Если в день Ивана Купалы парубок угостил свою возлюбленную черешней, значит, просит разрешения посвататься
7 июля мы отметим один самых загадочных и таинственных народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством рождения Иоанна Крестителя. В языческие времена в этот день славяне всем миром выходили на игрища вокруг украшенной цветами и травами соломенной куклы — Купалы, или Марены. Многие древние обряды сохранились и в наши дни…
Ночью девушки пускали на воду венки с зажженными свечами, а сами шли за ними по берегу, чтобы узнать, откуда ждать женихов
К празднику Ивана Купалы полагалось подготовиться: закончить дела в поле и огороде, навести порядок в хате и на подворье, а также с запасом приготовить разных постных блюд (до окончания Петрова поста — 12 июля — мяса и молочных продуктов есть не полагалось). На берегу реки парубки устанавливали куклы-деревца, называемые Купалой, Марой, или Мареной. А потом девушки украшали это ритуальное дерево. К слову, в областях Украины купальских кукол делали по-разному. Например, на Средней Надднепрянщине и на Волыни девушки срезали ветки (или молодые деревья) вербы, украшали их цветами, венками и лентами. А на Полтавщине юноши плели соломенное чучело, которое одевали в костюм замужней женщины, но с девичьими лентами на голове. В некоторых селах руки Марены обвивали венками.
Утром 7 июля, отстояв праздничную службу в церкви, девушки шли к своей Купале, водили вокруг нее хороводы и пели песни о любви. А парубки в это время старались похитить ритуальное дерево и сломать его. Чтобы перехитрить молодцов и уберечь Марену, девушки делали ее «дубликат» из колючих сорняков, терновника и крапивы. После танцев ритуальное дерево купали в воде, а потом с криком и смехом ломали на части так, чтобы каждой девице досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верх деревца, который, по поверьям, должен принести счастье. Веточки обязательно несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. На Галичине было принято закреплять эти ветки под крышей хаты, чтобы богатство в доме не переводилось.
Помимо деревца, наряжали самую красивую девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девице завязывали глаза и опускали в яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит венок из свежих цветов, значит, село ожидает богатый и благополучный год. Достанет увядший — жди голода и несчастий.
На Слобожанщине в день Ивана Купалы парни приносили девушкам срубленное молодое деревце клена или вишни. За это красавицы надевали парням шапочки, сплетенные из травы, а молодые люди угощали своих возлюбленных черешней. Сладкий подарок означал, что парень просит разрешения посвататься.
Но главный обряд праздника — очищение огнем. Ночью парубки складывали на холмах кучи хвороста. Зажечь купальский костер поручали старейшим жителям деревни. До появления вечерней звезды деды должны были одним из старинных способов добыть огонь и зажечь хворост. Кстати, наши предки приписывали купальским кострам магическую силу. Люди верили, что, прыгая через них, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. В купальскую ночь матери, у которых болели дети, сжигали их сорочки на костре, надеясь, что после этого малыши выздоровеют. Костер помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак.
Лекарственные травы, собранные с росой на заре, самые целебные
С незапамятных времен праздник Ивана Купалы считался лучшим днем для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье в этот день мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку — царя. С этой веточкой глава семьи обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от злых духов и молний: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi».
Наши предки верили, что лекарственные травы, собранные с росой на заре Ивана Купалы, самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьими ушками — от нарывов, ромашкой — детей поить, полынью — от болезней живота, а тысячелистником — для аппетита.
Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкопав корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль. На Буковине, собирая травы в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились, а потом поворачивались на запад и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»
А еще в этот день девушки отправлялись за приворотным зельем. Им нужно было еще до восхода солнца сорвать тырлич-траву. Веточки прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!» На Гуцульщине существовало поверье, что срывать иванки «на чары» нужно обнаженными: если нарвешь в одежде, зелье не поможет.
С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, затем выжимали из него влагу и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав (перевесло) и с чистым лицом и помыслами принимались за плетение венков.
На венках красавицы гадали, когда замуж выйдут и с какой стороны сватов ждать. Ночью девушки пускали венки с зажженными свечами на воду, а сами шли за ними по берегу. Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — еще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и любимый придет.
На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Суженый девушки старался перехватить пущенный на воду венок. Чтобы парубок ничего не перепутал, девушка вплетала в венок свои ленты и большой цветок — красный или белый.
Ивана Купалу очень любили и дети. Мальчики и девочки надевали на головы веночки и прыгали, не через костер, а через крапиву или чертополох. Детские венки в реку не опускали, а относили в огород и надевали на капусту, щоб кочани великими росли.
А в Каменец-Подольском до революции 1917 года этот праздник считался храмовым, поскольку главный городской собор носил имя Иоанна Предтечи. Поэтому 7 июля в Каменце начиналась большая ярмарка. После утренней службы люди целыми семьями отправлялись за обновками. Причем первые покупки делались для нуждающихся односельчан. После ярмарки женщины несли подарки сиротам, вдовам и одиноким старикам, а мужчины отправлялись в поле. В этот день глава семьи должен был срезать на своей ниве первые колосья хлеба для снопа-оберега. Считалось, что перший зажинок увеличит будущий урожай. А на Волыни мужчины делали купальский сноп, чтобы защитить свои посевы от нечисти. Для этого глава семьи с молитвой вплетал в срезанные колосья кустик горького перца. Сноп перевязывали красными лентами и оставляли на ниве до начала большой жатвы.
Ну и конечно же, купальской ночью смельчаки старались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет лишь несколько секунд. Легенда обещает, что счастливчику откроются все клады, а также будет сопутствовать удача, ведь хто цю квiтку знайде — щастя матиме.
ПОСТНЫЕ ГОЛУБЦЫ С КАРТОФЕЛЕМ И ГРЕЧКОЙ
Для приготовления понадобится: кочан капусты, лук — 2 штуки, морковь — 2-3 штуки, картофель — 1 килограмм, гречка — 200 граммов, масло растительное — 50 граммов, чеснок — 2 зубка, перец черный (молотый), уксус, соль — по вкусу, зелень.
Капусту разобрать. Листья помыть, слегка отбить и залить кипятком с уксусом на 20 минут. Лук мелко нарезать и пассеровать на растительном масле. Картофель почистить, обсушить и натереть на средней терке, добавить запаренную гречку, лук, измельченный чеснок, перец и соль. Все перемешать.
Приготовленный фарш выложить на капустные листья и завернуть их в виде конвертов. Голубцы сложить в сотейник, залить водой и тушить на слабом огне в течение 40-50 минут. Готовые голубцы посыпать зеленью. |
Читайте нас в Facebook