«На моем пенсионном счете, открытом много лет назад в жмеринском отделении крупного банка, вместо 130 тысяч гривен оказалось 70 копеек»
53-летнюю банковскую служащую, подозреваемую в присвоении почти миллиона гривен со счетов вкладчиков жмеринского отделения одного крупного банка, подделке документов и служебном подлоге, разоблачил… ее бывший муж. После развода, когда женщина переехала к новому суженому, прежний супруг обнаружил в квартире банковские документы: договоры о депозитных и других вкладах, выписки из договоров без подписей клиентов банка… Среди бумаг мужчина увидел и свои собственные документы, тоже без подписи. Он почему-то не расписался в получении 800 гривен по банковскому вкладу.
— В банке я попытался выяснить у Надежды, зачем она принесла бумаги домой. Поинтересовался: а вдруг их кто-то ищет? — рассказал Владимир. — Она сердито заявила, что никто ничего не ищет. А я, дескать, получил деньги и, наверное, забыл об этом. В том, что не расписался, сам же и виноват. Почему другие клиенты не поставили своих подписей, не знает. Среди «забывчивых» людей были мои родственники и знакомые. Я заподозрил, что Надежда снимала средства со счетов вкладчиков без их ведома. Сообщил об этом в милицию и руководству банка. И вскоре мои предположения подтвердились. Оказалось, Надежда не только обманывала вкладчиков, отбирая у них деньги, но и нанесла ущерб репутации финучреждения.
«Свой криминальный талант супруга поначалу оттачивала, чистя мои карманы»
Многие клиенты банка, обнаружившие, что с их счетов пропали деньги, были в шоке. Получается, банки «берут» не бандиты в масках, их грабят свои же сотрудники… А ведь Надежде вкладчики доверяли. Некоторые даже полагали, что нет необходимости приходить в финучреждение и интересоваться своим счетом. Мол, там полный порядок. Бывало, клиенты останавливали на улице спешащую на работу служащую банка и, дав ей кругленькую сумму, просили пополнить их депозитный счет. Она не говорила людям, что банковские операции должны производиться лишь в помещении финучреждения. Наоборот, хвалила и бойко рассказывала, как некоторые граждане живут на банковские проценты. Между тем переданные средства не всегда попадали на депозиты. Случалось, люди просили снять деньги со счета, и Надежда объясняла, что, поскольку это длительная и хлопотная процедура, за суммой следует прийти через несколько дней. А пока крутила деньгами, как хотела.
Когда в отношении предприимчивой служащей было возбуждено уголовное дело, она призналась, что действительно распоряжалась деньгами клиентов… по своему усмотрению. Как установили правоохранители, с чужих счетов пропало 819 тысяч гривен. Банк начал выплачивать деньги обманутым гражданам и вскоре отрапортовал, что со всеми рассчитался. Хотя на самом деле это оказалось не так…
— Я настоял при разводе, чтобы Надежда вернула себе девичью фамилию, а мою не позорила! — сокрушается Владимир Скрипка. — А ведь 20 лет мы жили вместе, воспитывали дочь, а двум сыновьям жены от предыдущих браков я старался заменить отца. Видимо, испортили Надежду деньги. Она стала по мужикам бегать. Слышал, одному из них помогла с приобретением ларька, другому какие-то долги решила возместить. А сыновья ее стали разъезжать на дорогущих иномарках. Я же не ощущал, что живу с «миллионершей», наоборот, замечал, что у меня постоянно пропадают деньги. Наверное, свой криминальный талант Надежда поначалу оттачивала, чистя мои карманы. Теперь, может быть, и раскаивается в содеянном. Ведь осталась совсем одна, снимает квартиру, болеет.
— Надя — наша родственница, но это не помешало ей снять деньги с моего депозитного счета, — негодует житель Жмеринки Иван Романович. — Там была кругленькая сумма, а когда пришел ее получать, оказалось, ничего нет. Если бы отдал деньги менялам или сомнительной конторе, знал бы, за что пострадал. А я ведь доверил их банку. Мне так и не вернули 10 тысяч гривен, о возвращении процентов по вкладу никто даже не вспоминает. Наверное, правильно говорят, что надежнее держать деньги в стеклянных банках…
— А мне всю сумму по вкладу возместили, поэтому никаких претензий к банку не имею, — присоединяется к нашему разговору жительница Жмеринки Лидия Борисовна. — Вот только не могу понять: как в финучреждении могла завестись такая ловкая мошенница и почему ее не выявили при проверках и ревизиях? Ведь она занималась темными делишками несколько лет!
