ПОИСК
Происшествия

«Тетю Зину нашли на полу в ее квартире почему-то совершенно голой. Рядом стоял утюг. Не издевались ли над ней перед смертью?»

11:01 22 апреля 2011
суд
Людмила ТРИБУШНАЯ, «ФАКТЫ» (Херсон)
Сегодня в Херсоне начинается суд над мошенником, завладевшим жильем умершей 88-летней женщины

«В Херсоне жила моя тетя Зинаида Наседкина, — сообщает в своем письме в «ФАКТЫ» киевлянин Виктор Глущенко. — Неожиданно она умерла. Может, с тетиным возрастом (88 лет) слово «неожиданно» не очень-то и вяжется, но до последнего дня она отличалась отменным здоровьем, играла в волейбол, бегала. Последовавшие же за ее кончиной события дают основания думать, что смерть не была естественной и что за этим стоят «черные риелторы».

Беда случилась в феврале 2010-го. Почти год мы, родственники, получали из Херсона одни только отписки, а требования расследовать обстоятельства гибели близкого нам человека не находили отклика. Если ситуацию предать огласке, возможно, колеса правосудия закрутятся быстрее. Ведь раскрыть это преступление — значит, спасти жизни других стариков, которые точно так же могут стать жертвами «квартирных специалистов».

«В морге родственникам ответили, что пенсионерку уже похоронил… опекун»

Квартира Зинаиды Наседкиной в Херсоне находится в доме на проспекте Ушакова, в самом центре города.

 — Такое жилье — лакомый кусок для аферистов, — уверена Галина, соседка Зинаиды Филипповны. — В любой момент тобой могут заинтересоваться. Думаете, Зина этого не понимала? Еще как! Ее двухкомнатная квартира на третьем этаже просто-таки превратились в крепость: замки, задвижки, цепочки. Иной раз возникала необходимость заглянуть к ней по-соседски, так Зина минут десять под дверью продержит: «Кто? Зачем?» Поэтому я приноровилась общаться с ней с помощью записок: чуть что, «депешу» под дверь суну и жду ответа.

РЕКЛАМА

 — К Зинаиде Филипповне слово «старушка» никак не походило, — говорит Ирина, еще одна соседка. — На третий этаж она взбегала как Зинаида Наседкинадевочка. Хорошо знала мою маму, которая сейчас живет в Америке, и частенько передавала ей приветы. «Сколько моей подруге уже стукнуло?» — как-то поинтересовалась Наседкина. «Сперва признайтесь, сколько вам», — спросила я. «А вот этого, милочка, знать никому не надо», — улыбнулась Зинаида. Ну представьте: могла свернуться в любую позу йоги, как 30-летняя. Разве бабушки на такое способны?

В свое время Зинаида Филипповна стала одной из первых среди врачей на юге Украины, начавших лечить людей с помощью лучевой терапии. Опыта не было, и Наседкина сама облучилась, но потом, по рассказам коллег, так взялась за себя, что полностью реабилитировалась. А вот привычка вести здоровый образ жизни осталась. В свои 88 лет Зинаида Наседкина играла в волейбол, каждое утро крутила велотренажер и утверждала, что чувствует себя на 50-60 лет, не больше. В аптеку отправлялась только в крайнем случае, предпочитая лекарствам народные средства.

РЕКЛАМА

На фото: «Со мной такого не случится — обманывают только малограмотных бабушек», — твердила родственникам заслуженный врач Зинаида Наседкина

 — Примерно за неделю до смерти Зина была в добром здравии, — в один голос твердят соседи Наседкиной.

РЕКЛАМА

 — Детей у тети не было, мужа похоронила 25 лет назад, — рассказывает племянник Виктор Глущенко. — Но когда мы говорили, мол, одной жить опасно, такие старики, как правило, «на карандаше» у тех, кто охотится за квартирами, ответ был один: «Со мной этого не случится — обманывают малограмотных бабушек». Ее родной брат Петр Филиппович, генерал-майор в отставке, живущий в Москве, посоветовал сестре заблаговременно решить, как поступить с имуществом после того, как ее не станет. По настоянию брата Зинаида Филипповна в 2008 году переоформила недвижимость на его дочь Людмилу из города Красный Лиман Донецкой области, но при этом на просьбы племянницы переехать на Донбасс отвечала отказом. «Кто меня в твоем Красном Лимане знает? А здесь я человек известный, заслуженный, хоть похоронят с почестями», — отвечала. Родственники звонили ей буквально каждую неделю, и вдруг телефон в Херсоне перестал отвечать.

