Александр Ефремов: «Социология говорит, что большинство граждан хотели бы голосовать непосредственно за депутата. Поэтому мы не будем отходить от этой нормы»
В Украине уже давно стало традицией менять избирательное законодательство перед каждыми парламентскими выборами. В 1998 году народных депутатов впервые выбирали по новой, смешанной системе, которая дала возможность голосовать не только за конкретного кандидата, как было раньше, но и за политическую партию. В 2006 году страна полностью перешла на пропорциональную систему с трехпроцентным проходным барьером для партий и блоков. Эта система предусматривает голосование за заранее утвержденные партийными вождями списки, в которых жестко зафиксирована последовательность размещения кандидатов. Именно закрытые партийные списки вызывают больше всего нареканий, поскольку гражданам по большому счету предлагается голосовать за котов в мешке.
Логика эволюции избирательного законодательства в стране требует совершенствования пропорциональной системы, в частности, перехода к открытым спискам, когда у людей есть возможность проголосовать не только за ту или иную партию, но и повлиять на порядок расположения кандидатов в списке.
Проходной барьер для партий будет повышен до пяти процентов?
Тем не менее очередные выборы народных депутатов в октябре 2012 года, скорее всего, будут проводиться по смешанной системе. На частичном введении мажоритарных выборов настаивают провластные фракции. В конце прошлой недели Верховная Рада создала временную специальную комиссию по разработке единого согласованного законопроекта о выборах народных депутатов с учетом рекомендаций Венецианской комиссии. При этом спикер парламента Владимир Литвин сообщил, что, согласно договоренностям между фракциями, если до 17 ноября не будет подготовлен совместный документ, Верховная Рада вернется к рассмотрению пяти ранее зарегистрированных проектов. В данном случае шанс быть принятым есть только у новых избирательных правил, предложенных парламентариями от фракций большинства.
Принятый документ предусматривает возвращение к пропорционально-мажоритарной системе: 225 народных депутатов избираются по закрытым партийным спискам, 225 — по мажоритарным округам. Кроме того, проходной барьер для партий повышается с трех до пяти процентов, а право составлять списки кандидатов имеют только партии, формирование блоков на выборах исключается.
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что возвращение к смешанной системе выборов продиктовано выполнением обещаний, данных избирателям. «В ряде европейских стран действует именно смешанное законодательство. И наши избиратели в своем большинстве хотят избирать депутатов непосредственно. При этом в законе о выборах народных депутатов прописано, что кандидаты имеют право самовыдвигаться в мажоритарных округах. В плане демократии закон прописан идеально», — считает Александр Ефремов.
По словам политика, фракция Партии регионов пошла на компромисс, который предлагали представители оппозиции, чтобы «дать соответствующий сигнал нашему обществу и в конечном итоге прийти к тому, чтобы нас уважали за пределами нашего государства». «Мы прекрасно понимаем, что сегодня в зале есть большинство, способное принять существующий законопроект о выборах народных депутатов. Но нам такое решение — через колено — не нужно», — подчеркнул Александр Ефремов, добавив, что вопрос проходного барьера решится в процессе дискуссий, однако от частичного введения мажоритарной системы выборов фракция Партии регионов не собирается отказываться. «Социология говорит, что большинство граждан хотели бы голосовать непосредственно за депутата. Поэтому мы не будем отходить от этой нормы», — сказал Александр Ефремов.
Впрочем, оппозиция и эксперты считают, что новые правила избирательной кампании, призваны помочь Партии регионов сформировать в будущем парламенте большинство прежде всего за счет «мажоритарщиков». «Мы против смешанной системы, ибо очевидно, что половина мандатов будет куплена админресурсом или денежными мешками», — заявил лидер фракции «БЮТ-»Батькiвщина» Иван Кириленко.
В свою очередь вице-спикер парламента Николай Томенко считает, что участие в выборах богатых людей является единственным шансом партии власти обеспечить себе большинство в следующем парламенте. «Их привлечение по принципу беспартийных и независимых позволяет не только сконцентрировать админресурс на поддержку будущих членов Партии регионов, но и решить собственные и партийные финансовые вопросы», — заявил Николай Томенко, отметив, что сегодня уже объявлен конкурс на замещение должности будущего депутата от мажоритарного округа. По его словам, чтобы удостоиться такой чести, необходимо заплатить от двух до семи миллионов долларов.
«Законопроект содержит недостатки, которые могут стоить государству очень дорого — нелегитимности будущего парламента»
Как бы там ни было, но законопроект о выборах, внесенный представителями фракций большинства, содержит ряд неконституционных положений и норм. Советник Президента Марина Ставнийчук заявила, что глава государства ветирует документ, если он будет принят в нынешнем виде. По ее словам, законопроект содержит серьезные недостатки, которые «в следующем году могут стоить государству очень дорого — нелегитимности будущего парламента». В частности, Марина Ставнийчук, сославшись на решение Конституционного суда, назвала неконституционным предоставление кандидатам в депутаты права баллотироваться одновременно по спискам партии и по мажоритарному округу. Кроме того, советник Президента считает не соответствующим Основному Закону положение, согласно которому украинские избиратели, находящиеся за границей, лишаются права голосовать за кандидатов в депутаты по мажоритарным округам. При этом Марина Ставнийчук выразила уверенность, что Украина со временем вернется к «пропорциональной системе на основе открытых региональных списков». По ее словам, именно эта система упоминалась в резолюции ПАСЕ, и на ней уже несколько лет подряд настаивает Венецианская комиссия, а также большинство украинских специалистов в сфере избирательного права.
Много вопросов вызывают у экспертов и другие положения законопроекта о выборах, предложенного парламентским большинством. В частности, по словам председателя Комитета избирателей Украины Александра Черненко, документ содержит норму, позволяющую весьма эффективно бороться с неугодными конкурентами. «Кандидат в депутаты, получивший два предупреждения за какие-либо нарушения, может быть снят с регистрации решением окружной избирательной комиссии. А такие комиссии вряд ли будут сформированы на паритетной основе», — считает он. По мнению Александра Черненко, вызывает опасения и положение, предполагающее упрощенную процедуру голосования на дому: вместо предоставления справки о состоянии здоровья достаточно написать соответствующее заявление.
Что касается повышения проходного барьера с трех до пяти процентов, то, по словам Александра Черненко, эту планку, согласно последним социологическим опросам, на сегодняшний день преодолевают лишь три политические силы: Партия регионов, «Батькiвщина» и «Фронт перемен». «Их суммарный рейтинг составляет 50-55 процентов, а это значит, что при таком высоком проходном барьере не будет учтено мнение половины избирателей страны», — считает эксперт.
«При сохранении же пропорциональной системы, согласно социологическим опросам, оппозиционные партии проведут в Верховную Раду больше народных депутатов. Но при смешанной системе Партия регионов за счет «мажоритарщиков» гарантированно создаст свое большинство в парламенте», — объясняет споры вокруг избирательного законодательства Александр Черненко. По мнению эксперта, смешанная система в украинских реалиях может исказить волеизъявление избирателей и открыть широкие возможности для их подкупа и других манипуляций на выборах.
289Читайте нас в Facebook