Наталья Бирюк: «Бокс — это моя профессия. Но в жизни я самая обычная девушка»
Отличное выступление украинских боксеров на чемпионате мира в Азербайджане немного затмило успех наших спортсменок на континентальном первенстве в Нидерландах. А ведь национальная женская сборная не менее достойно представила Украину на очередном чемпионате Европы, который завершился в Роттердаме. «Золото», «серебро» и пять бронзовых наград выиграли украинки на первом крупном международном турнире после включения женского бокса в олимпийскую программу. Подопечные Николая Хаджиогло заняли второе место в общекомандном зачете, уступив лишь россиянкам.
Звания чемпионки Европы в категории до 57 кг добилась Наталья Бирюк. 23-летняя спортсменка, представляющая Клуб бокса «Николаев», была отмечена еще и специальным призом Международной федерации как единственная участница соревнований, одержавшая в одном из своих боев победу нокаутом.
«Жалости к соперницам у меня нет вообще»
«ФАКТЫ» пригласили новоиспеченную чемпионку Европы по боксу Наталью Бирюк побеседовать в редакцию. Увидев Наталью, я не могла удержаться от комплиментов. Ну никак не ожидала, что моя собеседница, которая больше десяти лет занимается различными видами единоборств, окажется настолько миловидной и женственной! С такой яркой внешностью и точеной фигуркой впору делать карьеру в шоу-бизнесе или на модельном подиуме, а не «махать» кулаками на ринге.
*Своим обаянием и красотой Наталья опровергает мнение о том, что женщина, занимающаяся боксом, теряет привлекательность
— Поздравляю с «золотом»! Наташа, это был твой первый чемпионат Европы?
— По боксу — да. Я ведь всего два года назад начала заниматься этим видом спорта. До этого выступала за сборную по тайскому боксу, кикбоксингу.
— Синяк под глазом не удручает?
— Теперь все эти ссадины и синяки не имеют никакого значения, потому что первое место мое. «Золото» ведь не могло достаться легко, правда? Самым тяжелым было настроиться только на победу. Физически отлично была подготовлена. Даже мысли не могла допустить, что проиграю. Ведь прошла тяжелые тренировки. А как трудно было выдержать ограничения в еде и жидкости! Хотя мне надо было совсем немножко сбросить — килограмма два-три.
Давил психологически сам факт того, что вокруг все могут спокойно есть, пить и наслаждаться жизнью. А ты тренируешься-тренируешься, потеешь, мало кушаешь, мало пьешь… В последние недели перед турниром страшную усталость чувствуешь! Зато настоящий кайф — получить заслуженную награду.
— Какой бой был самым тяжелым?
— Финальный. Все-таки я победила с разрывом в один балл — 15:14, плотность боя была высокой. Моя соперница, англичанка, — девушка мощная! Плечи, бицепсы, мужские руки, тело все жилистое. «Ну ничего ж себе, — подумала, увидев ее. — Придется побороться серьезно». Так и вышло. Просто взяла и настроила себя на серьезную борьбу.
— В ходе чемпионата Европы прошло 150 боев, но только тебе удалось нокаутировать соперницу.
— Каждый из нас знает, зачем мы выходим на ринг. Жалеть и гладить там никто друг друга не будет. Чувства жалости к соперницам у меня нет вообще. Могу испытывать лишь уважение, если люди умеют красиво проигрывать, достойно, найти в себе силы подойти поздравить соперницу с победой. Да, уже в первом бою я нокаутировала спортсменку из Армении. Била-била по печени — это не запрещено правилами. И она «вырубилась» уже в первом раунде.
— От болевого шока?
— Конечно. Между прочим, это самый тяжелый нокаут. Когда тебе попадают по голове, то можешь «сжаться», перетерпеть боль. А вот по печени…
— Жестоко!
— Да. Но опять же, правилами это не запрещено.
— А в грудь бить можно?
— Целенаправленно, конечно, нет. Но бывают разные случаи, когда, например, идет обмен ударами. Все может быть. Есть такие спортсменки, которые специально наносят удары в грудную клетку, чтобы сбить дыхание сопернице. Вот поэтому обязательна защита на грудь, ниже пояса — бандаж.
«Какой макияж на ринге — пот ручьем! Да и перед кем красоваться?»
*Наталья Бирюк: «Когда выхожу на ринг, охватывает страшная злость. Но это даже не злость, а просто сильное желание победить»
— Чисто по-женски оцениваете друг друга, когда выходите на ринг?
— Да, я обратила внимание, что среди участниц было очень много симпатичных боксерш. И это очень радует, многие ведь думают, что женщина-боксер непременно должна быть со сломанным носом, страшным лицом и мало похожей на представительницу прекрасной половины человечества.
Хочу разрушить стереотипы, что якобы боксерши тупые, страшные и агрессивные. Мы нормальные женщины. Просто в нашей жизни есть еще и спорт.