Петр Филиппович примчался из Москвы, Люда — из Красного Лимана. От соседей узнали, что Зинаида Филипповна умерла. Открыли квартиру, нашли паспорт покойной, обратились в морг, чтобы забрать тело. Там им ответили, что пенсионерку уже похоронил… «родной племянник-опекун». Его имя и адрес назвать наотрез отказались — дескать, информация конфиденциальная. То же самое и в загсе — свидетельство о смерти уже выдано. Кому? «Это закрытые сведения», — объяснила заведующая. Куда бы Петр Филиппович ни обратился, везде кто-то успел побывать раньше, и при этом все ссылались на конфиденциальность.

«За месяц квартиру покойной сумели продать три раза»

Пока близкие бегали, писали заявления и пытались выяснить, как и отчего умерла Зинаида Филипповна, квартиру Наседкиной… продали! Судя по всему, те же люди, которые ее похоронили.

 — Зачастую о таких «благодетелях» родственники узнают только после похорон, — говорит Владимир Негуляев, следователь следственного управления Херсонской областной милиции, который занимался делом Наседкиной. — Присмотрев квартиру в престижном районе, аферисты начали спешно формировать доказательную базу. Каким образом? Состряпали договор, будто за бабушкой ухаживали. Заверить его нотариально невозможно, так как «документ» появился после смерти Зинаиды Филипповны, а ее подпись (и экспертиза это подтвердила) подделана. Дальше мошенники пошли с договором в суд: «Мы ухаживали, мы хоронили, мы выполнили все условия — квартира теперь должна быть наша!» И Суворовский суд города Херсона с этим согласился. Как видите, схема очень проста. Квартира мгновенно продается за 35 тысяч долларов, а через восемь дней перепродается уже за 50 тысяч — за месяц ее сумели «обернуть» три раза!

 — Мы очень удивились, когда узнали, что через полгода после похорон тети Зины по подозрению в афере с ее квартирой был задержан 36-летний таксист, — рассказали «ФАКТАМ» соседи Наседкиной. — Мужчина дал показания, будто познакомился с бабушкой на центральном рынке и регулярно подвозил ее с покупками домой. Во-первых, рынок отсюда в ста метрах, а на такси в булочную, как в том фильме, мы не ездим. Во-вторых, Зиночка постоянно сидела на диете — месяцами могла обходиться овсяными хлопьями со шпинатом и никаких сумок с продуктами с рынка не таскала. Потом якобы подопечная таксиста слегла, и он больше года ее выхаживал, покупал ей памперсы, лекарства. Мол, бабулька практически нищенствовала, так что приходилось на ее содержание каждый месяц тратить около тысячи гривен. Господи, зачем же так врать?! Да Филипповна бегала до последней минуты, и никаких таксистов мы никогда здесь не видели!

 — Все заявления мошенника полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе следствия, — согласен с соседями покойной Зинаиды Наседкиной следователь Владимир Негуляев. — Что сказать об этом таксисте? Задержали Антона Сиваковского (имя и фамилия изменены. — Авт.) не сразу: узнав, что в Херсоне появились родственники его «подопечной», таксист пустился в бега. Сам по себе он личность неприметная — семьи нет, жил с родителями-пенсионерами, материальное положение очень скромное. Юридически не подкован и даже не образован. Понятно, что один он провернуть такое преступление не мог. Его просто использовали. За Сиваковским стоят те, кто организовал аферу. В одиночку даже куда более грамотные мошенники действуют крайне редко, в этом «бизнесе» работают преступные группы, куда входят нотариусы, сотрудники паспортных столов, жэков. Но на данном этапе установить причастность других лиц не представляется возможным. Антон молчит — надеется, что ему помогут соскочить с крючка. Понятно, что откровенность Сиваковского грозит кому-то неприятностями. Скорее всего, и адвоката ему наняли те, кто фактически прибрал к рукам жилье пенсионерки. Между тем перспектива у подследственного — не позавидуешь: от 7 до 12 лет лишения свободы. Дело уже пошло в суд, 22 апреля должно состояться первое заседание.

 — Филипповна как-то пожаловалась мне, что за ней следят, — вспоминает соседка Ирина. — Но как мы обычно относимся к подобным заявлениям пожилых людей?..

 — Нас терзают подозрения, не отправили ли тетушку на тот свет из-за квартиры, — волнуется Людмила Бондаренко, наследница по завещанию. - Тело нашли примерно через неделю после того, как наступила смерть. Соседи обратили внимание, что Зинаида Филипповна не выходит, и вызвали милицию. Тетю обнаружили на полу в коридорчике — почему-то совершенно голой, рядом стоял утюг. Не издевались ли над ней перед смертью?

 — Не думаю, что дошло до такого, — следователь пытается развеять подозрения близких Зинаиды Наседкиной. — Аферисты ведь рассчитывали, что родственников нет, никто не начнет оспаривать незаконную сделку.

В правоохранительных органах склоняются к тому, что Наседкина умерла своей смертью, хотя не скрывают: тело слишком долго пролежало в квартире, поэтому дать однозначный ответ на этот вопрос судмедэкспертиза не смогла.

