В новой редакции Налогового кодекса нет налога на недвижимость, а ставка налога с доходов физических лиц осталась а прежнем уровне — 15 процентов
Похоже, революция в налоговой системе будет «бархатной»: проект Налогового кодекса, размещенный на портале Верховной Рады, не содержит многих инновационных норм, которые были проанонсированы при его презентации. В частности, в нем нет сведений о налоге на недвижимость, а также не значится дополнительное налогообложение граждан, получающих более 4 тысяч гривен в месяц. А вот снижение ставки налога на прибыль с 25 до 17 процентов и изменение упрощенной системы налогообложения в проекте пока остались
Учитывая то, как быстро меняется текст кодекса, просчитать окончательный вариант этого основополагающего налогового документа не представляется возможным. Тем не менее «ФАКТЫ» рискнули познакомить своих читателей с тем документом, который был подан в Верховную Раду. Отметим, что правительственный проект Налогового кодекса депутаты собираются рассмотреть уже сегодня. Об этом сообщил председатель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов после завершения согласительного совета.
НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Напомним, что во время презентации проекта кодекса министр финансов Федор Ярошенко отметил: налог с доходов физических лиц хоть и остается на уровне 15 процентов, однако вводится дополнительная ставка в размере 17 процентов для наших более обеспеченных сограждан, чей доход превышает 50 минимальных зарплат в год. Если учесть, что с 1 декабря 2010 года минимальная зарплата вырастет до 922 гривен, то на 1 января 2011 года сумма, с которой нужно было бы платить 17 процентов, составила бы 46 тысяч 100 гривен в год, или около 3 тысяч 842 гривен в месяц.
Впрочем, общественность с удивлением не нашла этого положения в законопроекте: ставка остается по-прежнему на уровне 15 процентов. Кроме нее, указаны еще три ставки: 5, 10 и 30 процентов. Две из них существуют и сейчас, это 5 и 30 процентов.
Из нового: ставка 5 процентов будет применяться при налогообложении процентов по текущим или депозитным банковским счетам (в том числе карточным), процентов по вкладам членов кредитных союзов в кредитных союзах. Впрочем, кодекс предполагает начать облагать налогом такие доходы только с 1 января 2013 года. Также данная ставка применяется при налогообложении инвестиционных и других доходов, определенных соответствующими нормами.
Появившаяся в проекте 10-процентная ставка применяется при расчете налога с доходов некоторых работников. К ним, в частности, относятся шахтеры, которые трудятся под землей полный рабочий день, сотрудники государственных военизированных аварийно-спасательных служб и те, кто работает в особо вредных и тяжелых условиях (должности указаны в так называемом списке № 1).
Кроме того, у нас остается ставка налога в размере 30 процентов, которая взимается с выигрышей и призов (кроме государственной денежной лотереи), а также доходов, которые иностранцы получают в нашей стране, за исключением сумм, полученных зарубежными гастролерами.
Кстати, налогообложение гонораров иностранных звезд, полученных ими во время гастролей по Украине, в проекте кодекса описано отдельно: их обязали вносить в украинскую казну 15 процентов заработка, поскольку предприятия, предоставляющие концертные площадки для таких гастролей, приравняют к налоговым агентам.
Еще одно новшество: вместо налогового кредита у нас появится налоговая скидка. Также расширяется перечень расходов, на которые она распространяется. В частности, кроме процентов по ипотеке, благотворительных взносов и помощи, платы за обучение, затрат на пенсионное страхование, на усыновление и лечение бесплодия, в список добавились суммы, потраченные на переоборудование транспортного средства для использования биотоплива вместо бензина.
В проекте закона остались и налоговые льготы: для семей с детьми, чернобыльцев, студентов, аспирантов, учеников, инвалидов и некоторых ветеранов войны.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И НДС
Как и обещано, ставка налога на прибыль снижается с 25 до 20 процентов, а затем ее должны уменьшить до 17 процентов. Но, как выяснилось, не навсегда. В законопроекте указано, что ставка налога на прибыль с 1 января 2012 года применяется в размере 19 процентов, с 1 января 2013 года — 18 процентов, а с 1 января по 31 декабря 2014 года — 17 процентов. Это может означать, что с 2015 года предприятиям снова придется платить 20 процентов с прибыли.
Ставка НДС, несмотря на различные прогнозы, в проекте не изменилась: она осталась на нынешнем уровне — 20 процентов. Зато предусмотрена подача отчетности по этому налогу в электронном виде, что может напомнить нашим сограждан «благодатные» времена НДС-счетов
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Тут тоже намечены определенные перемены. В частности, на едином налоге смогут работать:
- физические лица, которые имеют не более десяти наемных работников (включая членов семей) и чей объем доходов, полученных на протяжении четырех лет, предшествующих переходу на упрощенную систему, не превышает 500 тысяч гривен;
- юридические лица, у которых есть не более 50 наемных работников и чей объем доходов, полученных на протяжении четырех лет, предшествующих переходу на упрощенную систему, не превышает 2 миллионов гривен.
Что означает фраза «на протяжении четырех лет, предшествующих переходу на упрощенную систему» — осталось «за кадром». Возможно, ее будут трактовать как ограничение для новозарегистрированных предприятий и предпринимателей
Перейти на упрощенную систему не смогут те, кто занимается игорным бизнесом, обменом иностранной валюты, производством, импортом, экспортом и оптовой продажей подакцизных товаров, сотовой и мобильной связью, оптовой торговлей, торговлей через интернет, финансовым посредничеством, внешнеэкономической деятельностью и некоторыми другими (по мнению авторов проекта, высокорентабельными) направлениями.
Есть также отдельный пункт, касающийся физических лиц. Платить единый налог не разрешат частным адвокатам, бухгалтерам, аудиторам, рекламистам, кадровикам, коммерческим консультантам, риэлторам и так далее.
Интересно, что для физлиц ставки этого налога не меняются: они по-прежнему зафиксированы на уровне 20-200 гривен. А вот для юридических лиц вместо нынешних двух (6 и 10 процентов — в зависимости от того, является ли фирма плательщиком НДС) остается одна ставка в размере 6 процентов. И при этом, согласно законопроекту, «единоналожники» вообще не являются плательщиками НДС.
Зато в кодексе остались положения о налоговых каникулах. На пять лет — с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года — будет установлена нулевая ставка единого налога для физических лиц, занимающихся предоставлением бытовых услуг, если их годовой доход окажется не более 300 тысяч гривен, и для юридических лиц, у которых объем дохода не превышает 100 тысяч гривен в год.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Если правительство и собиралось ввести налог на роскошь путем дополнительного налогообложения автомобилей стоимостью свыше 50 тысяч евро, то в проекте это никак не отразилось. Единственное, что может хоть как-то претендовать на усиление налоговой нагрузки на богатых людей, — это повышение ставок налога на автомобили с мощным двигателем. В частности, для автомобилей с объемом двигателя от 3501 до 4500 «кубов» транспортный сбор возрастет до 45 гривен за кубический сантиметр, от 4501 до 5500 «кубов» — до 50 гривен, свыше 5550 «кубов» — до 55 гривен. В настоящее время для всех машин с объемом двигателя более 3500 кубических сантиметров действует единая ставка — 40 гривен.
Кроме того, предлагается взимать транспортный налог с владельцев частных самолетов и вертолетов: 20 и 30 копеек за каждый килограмм максимальной взлетной массы соответственно. Более подробно об изменениях транспортного налога вы сможете прочитать в «ФАКТАХ» в субботу.
КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОВ И СБОРОВ СОКРАТИТСЯ С 43 ДО 24
Согласно законопроекту, вместо 29 государственных налогов и сборов у нас останется только 19, а вместо 14 местных — пять. Перечень налогов сократили по разным причинам. Например, три платежа (государственная пошлина, судебный сбор и единый сбор, который вносится в пунктах пропуска через государственную границу) были исключены из кодекса в связи с тем, что по своей экономической сути не являются налоговыми доходами бюджета. Но большинство платежей исчезнут из-за неэффективности: затраты на их взимание превышали получаемые средства. К примеру, это сборы за выдачу ордера, проведение гастролей, право использовать местную символику, право проведения кино и телесъемок, а также сбор с владельцев собак, гербовый сбор, налог на промысел и так далее
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
- Налог на прибыль предприятий;
- налог с доходов физических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный налог;
- налог на транспортные средства;
- экологический налог;
- рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака через территорию Украины;
- рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, которые добываются в Украине;
- плата за пользование недрами;
- плата за землю;
- сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
- сбор за специальное использование воды;
- сбор за специальное использование лесных ресурсов;
- единый налог;
- фиксированный сельскохозяйственный налог;
- сбор за развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (применяется до 31 декабря 2014 года);
- пошлина;
- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;
- сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
- Налог с рекламы;
- сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности;
- сбор за места для парковки транспортных средств (применяется до 31 декабря 2013 года);
- туристический сбор;
- рыночный сбор (применяется до 31 декабря 2013 года).
Читайте нас в Facebook