«Когда пришли мама с папой, мы сказали, что наши игрушки сгорели»
«Дети сидели на дровах возле сарая и наблюдали, как пожарные тушат огонь»
В тот день мать семерых детей Вита Будера отправилась на велосипеде в Червоноармейск (райцентр в Житомирской области), чтобы забрать из школы старших дочерей-двойняшек.
— Танюше с Оксанкой по семь лет, в этом году они пошли в первый класс, — рассказывает 27-летняя Вита Будера. — Мы живем на хуторе в нескольких километрах от райцентра, приходится утром возить девочек в школу, а после занятий забирать их домой. В течение часа успеваю съездить туда и обратно. Младшим детям обычно включала дома телевизор, они смотрели мультфильмы и ждали меня.
Я уже усадила Таню на раму, а Оксану — на багажник велосипеда, чтобы ехать домой, как вдруг зазвонил мобильный и незнакомый голос в трубке прокричал, что… наш дом горит! Заливаясь слезами, старалась скорее крутить педали, но ехать быстро против ветра никак не получалось. По дороге думала только о детях. Пусть будет все, что угодно, лишь бы они были живы! Представляла, что малыши, наверное, сейчас залезли под кровать и ждут помощи… Те 20 минут, что я ехала домой, были самыми долгими в моей жизни.
Возле дома увидела две пожарные машины и карету скорой помощи. В окнах полыхал огонь. Думаю: медиков вызвали, чтобы спасать обожженных детей. А может, их вообще уже нет в живых?! Я ссадила девочек на землю, бросила велосипед и побежала к горящему дому. И вдруг услышала детские голоса: «Мама, мамочка, мы здесь! Иди к нам!» Сначала подумала, что мне чудится. Но малыши спокойно сидели на дровах возле сарая, наблюдая за тем, как пожарные тушат дом. Пятилетняя Диана держала на руках восьмимесячного Володю, четырехлетняя Марина — восьмимесячную Галю, а трехлетний Миша сидел рядом с ними. Все пятеро были живы!
К счастью, дети совершенно не пострадали. И помощь прибывших медиков им не понадобилась.
*Слева направо: Миша, Диана с Володей на руках, Марина — с Галей. Диана призналась, что, когда из телевизора пошел едкий дым, они с Мариной и Мишей сначала спрятались под кровать, но потом поняли: нужно выбираться на улицу
— Малыши были полураздеты — кто в шортиках, кто в колготках, все в тоненьких кофточках, в комнатных тапочках, — вспоминает Вита. — Словом, в чем были дома, в том и оказались на улице. Я всех обняла, заплакала от радости и давай расспрашивать, кто же их спас. По очереди называла имена соседей, но дети отрицательно качали головами. Наконец пятилетняя Диана произнесла: «Мамочка, мы… сами выбрались из дома». Я оторопела. Оказалось, как только дети почувствовали едкий запах дыма, они недолго думая стали спасаться.
Близнецы Володя и Галя спали. Диана взяла на руки братика, Марина — сестричку. Мише девочки скомандовали, чтобы шагал за ними следом. Все вместе вышли на улицу. Оглядевшись, заметили возле сарая аккуратно сложенные дрова и устроились на них. Сидели и… смотрели, как разгорается пожар. Выйти на воздух и вынести малышей они сообразили, а вот позвать на помощь соседей не догадались.
Люди заметили пожар, когда из окон дома уже вылетало пламя. Соседи одновременно позвонили во все службы, а также родителям малышей. Пожарные прибыли практически моментально и успели спасти дом. Однако вся мебель, бытовая техника, вещи сгорели полностью.
— Совсем недавно купили холодильник, телевизор, установили новенькую стенку, — вздыхает Вита. — Все пропало, и главное — детские вещи. У меня голова опухла от мыслей, где нам в одночасье раздобыть столько одежды и обуви. Хорошо, нас приютила моя мама, так что крыша над головой на первое время есть.
«Услышали из кроватки кашель сестрички и вспомнили о малышах»
Старенький домик Марии Зализняк с трудом вмещает всех обитателей.
