Наталия Королевская: «Продавцы по секрету сказали, что вышиванка, которую я купила, сделана в Китае»
На открывшейся в Сорочинцах знаменитой ярмарке, как всегда, шумно, многолюдно и весело, хотя, по словам завсегдатаев, многие мастера не приехали. Стоимость участия выросла в три раза, и люди не могут себе позволить платить такие деньги. Первой из высоких гостей на ярмарке побывала глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская.
«Младшему сыну понравится свистулька, выполненная народными умельцами»
— Наталия Юрьевна, в Сорочинцы, как правило, приезжают семьями. А почему вы сыновей не взяли? Сейчас ведь каникулы…
— Младшенький сынишка, к сожалению, приболел. А старший сейчас в «Артеке». Но, думаю, им было бы очень интересно. Для детей здесь просто Клондайк удивительных, сказочных вещей, к которым можно прикоснуться.
— Думаете, что после современных игрушек вашему ребенку придется по душе какая-то свистулька?
— Вы не представляете, как младшему сыну нравится, когда ему дарят что-то сделанное руками. Я ему когда-то в Киеве купила машину, собранную из кусочков дерева. У нее отвалилось колесо, но это все равно его самая любимая машина. Понятно, что ребенку дарят много всего, но у него есть две любимые игрушки — эта машина и потрепанная собака Мурзик, доставшаяся ему от старшего брата. Так что, уверена, сыну страшно понравится свистулька, которую я ему сегодня купила.
— Вы в первый раз в Сорочинцах?
— В первый. Впечатления незабываемые. За последние полгода это самая радужная поездка. Сорочинцы — действительно визитная карточка наших традиций, украинских мастеров. Хотя сегодня народным умельцам приходится выживать в очень сложных условиях. Изделиям наших мастеров приходится конкурировать с дешевой продукцией из Китая. Кроме того, все мы знаем о том, что участие в ярмарке подорожало втрое, до полутора тысяч гривен и выше. А плюс еще аренда места (сумма зависит от площади, которую занимает продукция участника. — Авт.)! Далеко не все способны заплатить такие деньги, и многие были вынуждены отказаться от участия в Сорочинской ярмарке. В результате здесь сегодня больше торговцев, продающих изделия из Китая и других стран, чем собственно украинских мастеров, представляющих вещи, созданные своими руками. И мы хотим обсудить с мастерами необходимые стимулы со стороны государства, которые бы позволили Украине сохранить традиции народного творчества, наших замечательных умельцев, передающих свое искусство из поколения в поколение. Иначе с таким ценовым подходом и такой государственной политикой, как сейчас, мы можем все потерять. Я взяла с собой в Сорочинцы вышиванку, купленную в Киеве на Андреевском спуске. На ней нет никаких бирок, но продавцы по секрету предупредили меня, что она китайская. Я показывала свою покупку нашим мастерам. По их словам, очевидно, что это вещь машинной, а не ручной работы. Качество, естественно, также весьма посредственное. Разумеется, такая «вышиванка» должна стоить намного дешевле, чем оригинальная ручная работа.
— Но цена-то и подкупает…
*Наталия Королевская: «В первый раз увидела, как делаются вышивки. И даже сама попыталась вышивать»
— Поэтому сейчас и существует угроза потери отечественного рынка народных промыслов и сувениров. Я сегодня здесь купила чашку с изображением Михайловского собора. На донышке с обратной стороны надпись: «Сделано в Китае»! Безусловно, китайский ширпотреб есть не только в Украине. Мы не говорим о запрете китайского импорта, наша цель — защитить уникальные традиции производства. В других странах путем сертификации, импортных пошлин, других барьеров создаются преимущества для местных производителей. В этом случае важен не столько вопрос цены, сколько вопрос создания рабочих мест и сохранения национальных традиций. У нас же сегодня все отдано на откуп продукции из Китая.
— В Европе разве все иначе?