Получая достойную зарплату, Николай Александрович не снимал пенсию с банковского счета
Уголовное дело по обвинению банковской служащей было принято к рассмотрению в Жмеринском горрайонном суде. На первом заседании судья констатировал, что по делу собраны все необходимые доказательства для его рассмотрения. А потом возникли проблемы: свидетели путались в показаниях, обнаружилось, что в деле отсутствуют некоторые экспертизы. Потерпевшие попросили отправить уголовное дело на дорасследование и обратились с жалобой в Апелляционный суд Винницкой области. Сейчас дополнительное расследование проводит следователь районного отдела милиции.
В суде были признаны потерпевшими 33 вкладчика — жители Жмеринки и сел района (в это время многим из них были выплачены деньги). Но больше всех пострадал 75-летний Николай Полиц, у которого в банке был открыт пенсионный счет, где накопилось более 130 тысяч гривен. Вот уже год и три месяца Николай Александрович обивает пороги правоохранительных и финансовых учреждений с требованием вернуть ему пенсию, но в ответ слышит одни лишь обещания.
*Николай Александрович недоумевает, почему всем вкладчикам средства со счетов вернули, а ему нет. Говорит, как только получит деньги, сразу передаст их детям и внукам
— Еще в апреле 2004 года я открыл пенсионный вклад в банке, — с грустью рассказывает Николай Александрович. — Время от времени приходил в банк, сверял перечисления на счете. Деньги не снимал, не было такой необходимости. Ведь продолжал работать и получал хорошую зарплату. Ранее был председателем профкома жмеринского предприятия «Экспресс», а теперь тружусь начальником жилищно-эксплуатационной конторы поселка железнодорожников. В общем, нам с женой моей зарплаты и ее пенсии вполне хватало. Пенсионный вклад держал на черный день. Помню, как только там накопилась приличная сумма, Надежда предложила оформить депозит, дескать, проценты будут выше. Я согласился и разместил на депозите часть пенсионных денег.
А в августе прошлого года, когда на здании филиала банка появилось объявление, что он закрывается и вкладчикам необходимо получить свои деньги и закрыть счета, я тут же поспешил в банк. Деньги с депозитного счета снял, причем выдала мне их не кассир, а сама Надежда, обычно занимавшаяся оформлением договоров с клиентами. Помню, открыла сейф и достала оттуда мелкие купюры — по 5, 10 гривен. Я обратил внимание на то, что деньги не подсчитаны, не сложены пачками и не перевязаны бумажными ленточками, как это должно быть. Долго пересчитывал сумму, стоя прямо посреди зала. Как оказалось, специальной комнаты для клиентов, считающих деньги, в банке не было. Надежда еще и улыбалась, дескать, не поместятся в мою папку все купюры. И я ответил на это шуткой, мол, у меня с собой еще авоська есть.
Когда же решил снять деньги и с пенсионного счета, на котором накопилось более 130 тысяч гривен, Надежда попросила прийти на следующий день. По ее просьбе оставил ей банковскую пенсионную книжку, чтобы, как Надежда сказала, в документе сделали необходимые записи.
— И что же случилось на следующий день?
— Захожу утром в банк, а Надежды на рабочем месте нет. Спрашиваю у ее коллег, где она, а те настороженно переглядываются и говорят, что ее отстранили от работы. Я тут же бросился к заведующей филиалом. Объяснил, что хочу снять деньги с пенсионного счета, а банковская пенсионная книжка — у Надежды. Заведующая лишь руками развела: моих документов у нее нет, а вклад без пенсионной книжки выдавать не будут. Потребовал сделать распечатку поступлений средств на расчетный счет, однако мне объяснили, что это невозможно, поскольку банковские компьютеры не работают.
Правда, на следующий день предоставили распечатку — «простыню», на которой можно было проследить за движением средств на счете. Увиденное шокировало. Вместо 130 тысяч гривен там оказалось… 70 копеек! Спрашиваю у сотрудников, что это значит, а они объясняют: поскольку вы снимали деньги, то их нет. Но я не снимал сбережений с этого счета. Присмотрелся — брались немалые суммы, по 5, 10, 20 тысяч гривен. По 4 тысячи гривен было получено дважды за один день, 18 августа 2006 года. Причем тот, кто забирал деньги, еще и расписывался за меня. Невооруженным глазом видно, что подписи подделаны. К тому же я заметил, что в разных местах подписи существенно отличались, очевидно, их ставили разные люди.