— Как только узнала о пожаре, тут же прибежала к дочери и забрала всех к себе, — рассказывает 49-летняя Мария Зализняк, мать Виты. — Сейчас в двух крохотных комнатках приходится ютиться мне с 22-летним сыном и семилетней дочерью и большому семейству Виты. Надежды на то, что она с мужем сможет собрать деньги на покупку дома, практически нет. Михаил, супруг Виты, разнорабочий в местном лицее, у него зарплата 900 гривен. Кстати, именно руководство лицея разрешило Мише поселиться в ведомственном доме. Семья жила там шесть лет. В этом году собрали деньги и установили пластиковые окна. Конечно же, все сгорело… В лицее обещают зятю помочь восстановить дом, но сколько это продлится, неизвестно.
У меня газа нет, топим дровами. Одна печка полностью развалилась, другая на ладан дышит. Трогать ее боимся, потому что хата старая, не дай Боже рассыплется вместе с печкой… Я очень благодарна людям, которые, узнав о нашей беде, принесли детскую одежду, обувь, одеяла, несколько кроватей, стулья, столик и даже шкаф. Пусть вся мебель старенькая, но для семьи, которая потеряла буквально все, это огромная помощь…
Пока я беседую со взрослыми, детки играют в комнате. Все веселые, розовощекие. Лица измазаны только что съеденными шоколадными конфетами. В доме чистота и порядок, с плиты доносится запах чего-то вкусного.
— Тебе не тяжело было нести братика? — спрашиваю у девочки.
— Нет, — отвечает Диана. — Когда от телевизора пошел дым, во рту стало очень горько. Мы с Мариной сначала спрятались под кровать и стали наблюдать. Мишка заполз к нам. Потом я сказала, что нужно вылезать и идти на улицу. Пошли к выходу. Но тут услышали кашель сестрички и вспомнили о малышах. Я взяла из кроватки Володю, а Марина — Галю. Миша тоже просился на руки, но мы сказали, что его некуда брать, поэтому придется идти пешком. На улице сели возле сарая и стали ждать маму.
— Но она долго не шла, — подхватывает Марина. — Приехали машины и какие-то дядьки стали поливать наш дом дождем.
— Когда вышли на улицу, почему не позвали на помощь соседей?
— Нужно было подальше отнести малышей, вот мы и устали, — признаются девочки. — Потом пришли мама с папой. Мы сказали, что, наверное, сгорели наши игрушки.
Сотрудники МЧС считают, что источником возгорания стал телевизор.
— Скорее всего, в телевизоре из-за перенапряжения вспыхнул кинескоп, — предполагает начальник Красноармейского районного сектора государственной техногенной безопасности Сергей Довгалюк. — К сожалению, нам стало известно о пожаре не сразу. Огонь успел уничтожить мебель, пол, пластиковые окна. Однако сам дом спасти удалось.
Кума погорельцев Наталья пытается помочь многодетной семье и обращается с просьбой в разные инстанции.
— Глава семьи Михаил постоянно на работе, ему некогда, — объясняет Наталья Метельская. — А Вита слишком скромная, она не станет ни у кого ничего просить. Я вызвалась помочь семье, которая остро нуждается в жилье. Дело в том, что Вите и Михаилу приходится рассчитывать только на помощь меценатов и местную власть. Мизерную зарплату Михаила нужно собирать лет сто, чтобы купить приличное жилье. А пособие, которое семья получает от государства на детей, Вита тратит на продукты и детскую одежду…
В Червоноармейской районной администрации журналиста «ФАКТОВ» заверили, что местная власть делает все возможное, чтобы многодетная семья обрела жилье.
— Мы знаем о проблемах семьи Будера, — говорит заместитель председателя Червоноармейской районной администрации Раиса Тычина. — Это хорошие, работящие люди. Сегодня в сгоревшем доме, который они арендовали, проводится ремонт. Меняем полы, устанавливаем новые окна. Надеемся все работы закончить до первых морозов. В бюджет следующего года планируем внести пункт о выделении денег на приобретение жилья для этой многодетной семьи… Поступок маленьких девочек, которые вынесли из огня братика и сестру, достоин восхищения. Мы просто обязаны сделать все, чтобы эти дети росли в нормальных условиях.
P. S. Желающим оказать посильную помощь многодетной семье сообщаем телефон Виты Будеры: (097) 925-85-53.
1331Читайте нас в Facebook