Историк Виктор Емельянов: «Зная, что махновцев впятеро больше чем милиции, людей все равно погнали на убой»
В Нежине прошли торжества, посвященные 90-й годовщине сражения под деревней Дорогинка. Тогда, в далеком 1921 году, отряд советской милиции принял бой с превосходящими силами махновцев и был почти полностью уничтожен. Долгие годы информация об этом событии была утрачена. И только недавно, благодаря энтузиазму офицеров милиции, которые по крупицам собирали материалы о событиях того дня, мы узнали, что произошло 90 лет назад под Дорогинкой.
«На памятнике, установленном в честь погибших в 1921 году милиционеров, был изображен солдат в форме времен Великой Отечественной войны»
*Махновцы считали себя защитниками интересов украинского крестьянства
— Зная мой интерес к истории, один из друзей подарил мне раритетную книгу, изданную в 50-х годах и посвященную истории милиции Советской Украины, — раскрывает подробности своего расследования инициатор поисков, главный редактор газеты «Именем закона» Александр Иващенко. — Перечитывая раздел, посвященный борьбе с бандитизмом, я наткнулся на яркий факт: «В 1921 году тяжелый неравный бой с многочисленной бандой у хутора Сендляревского близ Нежина унес жизни 58 работников милиции и 37 продармейцев. Отряд милиции был выслан остановить движение банды в количестве более 600 человек». Меня как историка и как милиционера это, естественно, заинтересовало. К тому же, несмотря на то, что я хорошо знаю топографию Черниговщины, мне никак не удавалось идентифицировать хутор Сендляревский. Начал исследовать окрестности Нежина на дореволюционной карте Черниговской губернии и нашел хутор Синдаревский. Выехал на место, где стал опрашивать местных жителей. Однако собрать достоверные сведения спустя 90 лет было сложно. Но вода камень точит — и клубок начал разматываться. Чем больше я погружался в эту историю, тем она становилась интереснее и запутаннее.
Мы побывали в населенных пунктах неподалеку от места сражения. Общались со старожилами, в памяти которых остались рассказы их дедов о тех событиях. В Дорогинке нашли и могилу — сейчас ее уже привели в порядок. На плите выгравирована надпись «Памяти погибших коммунаров» (такой была лексика 20-х годов). Учитывая, что в Дорогинке тогда уничтожили всю сельскую милицию, вполне возможно, что в могиле лежат именно участники этого боя. Кроме того, в Нежине стоит памятник сотрудникам милиции, погибшим в борьбе за советскую власть. Правда, это уже третий вариант памятника, посвященного погибшим в бою под Дорогинкой. Вначале там была деревянная пирамида, сожженная во время Второй мировой. Позже установили скульптуру солдата, одетого в форму времен Великой Отечественной войны. И только к 70-й годовщине боя возвели постамент, который стоит там и ныне. Сейчас все же прикрепили табличку с информацией о событиях 90-летней давности.
— Что стало причиной сражения под Дорогинкой? — спрашиваю у Александра Иващенко.
— Весной 1921 года махновцы двигались по направлению к Нежину, где располагались военные склады. Получив в свои руки такой арсенал, они могли существенно повлиять на результат гражданской войны в Украине. Чтобы помешать им захватить склады, навстречу выслали милицию. Бой шел на открытой местности между Дорогинкой и хутором Синдаревский. Известно, что отряд милиции двигался из Нежина в Талалаевку, где бойцы остановилась на ночлег. Оттуда вела прямая дорога на Дорогинку. Милиционеры планировали занять мост через речку Удай на околице деревни. Там, на болотистой местности, махновская конница была бы лишена своего главного преимущества — маневренности. Однако уже на подходе к Дорогинке колонну милиционеров атаковал противник. Полтора часа бойцы сдерживали пятикратно превосходившие их силы махновцев. Это было нелегко, так как в открытом поле пехота никак не могла противостоять кавалерии. В милицейских рапортах было сказано о наличии у них трех пулеметов системы «Шоша», которые отказали во время боя. Это самый ненадежный пулемет времен Первой мировой войны. Через полтора часа бой превратился в откровенную резню. По свидетельствам людей, закапывавших тела погибших, многие из них были изрублены.
— Скольким же удалось спастись?
— По некоторым данным, спаслись 5-6 человек, однако по нашим подсчетам, выжило больше, так как части бойцов удалось скрыться в удайских болотах, где махновцы их уже не преследовали. Остальные погибли. И, кстати, только в этом году, когда отмечали 90-летие боя, все павшие в том сражении милиционеры были отпеты священником. О потерях махновцев сейчас говорить еще сложнее, так как они сами хоронили своих погибших. Однако на Нежин уже не пошли.
Нежинские военные склады уже были пусты
— Некорректно называть этот бой простой борьбой с бандитизмом, — считает историк Евгений Населевец, исследующий махновское движение на Черниговщине. — Столкновение под Дорогинкой состоялось в контексте крупного рейда повстанческих сил весной 1921 года. Незадолго до этого к Нестору Махно явилась делегация крестьян от нескольких уездов губернии с просьбой «заглянуть» в их края. Однако сам батька оказался зажатым красными на Полтавщине, где получил в боях тяжелое ранение. Поэтому на Черниговщину двинулся отряд под командованием Тимофея Щуся в составе 600 сабель и 10 тачанок. За короткий срок количество бойцов увеличилось до тысячи. Во время рейда махновцы убили много партийных работников в деревнях на юге Черниговской губернии. Советская власть поставила задачу: отстоять город Нежин, где находились артиллерийские склады, и в то же время не допустить соединения отряда Щуся с крупным отрядом атамана Галаки, который действовал в Городнянском уезде. Был сформирован отряд из 150 человек, состоящий из милиционеров нежинской уездной милиции и продовольственной роты красноармейцев, который возглавил начальник уездной милиции Наум Точеный. Имея ложное представление о численности махновцев, бойцы двинулись в сторону Дорогинки. Однако отряд Щуся ворвался в деревню раньше нежинцев и вырезал всех милиционеров и комнезамовцев. После этого махновцы окружили и уничтожили почти весь отряд Точеного.
— Губернское милицейское начальство знало об истинном количестве бойцов в отряде Щуся, — рассказывает директор Нежинского краеведческого музея Виктор Емельянов. — Однако все равно отправило милиционеров на убой, сообщив им, что махновцев всего сто человек. Позже Точеный еще раз выйдет на связь с Нежином и сообщит правду о количестве людей у противника. Тем не менее ему опять поступит приказ наступать на Дорогинку. Кстати, сам Точеный сбежал с поля боя.
Через тридцать семь лет после этих событий Наум Точеный в своих воспоминаниях напишет о том, как он лично возглавил атаку на противника. Количество махновцев выросло до 700 человек, а сам он с криками «Ура!» пробивался через повстанцев. Потом отбивался от них гранатами, пока его подчиненные сдавались махновцам в плен. И все бы ничего, но был жив еще один участник тех событий — помощник начальника уездной милиции Сичкар. После ознакомления с мемуарами своего бывшего начальника он не смог стерпеть вранье и опубликовал свою версию тех событий. По его словам, махновцы совершили крупную ошибку, слишком рано выскочив из засады, когда между противниками оставалась очень большая дистанция. Поэтому отбить их атаку было вполне реально. Однако Точеный, ехавший на коне, запаниковал и, развернувшись, на глазах всего отряда бежал с поля боя. За ним последовали остальные милиционеры, сидевшие верхом. Тогда руководство обороной взял на себя начальник Вертиевской милиции Яков Загуменный. Он приказал бойцам занять круговую оборону и открыть огонь по махновцам. Милиционерам удалось отбить первую атаку. Однако они не успели построиться в круг, и уже следующая атака с флангов привела к ужасным последствиям. Сам Загуменный, попав в окружение, последнюю пулю пустил себе в висок.
— Почему же махновцы не пошли на Нежин?
— Дело в том, что на тот момент нежинские военные склады были уже пусты. А пока повстанцы «кружили» по уездам, большевики подогнали бронепоезд и с помощью красноармейцев и продармейцев выдавили махновцев из Черниговской губернии.
Редакция «ФАКТОВ» благодарит Управление МВД в Черниговской области за помощь в подготовке материала.
2139Читайте нас в Facebook