«Говорить, что Зина нищенствовала, смешно. Иногда она хвасталась: мол, живу на проценты, пенсию откладываю»

В Херсоне «ФАКТАМ» удалось разыскать коллегу Зинаиды Наседкиной — врача-гинеколога местного онкодиспансера Александру Новикову. Доктор как раз вела прием, под ее кабинетом собралась очередь, так что пришлось сократить беседу до минимума.

 — Мы с Зиной дружили, — Александра Новикова на пару минут откладывает в сторону истории болезней. — Обе — хирурги-гинекологи, кабинеты рядом были. В свое время Зиночкин муж занимал очень высокую должность на местном судозаводе, так что жили супруги безбедно. Уже после его смерти она продала дачу за валюту. Не припомню точно, но сумма большая, эти деньги Зина положила в банк. Знаю, что у нее был еще депозитный счет в гривнях, где-то на сто тысяч. И говорить, что Зина нищенствовала, по крайней мере, смешно. Иногда она хвасталась: мол, живу на проценты, пенсию откладываю.

Я удивлялась: «Ну и кому бережешь, зачем?» — «А на что тратить?» — пожимала Зина плечами. Однажды меня ошарашила: «Открыла свой маленький бизнес». Оказывается, поставляла женщинам, продающим молоко, пустые пластиковые бутылки — где она их брала, не знаю. Тара аккуратнейшим образом сложена, все чистое. «Зин, это старость», — только и смогла я сказать. «Саш, страшна не старость, а одиночество», — грустно ответила подруга. В другой раз пожаловалась, что у нее украли паспорт. «Теперь вот звонят, предлагают выйти к памятнику Ленина — дескать, вернут документ за вознаграждение. Одна идти боюсь, пошли вместе», — попросила. Я отговорила ее, и Зина потом восстановила документ через паспортный стол.

Что меня смущает в ее смерти? Во-первых, внезапность. Она вообще не болела, а если что-то случалось, звонила мне. Во-вторых, всегда запертая на десять замков квартира оказалась едва закрыта — на один поворот ключа, так что сотрудники МЧС легко вошли. В квартире к тому же не оказалось кота, а это не просто кот — это был друг, помогавший справляться с одиночеством. Мне кажется, кто-то побывал у Зины «в гостях» непосредственно перед ее смертью.

На досудебном следствии, объясняя, откуда ему стало известно о смерти «подопечной», таксист ответил: «От старушек во дворе».

 — Разговоры про старушек во дворе — глупости, у нас и двора-то нет, бабушки на скамейках у подъездов не сидят, — почти шепотом, волнуясь, говорит одна из приятельниц Наседкиной. Назвать себя женщина отказывается. — Если Зина умерла своей смертью, то откуда об этом стало известно аферистам? Они ведь начали действовать моментально! Страшно подумать, что те, кто стоит за мошенником, первыми узнают о покойниках.

Одну маленькую, но значительную деталь подчеркнул в разговоре с журналистом «ФАКТОВ» и следователь: похороны заслуженного врача планировал организовать онкодиспансер, именно от этой организации был сделан в жэк запрос о составе семьи умершей.

 — Без такой справки нельзя забрать тело из морга, — объясняет Владимир Негуляев. — За ней пришел человек, представившийся сотрудником онкодиспансера. Это был… таксист Антон Сиваковский. Опередив коллег Наседкиной, он забрал ее тело и похоронил. Откуда Сиваковский знал, что такой запрос вообще существовал?

Вот и получилось, что похоронили Зинаиду Филипповну не с почестями, как она надеялась, а как бомжа. Могилу Наседкиной родственники едва нашли. «Мы вообще сомневаемся, что это ее могила», — признаются родные Зинаиды.

В прокуратуре Суворовского района Херсона, куда «ФАКТЫ» обратились за комментариями, нас заверили: законные наследники Наседкиной, чьи имущественные права нарушены, имеют все шансы вернуть жилье обратно. В гражданском порядке они подали иск к последнему покупателю квартиры, намереваясь истребовать ее из незаконного владения.

 — Мы вступили в этот процесс в интересах родственников Наседкиной, чтобы защитить их права, — говорит Александр Тян, помощник прокурора Суворовского района Херсона. — Задача суда теперь — отменить все продажи квартиры, признав право собственности за истцами.

- А как быть законопослушным покупателям этого жилья? Получается, пострадают не мошенники, а добросовестные приобретатели.

 — Свои претензии они могут предъявить Антону Сиваковскому, все потери должны быть взысканы с него.

- Перспектива безрадостная…

 — Что можно посоветовать потенциальным покупателям? Приобретая жилье, следует быть очень осторожным. Если сделку купли-продажи предваряет решение суда, как в данном случае, необходимо сто раз все перепроверить, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Фото вверху nso.org.ua

2392

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров