«Изможденные люди выхватывали друг у друга пластиковые бутылки с водой и жадно пили» (фото)
В средствах массовой информации уже сообщалось о том, что терпевших в Ионическом море бедствие ливийцев спас экипаж украинской частной яхты. А на днях удалось узнать подробности из первых уст — капитан судна Сергей Белошкуров с экипажем вернулись в родной город Мелитополь (Запорожская область). 54-летний Сергей Белошкуров — профессиональный моряк, прежде ходил в дальние плавания на советских судах. А вернувшись домой, в Мелитополь, увлекся строительством яхт. 27-метровую «Alter ego» Сергей с товарищами построили в 2007 году, и с тех пор летний сезон яхта проводит в теплых краях. В трех пассажирских каютах во время круизов отдыхают судовладелец и его гости.
Но на этот раз по дороге домой на судне оставался только экипаж — девять человек, в том числе две женщины.
«Просто удивительно, как в пятибалльный шторм они держались на этом суденышке, облепив его полностью»
— «Alter ego» — яхта представительского уровня, — рассказывает капитан судна Сергей Белошкуров. — Ежегодно мы совершаем плавание в Средиземное море — Турция, Греция, Франция, Италия, Хорватия. В этот раз следовали из итальянского Неаполя в Севастополь через Ионическое море. Неожиданно впередсмотрящий матрос Александр Семидоцкий заметил сигнал бедствия — горящий красный факел. Причем на экране радара объект не отражался. Мы уже потом поняли, в чем причина. А поначалу постарались подойти к терпящим бедствие на максимально близкое расстояние.
*Капитана яхты «Alter ego» Сергея Белошкурова (слева), инженера Владимира Толмачева и весь украинский экипаж центр «Олимпия-радио» поблагодарил за участие в спасательных работах. ФОТО из альбома Сергея БЕЛОШКУРОВА
— В луче прожектора мы разглядели 10-метровый катер с надувными бортами, рассчитанный на пять-шесть человек, который оказался так плотно закрыт телами находящихся в нем людей, что наш радар его не «видел», — дополняет инженер Владимир Толмачев. — Поначалу нам показалось, что в катере человек 25-30. Но когда их начали эвакуировать и сняли 30, то осталось столько же! Просто удивительно, как они держались на этом суденышке, облепив его полностью. А ведь море штормило — было около пяти баллов.
— Мы попытались выяснить, кто эти люди, — продолжает капитан, — но они только молились и кричали: «Вотер», «Аква»! Предположили, что это беженцы-нелегалы из Ливии. Я сообщил владельцу нашей яхты, тот ответил: принимать терпящих бедствие на борт нежелательно — сложно будет доказать, что мы не способствовали беженцам пересекать границы государств — такие вопросы обычно в компетенции спасательных служб каждой страны. Но я предупредил хозяина яхты: если люди будут тонуть, я всех приму на борт. В таких случаях уже не владелец судна, а капитан решает, как поступать.
Мой старший помощник Игорь Серских немедленно передал сообщение по ультракоротковолновому радио с координатами места ЧП. Откликнулся греческий центр спасения «Олимпия-радио». Проходящим судам был подан сигнал бедствия, однако далеко не все отреагировали на него, некоторые даже отключили свои приборы идентификационной связи! Мы сообщили в центр, что нарушаются условия международной конвенции, и одно из судов в принудительном порядке вернули в зону бедствия.
Греческий центр спасения просил нас отбуксировать катер. При шторме это было очень опасно, тем не менее мы взяли на буксир суденышко с людьми и передали им питьевую воду. Что тут началось! Они же, как мы поняли, уже 10-й день находились в море без еды и воды, потому пластиковые бутылки выхватывали друг у друга из рук и сразу начинали жадно пить…
«Спасенные были практически на грани смерти. Большинство — молодежь и даже маленькие дети»
— А за сутки до этого происшествия я получил по факсу навигационное предупреждение мореплавателям: в районе Ионического моря замечена неуправляемая лодка белого цвета, представляющая опасность для судовождения, — продолжает Сергей Белошкуров. — Но в указанных координатах мы никого не встретили, а обнаружили терпящих бедствие в 100 милях восточнее. Видимо, у них закончился бензин, и катер несло ветром. Лагерь беженцев находится на итальянском острове Лампедуза. Но катер пронесло и мимо Лампедузы, и мимо Сицилии…
— Когда я увидела, в каком состоянии были люди на катере, ужаснулась, — вспоминает супруга Сергея Белошкурова Ирина, выполняющая во время рейса обязанности матроса. — Худые, изможденные, практически на грани смерти. Большинство — молодежь и даже маленькие дети…
— В 4.50 мы взяли лодку на буксир, — говорит капитан. — На прибывшем через пару часов вертолете службы спасения «SAR» изможденных беженцев партиями доставляли на землю.
Впоследствии по сообщениям греческих СМИ я узнал, что одного человека с лодки еще до встречи с нами смыло за борт и двое умерли, а всего было спасено 57 ливийцев! На следующий день мне на спутниковый телефон позвонили из центра «Олимпия-радио» — взяли все наши данные, поблагодарили за участие в спасательных работах.
— Но, видимо, нашу помощь «наверху» отметили, — шутит Владимир Толмачев. — Обычно по дороге домой Черное море встречает нас неприветливо — приходилось иногда дрейфовать до полутора суток. А на этот раз повезло: была отличная погода…
1411
Читайте нас в Facebook