— В развитых странах государство стимулирует своих мастеров, представляющих народные промыслы. Они получают различную помощь, дотации со стороны государства. Можно привести в пример Швейцарию, Италию, Францию. Ведь как говорили древние мудрецы: «Когда Господь Бог хотел наказать человека, он отнимал у него разум, а когда хотел наказать нацию, он отнимал у нее традиции». Наша главная задача сегодня — не допустить, чтобы украинцы сами себя наказали, утратив свои традиции. Надеюсь, что мы найдем решение проблемы, постараемся, чтобы у наших мастеров была возможность достойно представить свою продукцию в канун Евро-2012. Необходимо к следующему году разработать программу стимулов и поддержки, чтобы участие в Сорочинской ярмарке было доступным и как можно больше мастеров со всей Украины могли представлять здесь свое творчество.
«Мужу пообещала, что привезу из Сорочинцев домашнюю колбасу»
— Что вы сегодня еще приобрели?
— Вышиванку трехлетнему сыну. А больше ничего купить не получилось — в основном нам все дарили! Какие-то вещи мне удалось сделать самой — скажем, оберег, который будет сохранять тепло в доме, нести удачу и счастье. Это очень-очень важно, тем более в сегодняшнее сложное время.
— Видел, вы и куколку из соломы сплели…
— Научилась плести куклу и подумала, что неплохо бы, чтобы у меня была дочурка, которой я могла бы эту куклу привезти. Посмотрела, как делаются вышивки, первый раз в жизни попыталась вышивать и поняла, что это очень неплохое занятие для успокоения нервов. Увидела, как работают гончары. Когда на твоих глазах из комка глины выливается кувшин, это что-то непостижимое!
— Старший сын поехал в «Артек», потому что там когда-то отдыхала его мама?
— Для живущей в небольшом городке дочери шахтера и учительницы, пусть даже и круглой отличницы, попасть в «Артек» было немыслимо. Для меня в детстве «Артек» был мечтой, увы, так и не осуществившейся. Хотя в обычном пионерском лагере отдыхала много раз. И мне там очень нравилось — я была очень активным ребенком, поэтому неоднократно становилась председателем отряда. А пионерские костры, зарницы! Правда (смеется), мы всегда были немного голодными. В «Артеке» первый раз удалось побывать только этим летом, когда навещала сына. Поехать в «Артек» было его желанием. Сыну там очень нравится. Говорит, кормят неплохо. В самом деле, там довольно приличные условия.
— Значит, к бабушке в село вас не отправляли? И как доить козу, вы не знаете?
— Я — дитя шахтерского города. Знаю, что такое терриконы и как по ним лазить, чтобы тебя не засыпало. Знаю, что такое вагонетка, в которой мы детьми устраивали «домик», и что такое шахтерский тормозок, который мы выпрашивали возле столовой. Первый раз отец взял меня в шахту, когда мне было шесть лет!
— Сорочинцы еще и место, где нельзя не попробовать национальные блюда. Что из украинской кухни вам нравится больше всего?
— Вареники!
— С чем?
— Со всем. С картошкой, капустой, вишнями…
— Сами-то готовить умеете?
— А как же. У нас семейная традиция — по воскресеньям готовлю сама. Остальные дни домочадцы мне прощают — кушают бабушкину еду. Но по воскресеньям — только я, другого они не воспринимают. Мужу сегодня пообещала, что привезу из Сорочинцев домашнюю колбасу. Он меня только с этим условиям сюда и отпустил. У нас дома вообще есть два любимых блюда — тушенка из мяса дикого кабана, которая готовится, как положено, в печи. И домашняя колбаса. Она обязательно должна быть сделана вручную. Ни одно промышленное производство не позволит добиться такого вкуса.
— Муж, как я понимаю, охотник… Вас на охоту не берет?
— Муж — охотник, но женщины на охоту не допускаются.
— Домашняя колбаса, вареники. Как вам удается оставаться в такой великолепной форме?
— Знаю одну диету, которой придерживаюсь всю жизнь. Она очень простая — нужно не есть. Я все попробую, но если это вареники, то три, а не тридцать, а если пирожки, то один, а не пять. Хотя мысленно (смеется) съедаю все пять!
1715Читайте нас в Facebook