Нет, есть, конечно, и мужеподобные спортсменки среди нас. Их тоже можно понять. Они не могут себя реализовать в других видах спорта, приходят в бокс и пашут на износ, чтобы чего-то добиться.
— Участниц соревнований проверяют на принадлежность к женскому полу?
— Нет. Во всяком случае, пока. Наверное, потому, что у судей еще не возникало явных сомнений по поводу пола спортсменки.
— Маникюр можно делать?
— Длинные ногти мешают. Во-первых, трудно просовывать кулак в перчатки — можно до крови ноготь повредить.
— Ну а макияж перед выходом на ринг делаешь?
— Конечно, же нет. Какой макияж? Краска может в глаза попасть. Ведь когда боксируешь, пот просто ручьем льет. Да и перед кем красоваться на ринге?
— Для победительниц чемпионата устроили вечеринку или дискотеку?
— Организаторы сделали шоу-программу прямо по ходу проведения финалов. Зал был забит, хотя билеты стоили около 100 евро. Вокруг ринга стояли столы с едой и спиртными напитками для vip-персон. Запахи обалденные! Жующие-пьющие зрители меня не отвлекали. Все внимание только на соперницу.
Финалы закончились поздно ночью. В гостиницу мы приехали в час ночи. Голодные-е!.. Хорошо еще, что ужин дали. В пять утра у нас уже был автобус в аэропорт.
— Погулять по Роттердаму удалось?
— Перед полуфиналами у нас был день отдыха. Погуляли по городу, шопинг себе устроили. Ну какая женщина может отказаться от распродаж? Накупила курточек, платьев… Хотя и грызла себя: «Ведь не заслужила еще, ничего не выиграла, а уже подарки делаешь».
«После соревнований обязательно беру в самолет коробку шоколадных конфет и кайфую»
— Какой диеты придерживаешься?
— Я страшная сладкоежка. Перед соревнованиями исключаю мучное. Утешаю себя тем, что это не навсегда, а только на определенное время. Есть у меня такая приятная традиция. Когда после соревнований лечу в самолете обратно, в дьютифри обязательно покупаю коробку шоколадных конфет. И посвящаю эту коробочку только себе. Такой кайф! Самое сложное и трудное позади, и ты вволю лопаешь любимые конфеты…
— Почему ушла из тайского бокса?
— В этом виде я дошла до логического конца, тупика. Стала чемпионкой Европы и мира. Все, дальше двигаться некуда. Просто подтверждать свое чемпионство было скучно. Вот и решила попробовать себя в олимпийском боксе. Мой тренер Михаил Лохманчук поддержал меня в этом решении.
Спарринг-бои провожу в основном с ребятами. Бокс — это моя профессия. Но в жизни я обычная девушка. Ребята говорят, что если бы встретили меня на улице, то ни за что бы не подумали, что я боксерша.
— Если обидят, физическую силу применишь?
— В обиду себя точно не дам. Но пока что все конфликтные ситуации решаю мирными переговорами, а не кулаками. Прекрасно понимаю, что могу ударить сильно. Люди не вызывают у меня желания дать в глаз. А вот на ринге я злая. Мне многие наставники говорят на сборах: «Ну ты и злюка!» Да, я злая, но злая в ринге, а это спортивная злость, желание победить.
— Чем займешься после завершения спортивной карьеры?
— У меня в кармане уже несколько дипломов, так что без дела не останусь. Первое образование — юридическое: закончила киевскую Академию МВД. Поступила в магистратуру на заочное отделение. А еще учусь в Николаевском национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова на кафедре олимпийского спорта. Плюс в банке работаю ведущим специалистом. На работе гордятся моими спортивными достижениями.
— Когда же ты тренируешься?
— Утром — первая тренировка, кросс. Бывает, что езжу на полвосьмого на спарринги, чтобы в девять быть уже на работе. В шесть-семь вечера — вторая тренировка. Большой плюс в моей работе, что меня отпускают на сборы и соревнования.
Конечно, нелегко все совмещать. Может, и хотелось бы себя пожалеть, но некогда. Я ведь не маленькая уже девочка. А кто сказал, что в жизни все будет легко и просто?..
С детства была самостоятельным ребенком. В 10 лет записалась в спортивную секцию. «Ну пришла себе девочка маленькая, хай бегает, — говорили. — Сколько там она пробегает? Месяц-два — и перехочет». Ошиблись…
А сколько слез выплакано! Боже, такие обиды были, когда тренер ругает, что плохо получается, а ты терпишь, терпишь, терпишь, а потом идешь в раздевалку, включаешь в душе воду и ревешь белугой.
— Неужели не переживаешь, что лицо может пострадать во время боя?
— Очень переживаю! Но это дополнительный стимул, чтобы научиться хорошо защищаться, не дать себя ударить. Правда, синяков избежать не получается. Но я не комплексую: ну, синяк и синяк. Я же его не у гастронома заработала. Это чисто профессиональная травма.
2562Читайте нас в Facebook