ПОИСК
Политика

Политолог Владимир Фесенко: «В некоторых регионах будущим кандидатам-мажоритарщикам уже сейчас говорят: «Хочешь зеленый свет на выборах — плати три миллиона долларов, и вопрос решен»

19:01 24 ноября 2011
Фесенко
Александр АРТАЗЕЙ, «ФАКТЫ»

На прошлой неделе парламент принял Закон «О выборах народных депутатов», утвердив смешанную избирательную систему. Таким образом, все желающие поучаствовать в борьбе за депутатский мандат могут потихоньку начинать «окучивать» электорат в округах. Собственно, работа в этом направлении идет полным ходом: создаются штабы, привлекаются политтехнологи, набираются команды, подсчитываются расходы на предвыборную кампанию. А она обещает стать весьма дорогостоящей. По прогнозам экспертов, значительно возрастет стоимость депутатского мандата, полученного как по партийным спискам, так и по мажоритарным округам. И если некоторые парламентарии, как об этом ранее писали отечественные СМИ, носили позолоченный значок народного депутата, то теперь их впору делать платиновыми, потому что только этот благородный металл может соответствовать стоимости мандата его владельца.

Тарас Чорновил: «Будут покупать депутатскую неприкосновенность. Ведь сейчас уже свои своих бьют»

 — Мне рассказывали, что на прошлых парламентских выборах за то, чтобы попасть на проходное место в партийном списке, платили порядка 5 миллионов долларов. Думаю, сейчас цифра будет на полтора-два миллиона больше, — заявил «ФАКТАМ» директор центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. — В связи с этим потенциальные парламентарии уже начали высчитывать, что им выгоднее: партийные списки или «мажоритарка». Преимущество партийного списка в том, что кандидат один раз заплатил и у него уже не болит голова об избирательной кампании — ее проводит партия. Но, думаю, такой комфорт, то есть включение в проходную часть партийного списка, обойдется потенциальному депутату примерно в 7 миллионов долларов.

— В мажоритарных округах хлопот всегда больше…

 — Естественно. Ведь кандидату нужно будет не только потратиться на избирательную кампанию, но и обеспечить себе поддержку местных властей. Предполагаю, что в отдаленных мажоритарных округах бюджет выборов для одного кандидата составит не менее полумиллиона долларов, в центральных — несколько миллионов. До меня дошла информация, что в некоторых регионах желающим баллотироваться по «мажоритарке» уже сейчас «поясняют» ситуацию: «Хочешь зеленый свет на выборах — плати три миллиона долларов, и вопрос о твоем избрании решен».

РЕКЛАМА

— Куда идут деньги кандидатов за включение их в проходную часть партийного списка?

 — Формально они пополняют партийную казну. Но все понимают, что как в отечественном бизнесе, так и в политике, очень сильна роль личности. Как правило, у партий есть «казначеи», которые собирают средства, а затем передают часть денег тем, кто курирует вопрос составления избирательного списка.

РЕКЛАМА

Парламентарии по вполне понятным причинам стараются избегать комментариев по поводу покупки мест в списке или преференций в мажоритарных округах. Впрочем, некоторые из согласившихся прокомментировать этот вопрос, действительно, не исключают возможности покупки/продажи депутатского мандата.

Так, народный депутат Тарас Чорновил сказал «ФАКТАМ»: «Разговоры на эту тему депутаты ведут. А расценки поднимаются потому, что из-за введения смешанной системы мест в партийном списке стало в два раза меньше».

РЕКЛАМА

Отвечая на вопрос, почему кандидаты в депутаты стремятся любой ценой попасть в парламент, Тарас Чорновил сказал: «Они хотят купить депутатскую неприкосновенность. Ведь сейчас уже даже свои своих бьют. А с мандатом, если и будут бить, то все-таки не посадят. Разницу ощущаете? Вторым определяющим моментом является желание быть ближе к власти, иметь надежду попасть в кабинет если не к Президенту, то хотя бы к премьеру, и порешать там какие-то свои вопросы».

Тем не менее народный депутат от Партии регионов Ярослав Сухой категорически отрицает продажу мест в партийном списке, но не исключает возможности спонсирования партии и предвыборной кампании. «Разговоры о покупке мест в партийном списке — домыслы. А вот спонсорская помощь возможна. Это значит, что кандидат, например, подтверждает свою готовность финансировать партийную агитацию на телевидении или изготовление печатной рекламной продукции. Я лично не знаю, чтобы кто-то на выборах наживался и брал у кого-то деньги за место в списке», — сказал парламентарий «ФАКТАМ». Что же касается стоимости избирательной кампании, то Ярослав Сухой заявил: «Я принимал участие в выборах еще по смешанной системе. Баллотировался в мажоритарном округе. На выборы тогда, в 2002 году, потратил 30 тысяч гривен. Сейчас эта сумма вырастет, наверное, до 50 тысяч гривен».

Выборы в мажоритарном округе, где проживает 200 тысяч избирателей, обойдутся кандидату минимум в 300 тысяч долларов

Решив установить реальную стоимость предвыборной кампании, «ФАКТЫ» обратились к политтехнологу. Но, будучи активным участником процесса, эксперт согласился прокомментировать ситуацию только на условиях конфиденциальности. Из беседы с политконсультантом стало понятно, что Ярослав Сухой либо давно не интересовался расценками на проведение выборов, либо просто слукавил…

 — Для проведения избирательной кампании в мажоритарном округе, где проживает, например, 200 тысяч избирателей, нужно потратить не меньше 300 тысяч долларов. И это при условии, что кандидата там хорошо знают, у него незапятнанная репутация и свой, пусть и небольшой, бизнес в регионе. Тогда ему необходимо потратиться только на политическую рекламу, — рассказал политтехнолог. — Но если кандидат решил побороться за мандат не на своей территории, рискнув при этом составить конкуренцию кому-то из местных, ему придется выложить от двух до пяти миллионов долларов. Эти средства пойдут на издание региональной газеты с ежемесячным тиражом в 200 тысяч. Придется также купить или создать свой телеканал. Зачем — объяснять, думаю, излишне. Кроме того, кандидату понадобится маленький заводик, какое-либо другое предприятие. Или он должен будет отремонтировать половину дорог в округе. Ведь избирательная кампания заключается не в том, чтобы потратить деньги на рекламу и политтехнологов. Основные расходы пойдут на решение самых острых социальных проблем, которые есть в округе. А это, как правило, отсутствие рабочих мест, дорог, доступа к услугам медицины и так далее — то есть финансирование процесса убеждения электората в том, что данный кандидат — именно тот человек, который готов о них заботиться и их не бросит. Ведь он уже и завод себе купил в районе, и дом для семьи…

В Киеве минимальными средствами обойтись нельзя. Здесь огромная конкуренция, а значит, нужно будет проводить мощную рекламную кампанию. А это как минимум 30 рекламных билбордов в месяц по 500 долларов каждый. Плюс финансирование работы не менее тысячи активистов- агитаторов — они заберут минимум 30 процентов бюджета. Зарплаты сотрудников избирательного штаба, политтехнологов, консультантов, дизайнеров и прочее съедят от 3 до 12 процентов средств, выделенных на выборы. Ну и немалую часть придется списать на разворовывание.

— Ваши прогнозы: чем грядущая парламентская избирательная кампания будет отличаться от предыдущих?

 — Думаю, будет меньше политических лозунгов. Главными станут самые больные темы: уровень жизни, работа, зарплата, пенсии. То есть чистая «социалка», поскольку все запросы избирателя находятся не в политической, а в экономической и социальной плоскости, — считает политтехнолог.

523

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров