Кинооператор Александр Рыбин: «На съемках «Пиратов XX века» актрисам к ногам привязывали камни, чтобы… быстрее тонули»
Сегодня трудно себе даже представить, но первый советский кинобоевик «Пираты ХХ века» с большим трудом пробивал путь на экран. Станислав Говорухин, написавший сценарий «Пиратов…», снять фильм не смог — он как раз запускал на Одесской киностудии картину «Место встречи изменить нельзя». «Пиратов ХХ века» все же сняли, но готовый смонтированный фильм худсовет киностудии имени Горького чуть не уложил на полку. Чиновников смущало очень многое в этой ленте: и запрещенное в СССР карате, и наркотики, которые везло советское судно. Картину спас Леонид Брежнев. Получается, что генсеку мы обязаны многими киношедеврами того времени. Если бы не Леонид Ильич, хорошие фильмы до сих пор пылились бы в запасниках. Посмотрев картину у себя на даче, Брежнев отдал распоряжение «выпустить» ее на большой экран, где лента сразу же вышла в лидеры проката. После того как «Пиратов…» посмотрели около 90 миллионов человек, фильм, обойдя таких рекордсменов, как «Москва слезам не верит» и «Бриллиантовая рука», стал самой кассовой картиной за всю историю советского кинематографа. О съемках вспоминает оператор картины, ныне декан операторского факультета ВГИКа Александр Рыбин.
«Еременко с Нигматулиным, невзирая на дружбу, дрались по-настоящему, получая синяки, кровоподтеки и ссадины»
— Александр Георгиевич, правда, что режиссер картины Борис Дуров категорически не хотел видеть в главной роли Николая Еременко-младшего?
— За Колей к тому времени уже тащился целый шлейф романтических ролей в таких фильмах, как «У озера», «Красное и черное», «31 июня». У всех, в том числе и руководства студии, сложился определенный образ этого актера. Казалось, что на роль героя в боевике он не подходит. Но после многочисленных проб, в которых участвовали известные актеры (называть их по этическим соображениям я сейчас не хочу), худсовет все-таки утвердил именно Еременко. Он оказался наиболее убедительным.
*Настоящие герои — старший помощник капитана (Александр Беспалый), старший механик Сергей Сергеевич (Николай Еременко) и капитан корабля Иван Ильич (Петр Вельяминов). Кадр из фильма «Пираты XX века»
— И чем же он так всех убедил?
— Во-первых, своей фактурой — парень-то красивый. Во-вторых, актерскими способностями. В-третьих, физической подготовкой. Ведь задача перед актером стояла серьезная — нужно было нырять, плавать (как в море, так и в закрытой декорации), прыгать со скал, поджигать — не каждый бы с этим справился. В конце концов, Коля с Талгатом Нигматулиным просто выстрадали эту роль. Пока худсовет раздумывал, утверждать их или нет, актеры выпросили на студии сценарий, долго занимались и отрепетировали несколько сцен. Надо сказать, что и на этом показе, и позже на съемках дрались они по-настоящему, невзирая на дружбу (Коля и Талгат приятельствовали еще со студенческих лет), получали синяки, кровоподтеки и ссадины.
— Неужели у актеров не было дублеров?
— Нет, во всех сценах, даже самых сложных, ребята справлялись сами.
«Когда Еременко выныривал, у него из-за недостатка кислорода шла носом кровь»
— Из-за чего во время съемки одной из сцен, когда внезапно включился винт корабля, Еременко чуть не погиб?
— Не хочу вас разочаровывать, но эту историю ребята придумали в рекламных целях, чтобы привлечь к картине больше внимания и придать съемкам героико-романтический ореол. На самом деле с техникой безопасности у нас было очень строго — любая случайность была предусмотрена. На мой взгляд, настоящий подвиг на съемках совершили не актеры, а капитан снимавшегося у нас корабля «Фатеж» (в фильме он называется «Нежин»). Это было настоящее учебное судно, к тому же еще и с курсантами на борту. Капитан провел этот огромный корабль буквально впритирку к скалам, каждую минуту рискуя напороться на них бортом. Винт не работал — теплоход шел по инерции. Колин прыжок в воду был продуман до мельчайших деталей и тщательно отрепетирован. Еременко прыгал, а сидящие под водой водолазы тут же подхватывали его, опускали на дно и заплывали с ним в небольшую каменную нишу. Если бы корабль, не дай Бог, навалило на скалы, ребята имели бы возможность в нише отсидеться. Как только судно проходило, Колю поднимали на поверхность.
Так мы сняли два дубля, больше не потребовалось. Еременко отработал очень хорошо. С ним вообще никаких проблем не было, трудно было работать с девочками — Дилором Камбаровой и Майей Эглите, которые никак не хотели тонуть. Приходилось им для ускорения привязывать к ногам грузы, а потом быстро вытаскивать, чтобы воды не нахлебались. Вот, собственно, и все, это уж со временем история съемок обросла разными мифами и легендами. Кстати, Коле гораздо сложнее было плыть не в открытом море, а в замкнутых декорациях.
— Это когда он, проплывая по коридорам затопленного корабля, спасает запертых в корабельной библиотеке женщин?
— Эпизод снимали в бассейне отеля «Ялта-интурист». Построили там декорацию корабля с дверями и перегородками. Трудность состояла в том, что Коля плавал без подводного снаряжения. В открытом море, случись что, Еременко мог сразу выплыть наружу, чтобы глотнуть воздуха. Тут же он был со всех сторон ограничен декорацией, поэтому актеру нужны были запас воздуха, сноровка и недюжинная сила воли, чтобы не запаниковать в опасной ситуации. Коля держался молодцом. Насколько трудно ему было, мы понимали только тогда, когда он выныривал и у него из-за недостатка кислорода шла носом кровь. Но актер брал себя в руки и, немного передохнув, снова нырял в декорацию. Конечно, мы его страховали, в том числе и я. Мне ведь с камерой тоже нужно было находиться под водой. Все снимали «вживую» — ни компьютера, ни каких-то иных технологий, позволяющих потом дорисовать в кадре все, что нужно, тогда и в помине не было.
— Поэтому и актрису Наталью Хорохорину, игравшую Машу, Нигматулину пришлось бить по- настоящему?
— (Смеется.) Когда мне рассказывают подобные сказки о съемках, всегда говорю: «Не верьте никому, слушайте только оператора, уж он-то точно знает, как все было на самом деле. А вот актерская фантазия не знает предела!» Никто Наташу всерьез тростью не бил — у нее на спине была подложена специальная подушка. Возможно, Талгат, войдя в роль, немного перестарался, и спина у Хорохориной слегка покраснела, но не более. Если бы он бил ее по-настоящему, нам пришлось бы вызывать «скорую».
«Съемки в Судаке совпали с празднованием столетия завода «Новый Свет» — там уж мы попробовали настоящего шампанского»
— Где вы снимали натуру? В фильме ведь место действия обозначено как острова в Тихом океане?
— И в Крыму (в грузовом порту Ялты, в Голубой бухте в Новом Свете, в Судаке, около мыса Тарханкут), и на Азовском море. В этих местах можно найти удивительные пейзажи, очень похожие на самые экзотические уголки нашей планеты.
— Лето, солнце, море — наверное, обстановка на съемках царила соответствующая?
— Не поверите, но обстановка была самая простая: на площадке мы так уставали, что, возвращаясь на берег, буквально падали и тут же засыпали. Все с нетерпением ждали, когда закончатся съемки, чтобы отдохнуть, отоспаться и поесть по-человечески. В то время на съемках с питанием была большая проблема, а так хотелось домашней пищи! Иногда даже приходилось побираться в соседних со съемочной площадкой столовых, куда мы посылали актера Георгия Мартиросяна. Он у нас был самым обаятельным.
А еще мы люто ненавидели лето и жару, мечтали о прохладе. Зато с какой ностальгией смотрели на эти кадры, когда монтировали картину! На съемках все соблюдали строгую дисциплину. Руководители групп каскадеров и водолазов следили за своим личным составом, не допуская никаких вольностей — не дай Бог выпить накануне съемок. И этих людей можно понять, они ведь отвечали за человеческие жизни. Мы, по-моему, даже не отмечали ничего. У нас был сухой закон, хотя на площадке отсутствие спиртного — большая редкость. Исключением были съемки в Судаке, которые совпали с празднованием столетия завода «Новый Свет». Там уж мы попробовали настоящего шампанского, изготовленного по классической технологии.
— Говорят, успех картины предугадать нельзя. Но, наверное, можно тридцать лет спустя ответить на вопрос, почему лента стала такой популярной?
— Приключенческие фильмы всегда пользуются успехом. А в этой картине зрители увидели то, чего до «Пиратов…» на советском экране просто не было — драки, погони, подводные съемки. Но, как мне кажется, основная сила ленты в том, что боевик мы подняли до героического уровня. Герои фильма не просто сражались с пиратами, они, как ни пафосно это прозвучит, отстаивали свою свободу, честь и достоинство. И этим чувством прониклись не только молодые актеры, но и сыгравший капитана Петр Вельяминов, который в ту пору был уже немолодым человеком — ему исполнилось пятьдесят два года. Потому что эта тема стала в фильме главной, его и смотрят до сих пор.
3841Читайте нас в Facebook