ПОИСК
Украина

Впервые за пять последних лет началась разработка новых месторождений нефти и газа украинской части черноморского шельфа

15:21 14 июня 2011
шельф
Тарас ТКАЧУК, «ФАКТЫ» (Симферополь—Киев)
Инвестиции Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз» позволят предприятию к 2015 году почти вдвое увеличить добычу голубого топлива, что уменьшит зависимость нашей страны от импортных энергоносителей

В представлении большинства из нас крымское побережье — это гостиницы, пляжи, теплое море. Ну может быть, еще фрукты, вино, рыболовецкий промысел. Но мало кто знает, что здесь, кроме прочего, ведется еще и активная добыча газа и газоконденсата. Добывающие платформы установлены в нескольких десятках километров от берега: от них на сушу по морскому дну тянутся трубопроводы. Правда, до второго Кувейта или Арабских Эмиратов полуострову пока очень далеко. Сегодня голубого топлива в Черном море Украина добывает меньше, чем в среднем необходимо для нужд самого Крыма. И причина не в отсутствии запасов. По оценкам экспертов, залежей на шельфе хватит, чтобы обеспечить половину потребностей нашей страны в природном газе. Просто начиная с девяностых годов прошлого века на развитие этого направления практически не обращали внимание на государственном уровне.

К счастью, в прошлом году ситуация стала меняться. Украина взяла курс на снижение зависимости от импортных энергоносителей. А это, по словам министра энергетики Юрия Бойко, предполагает как повышение энергоэффективности экономики и коммунального сектора, так и заметное увеличение добычи собственного газа. Благодаря вложенным средствам началась модернизация и закупка нового оборудования, разработка новых месторождений. В конце прошлой недели мы отправились в Крым, чтобы подробнее узнать, куда пойдут инвестиции, а также собственными глазами увидеть, как ведется добыча газа со дна Черного моря.

«Новая установка позволяет бурить скважины глубиной до девяти километров»

По словам представителей «Черноморнефтегаза», добыча газа и конденсата в Крыму сейчас ведется на шести месторождениях. Три из них находятся на шельфе Черного моря, еще три — Азовского. Увы, большая часть месторождений освоена свыше 16 лет назад и постепенно истощается.

 — На сегодня мы добываем более миллиарда кубометров природного газа и 60 тысяч тонн конденсата, которые по трубопроводам поставляются на территорию Крыма, — рассказал глава правления «Черноморнефтегаза» Валерий Ясюк. — Безусловно, этого недостаточно. Перед нами поставлена задача — увеличить объемы добычи газа на шельфе Черного моря. Мы уже имеем утвержденную стратегию развития. По нашим планам к 2015 году мы будем добывать порядка 1,8 миллиарда кубов природного газа.

РЕКЛАМА

*Захватывающая картина: в направлении месторождения Архангельское буксир тянет огромную буровую установку «Таврида». Через пару часов ее состыкуют с плавучей добывающей платформой (блок-кондуктором), строительство которой завершилось несколькими днями ранее

РЕКЛАМА

Валерий Ясюк отметил, что свое основное оборудование — бурильные установки, суда — «Черноморнефтегаз» получил еще во времена Советского Союза. Финансирование в те годы велось Министерством газовой промышленности СССР. С тех пор госпредприятие располагало лишь собственными средствами, которые выручало от продажи газа. И хотя себестоимость голубого топлива вроде бы не так велика (на данный момент — 465 гривен за тысячу кубометров), но и цены на газ для населения у нас гораздо ниже рыночных. Между тем с каждым годом росли суммы на капитальный ремонт стареющей техники (в прошлом году они составили почти 90 миллионов гривен). А потому возможностей для развития у «Черноморнефтегаза» со временем становилось все меньше.

 — В 2003-2004 году еще вводились в эксплуатацию новые месторождения, — говорит Валерий Ясюк. — Но с 2005 года проводилась работа исключительно по дообустройству существующих месторождений.

РЕКЛАМА

По словам Валерия Ясюка, разработка новых месторождений требовала колоссальных инвестиций. Ведь проведение геологоразведочных работ — непростой и длительный процесс. В среднем от начала геологоразведки месторождения до добычи первого кубометра газа, первой тонны газоконденсата или нефти проходит семь-восемь лет. Стоимость только одной геологоразведочной скважины может достигать 120 миллионов гривен. А таких скважин необходимо минимум три-четыре! В конечном счете, разработка нового месторождения требует более миллиарда гривен инвестиций.

Однако в прошлом году добыча газа в Черном море наконец-то попала в число приоритетных задач правительства.

 — Ровно год назад после событий в Мексиканском заливе министр энергетики Юрий Бойко инспектировал объекты нефтегазодобычи на шельфе Черного моря, — рассказывает Валерий Ясюк. — Была поставлена задача по модернизации. Впервые за годы независимости мы начали получать новое оборудование и модернизироваться.

В результате в 2011 году «Черноморнефтегаз» не только дообустраивает два действующих, но осваивает и новое месторождение. Настолько активных работ, как сейчас, говорят эксперты, на шельфе Черного моря не велось уже в течение десяти лет!

Самое крупное и важное приобретение черноморнефтегазовцев — плавучая буровая установка «Петр Годованец» стоимостью 250 миллионов долларов. Тендер на ее изготовление выиграл производитель из Сингапура. Установка практически готова и в конце июня должна отправиться в Украину.

 — На сегодня наше предприятие работает на двух буровых установках — «Тавриде» и «Сиваше», — поясняет

Валерий Ясюк. — Возраст первой — 17 лет, второй — 32 года. Обе были спроектированы и построены в Астрахани еще в советский период, Украина такой техники не производила и не производит. Безусловно, с того времени технологии ушли далеко вперед. Сменилось несколько поколений буровых установок. Скажем, если «Таврида» позволяет бурить на глубине до 70 метров, а длина скважины достигает шести с половиной километров, то новая буровая даст возможность проводить бурение на глубине до 120 метров. А сама скважина может достигать девяти километров.

По словам специалистов, более мощная новая буровая установка позволит полностью использовать потенциал месторождений. Ведь она не только бурит глубже, но и с одной точки может делать до десяти скважин. Кроме того, все технологические процессы на ней автоматизированы.

«В следующем году Украина получит первую нефть со дна Черного моря»

Новая плавучая буровая будет в первую очередь задействована на новом Субботинском месторождении, говорит Валерий Ясюк. Там впервые непосредственно на шельфе Черного моря начнут добывать нефть (предприятие ее добывает и сейчас, но лишь на суше и в относительно небольшом количестве).

 — На сегодня там пробурено три геологоразведочные скважины, — пояснил глава правления «Черноморнефтегаза». — В этом году закончим четвертую скважину. После чего получим все данные о месторождении для составления проекта его обустройства.

Предполагается, что «Петр Годованец» пробурит на новом нефтяном месторождении от 50 до 60 скважин. Если учесть, что одна скважина бурится около 4-5 месяцев, то можно предположить, что работы новой буровой хватит на многие годы вперед. При этом срок окупаемости установки составит от 6 до 8 лет.

 — К 2015 году с Субботинского месторождения мы планируем получать около 125 тысяч тонн нефти, — отметил Валерий Ясюк. — А в дальнейшем при полном его обустройстве можно будет выйти на объемы 500-700 тысяч тонн нефти в год.

Еще одна важная покупка, сделанная «Черноморнефтегазом», — трубоукладочная баржа, прибытие которой ожидается к сентябрю. Новое судно позволяет прокладывать газопровод на глубинах до 70-80 метров, а также проводить ремонты уже существующих газопроводов. Баржа понадобится в первую очередь для прокладки труб в новые Одесское и Безымянное газовые месторождения. По оценкам специалистов, запасы голубого топлива здесь составляют примерно 21 миллиард кубометров. Как сообщил Валерий Ясюк, в год месторождения будут давать порядка 500 миллионов кубометров природного газа.

В конце прошлого года были приняты решения и по закупке для нужд предприятия двух самых мощных в Черном море буксиров (у одного из них около 12 тысяч лошадиных сил). Также примерно через месяц черноморнефтегазовцы получат два скоростных судна, задача которых доставлять людей и грузы на добывающие платформы. «А чем, — задаем мы вопрос,- вас не устраивают нынешние катера?» Убедиться в том, что необходимость в новых судах полностью оправданна, нам предлагают лично. Для этого мы отправляемся на основную базу «Черноморнефтегаза», расположенную в поселке Черноморское недалеко от Евпатории. Нам предстоит путешествие на самое крупное черноморское месторождение — Штормовое, находящееся в 70 километрах от берега.

«Новые скоростные катера смогут в любую погоду доставлять на добывающие платформы людей и грузы»

Мы выходим из Черноморского рано утром. Солнышко и легкий ветерок обещают прекрасную прогулку на яхте. Но всего в паре километров от берега мы понимаем, что наш катер скорее подходит для катания отдыхающих вдоль пляжа, чем для доставки вахтовиков в открытое море. Волнение два-три балла, а нас качает так, что большая часть группы ощущает явные признаки морской болезни. Но это полбеды. Подойдя через пару часов к плавучей платформе, мы… не можем высадиться. Для подъема людей у нас на палубе стоит специальная люлька, но капитан боится, что при такой качке ее разобьет о железные опоры платформы.

 — На этом судне в зимнее время мы даже не выходим, — поясняет он, — а вертолет у предприятия всего один. Вот иногда и приходится рабочим-вахтовикам в плохую погоду по нескольку недель просиживать на платформе, ожидая возвращения домой.

Начальник управления флота «Черноморнефтегаза» Алексей Черногорский говорит, что с приходом новых скоростных судов таких проблем уже не будет. Вдобавок вместе с пассажирами они смогут перевозить до 200 тонн груза.

По пути обратно мы наблюдаем потрясающую картину. В направлении месторождения Архангельское, расположенного неподалеку от Штормового, буксир тянет огромную буровую установку «Таврида». Через пару часов ее состыкуют с плавучей добывающей платформой (блок-кондуктором), и установка будет готова к началу бурения. Планируется, что «Таврида» проделает в Архангельском десять новых скважин. Тем временем по дну моря к блок-кондуктору продолжается укладка двухкилометрового газопровода, который соединит новые скважины с центральной технологической платформой.

 — Работа кипит, — говорят представители «Черноморнефтегаза», вместе с нами завороженно наблюдая за удивительной картиной. — Отсюда не видно, но вон там — севернее, в расконсервированном месторождении Голицынском, — уже ведется добыча газа на четырех новых скважинах.

Работы на шельфе в самом деле хватит еще не одному поколению черноморских буровиков. По словам специалистов, запасы полезных ископаемых на дне Черного моря пока изучены всего на четыре процента. Вопрос лишь в том, чтобы не упустить время и вложить необходимые средства в их поиск и разработку. Только в этом случае Украина сможет пусть не полностью, но хотя бы в значительной мере решить проблему своей энергетической безопасности.

1285

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров