«Страховщик может остаться без лицензии, если откажет в страховании транспортного средства, подлежащего техконтролю, но не прошедшего его»
На страховые компании теперь возложена особая миссия — выдавать полисы «автогражданки» только машинам, прошедшим техосмотр (кто именно подпадает под это положение, смотрите в номере «ФАКТОВ» за 8 июля).
Кроме того, «ФАКТЫ» выяснили, какие нововведения предусмотрены для украинских водителей автомобилей, которые не проходят обязательный техконтроль, при въезде на территорию соседних государств, где ТО еще действует.
«Одна из правовых коллизий нового закона лишает страховщиков возможности работать в правовом поле»
В дирекции Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) считают, что закон станет действенным шагом к построению современных цивилизованных отношений между государством, обществом и автовладельцами. Хотя отдельные положения документа и препятствуют достижению задекларированных в нем целей. В частности, те, что значительно усложнят автомобилистам пользование услугой ОСАГО (так называемой автогражданки).
Теперь предусмотрена ответственность должностных лиц страховщика за выдачу страхового полиса владельцу автотранспорта, подлежащего, но не прошедшего обязательный техконтроль. А вот каким образом страховщик должен определить, подлежит ли автомобиль обязательному техконтролю, в документе не оговорено. Отсутствуют в принятом законе и требования по созданию базы данных транспортных средств, подлежащих обязательному техконтролю.
По мнению представителей дирекции бюро, закон содержит еще одну правовую коллизию: запрет продавать полис «автогражданки» при отсутствии подтверждения прохождения обязательного техконтроля противоречит статье 15 закона об ОСАГО, которая запрещает страховщикам отказывать автовладельцу в страховании ответственности.
— Такая правовая коллизия лишает страховщиков возможности работать в правовом поле, — считают в МТСБУ. — Ведь если страховщик откажет в страховании транспортного средства, подлежащего техконтролю, но не прошедшего его, он может остаться без лицензии, а если выдаст специальный знак, то должностное лицо страховщика уплатит немалый штраф. Протокол о таком админправонарушении составляют работники прокуратуры, а решение принимает суд.
Страховой рынок может столкнуться и с еще одной проблемой. «Страховой агент не является должностным лицом страховой компании, и недопустимо, чтобы директор компании платил штрафы за нарушение нормы закона агентами, — говорит представитель дирекции. — Страховщики будут вынуждены перестраивать всю систему реализации полисов страхования ответственности автовладельцев, что повлечет дополнительные расходы».
Еще одна такая коллизия, отмечают в бюро, неизбежно возникнет после 19 сентября — со вступлением в действие закона о введении европротокола, требующего заключать договоры страхования ответственности автовладельцев сроком не менее чем на один год. Тогда как закон об отмене техосмотра требует от страховщиков заключать договоры страхования автомобилей, подлежащих обязательному техконтролю, на срок, который остается до даты следующего техконтроля.
«Упразднение техосмотра позволит сократить расходы по содержанию автомобилей»
Перечисленные несогласованности требуют пересмотра и приведения их в соответствие с нормами закона «О страховании».
В страховой компании «Оранта» позицию МТСБУ разделяют.
— Мы поздравляем большинство автовладельцев с уменьшением административного бремени, — говорит Александр Завада, президент Украинской федерации страхования (инициатором создания и членом которой является НАСК «Оранта»). — В то же время на компании возлагаются функции, которые раньше выполняло государство — проверка прохождения техосмотра авто (для отдельной категории транспортных средств), что не свойственно страховому рынку.
Начальник Управления транспортного страхования Департамента андеррайтинга и методологии СК «Украинская страховая группа» Юрий Корякин считает, что автолюбителям закон об отмене техосмотра минусов не принесет:
— В Украине качество контроля за техническим состоянием транспортных средств, который осуществлялся в ходе прохождения техосмотра, вряд ли можно назвать высоким, и упразднение техосмотра не приведет к ухудшению технического состояния автомобилей, зато позволит сократить расходы по их содержанию. Контроль со стороны страховщиков будет не тотальным, а скорее выборочным. Сегодня осмотр транспортных средств проводится только при оформлении страховки КАСКО (комплексное страхование автотранспортного средства от большинства возможных рисков. — Авт.), предусматривающей заключение договора с владельцем транспортного средства возрастом до 10 лет (такие автомобили, как правило, в хорошем техническом состоянии). При заключении же договора «автогражданки» осмотр не обязателен.
Убытки страховых компаний, связанные с плохим техническим состоянием транспортных средств, не составляют даже одного процента от общей суммы страховых возмещений. Поэтому страховщики не станут настаивать на дополнительных осмотрах и отягощать ими владельцев транспортных средств.
Таким образом, отношение страхового бизнеса к законодательству неоднозначно. Зато опасения, изложенные в выводах Главного научно-экспертного управления, приложенных к законопроекту, не оправдались. Эксперты опасались, что отмена техосмотра приведет к тому, что в России (или других странах, где ТО не отменено) «бесконтрольные» украинские водители станут нарушителями закона. Однако в Госавтоинспекции МВД Российской Федерации «ФАКТАМ» объяснили, что инспекторы ГИБДД (аналог украинского ГАИ) не требуют от иностранных водителей документов, не предусмотренных для иностранцев Погранслужбой Федеральной службы безопасности России. А в Погранслужбе сообщили, что талон ТО не входит в число обязательных для иностранцев документов.
641Читайте нас в Facebook