ей приказала: «Только беды не наделай. Смотри, Мария, чтобы все хорошо было». И все. В тот день я поехала в райцентр, а она взяла Виталика и подалась в Черновцы. Если бы я хотела избавиться от внука, я бы его из роддома не забирала. А ведь забрала и растила… Ой, горе мне, горе!
Сейчас следствие выясняет, была ли причастна Виктория Григорьевна к преступлению. Тем временем Виталик находится в Черновицком областном приюте для детей. Журналисту «ФАКТОВ» позволили взглянуть на мальчика. Виталик самый старший в группе, держится особняком. Худенький, симпатичный, с застенчивой улыбкой.
— К счастью, Виталик не осознает, что с ним произошло, — говорит директор Черновицкого областного приюта для детей Жанна Янчук. — Мы не поднимаем эту тему, а мальчик не вспоминает. В отличие от наших воспитанников он не спрашивает, где его мама. Видно, уже свыкся с мыслью, что родительницы у него нет.
Мальчика обследовали наши специалисты. Он здоров, хорошо развит, умеет читать и считать. Виталик спокойный, послушный, с ним легко общаться. В общем, прекрасный ребенок. Сейчас решается вопрос о лишении матери Виталика родительских прав. Затем мы начнем подыскивать для него приемную семью.
Фото автора
1090Читайте нас в Facebook