Поскольку деньги с пенсионного счета я так и не получил, обратился с письменным заявлением в филиал и потребовал вернуть мне накопившуюся за несколько лет на счете пенсию. Не получив ответ, отправил подобное письмо руководству винницкого центрального отделения банка, а также в Киев, напомнив уважаемым банкирам, что договор был составлен на условиях выдачи вклада по первому требованию клиента и что я больше не намерен терпеть это безобразие. К сожалению, проблему никто не хочет решать. Банкиры признают, что на мое имя был открыт счет в банке, с которого периодически снимались средства, при этом почему-то упоминают совершенно другой номер счета, а не тот, на который мне перечислялись деньги из Пенсионного фонда. Сообщают, что жмеринский филиал банка ликвидирован, а его преемником является отделение в Виннице. Разъясняют, что пока идет следствие, они не вправе делать выводы о виновных лицах и давать правовую оценку ситуации. Я говорю: «Но ведь другим вкладчикам вернули деньги!» А мне многозначительно отвечают: «У вас другая ситуация!» Спрашиваю: «Какая же у меня другая ситуация, если мы все пострадали в результате злоупотреблений одного лица в банке?» Ответа так и не услышал…
«Винницкие банкиры еще и отчитали вкладчиков — дескать, сами виноваты»
— Николай Александрович, на судебные заседания вы ходили?
— Конечно, не пропустил ни одного! В суде вкладчики сильно возмущались. Надежда же в содеянном не раскаялась и прощения у обманутых ею людей не попросила. Еще созналась, что помогала ей в нелегкой «работенке» кассирша банка, они вместе вели черную бухгалтерию и делились похищенными средствами. А кассирша-то проходит по делу свидетельницей!
Именно в суде Надежда призналась, что украла мои пенсионные деньги. И книжку у меня забрала и не отдала. Я обратил на это внимание представителя банка, присутствовавшего на заседании. А он сказал, что эти признания его мало волнуют, ему интересны факты, а согласно им банковские бумаги на выдачу наличности подписаны и денег на счете нет! Вот я и понял, что задача представителя банка — не разобраться в ситуации, а сделать все возможное, чтобы я свои деньги не получил. Удивляет и проведенное межрайонной прокуратурой расследование уголовного дела: даже не была назначена почерковедческая экспертиза, с помощью которой можно было бы установить, кто же расписывался в получении моих денег и, соответственно, забирал их. Такая экспертиза назначена лишь сейчас, после направления дела на дополнительное расследование.
— Что касается утерянной пенсионной книжки, не предлагали вам сотрудники банка выписать ее дубликат?
— Нет. Так это же их главный козырь, что я небрежно относился к пенсионной книжке. В суде я попросил Надежду отдать мне книжку, и она растерянно захлопала ресницами: «А что, девочки вам ее не вернули?» Девочки — это, надо полагать, ее коллеги.
Знаете, если бы банкиры признали свою вину и для начала извинились, вернули хотя бы часть денег и пообещали, что остальную сумму выплатят по окончании судебного разбирательства, я бы, может быть, немного успокоился. В данной же ситуации, наоборот, меня еще и пытаются сделать виновным в случившемся. Так, в Виннице, в центральном отделении банка, услышал от одной из сотрудниц: «Вы, вкладчики, сами виноваты, что появилась неравнодушная к чужим деньгам дама, потому что не контролировали свои счета, слишком ей доверяли, вот она и стала подворовывать». Это же надо такое придумать! Я обратился в суд с гражданским иском против банка, требую вернуть мне задолженность вместе с процентами, а это 152 тысячи 412 гривен. Но рассмотрение гражданского дела приостановлено в связи с тем, что еще не завершено уголовное.
Корреспондент «ФАКТОВ» попыталась выяснить, чем отличается ситуация Николая Александровича от той, в которой оказались другие вкладчики, получившие свои деньги. Выяснилось, что это тайна за семью печатями! В Жмеринском районном отделе милиции, где проводится дополнительное расследование, отказались что-либо комментировать, напомнив, что это может причинить вред следствию. Банкиры же не могут объяснить, почему большинству вкладчиков выплатили деньги, а Николаю Александровичу нет. Из их переписки с пенсионером видно: они уверены лишь в том, что Николаю Полицу необходимо запастись терпением и ждать окончания судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу. Тогда и обещают осуществить выплаты. А вот прокурор Жмеринского района Виталий Грушковский удивился тому, что Николаю Полицу все еще не вернули деньги, а некоторым вкладчикам выплатили лишь часть средств. Он пообещал лично проверить, почему произошло это недоразумение.
P. S. «ФАКТЫ» будут следить за этой историей и обязательно сообщат читателям, чем она окончилась.
1779Читайте нас в Facebook