Перед тем, как повеситься, десятилетний Дима сказал: «На этом свете только голуби меня любят и понимают »
«Утром того дня сын собрался в школу, как обычно, — рассказывает «ФАКТАМ» мама погибшего, 37-летняя Ольга Лисичева, жительница села Лиман Татарбунарского района Одесской области. — За ним зашла старшая сестричка, Аленка, и они вместе пошли. Дима еще попросил меня, чтобы я напоила голубей. После ухода детей я направилась к свекрови — она живет неподалеку — шинковать капусту. Домой вернулась где-то в начале третьего. Дверь в хату была открыта, в комнате сложены школьные вещи Димы, рядом — портфель… Я растопила печь, пошла кормить уток и кур. Вспомнила, что сын просил напоить голубей. Поднялась на чердак и в темноте добралась до Диминой голубятни, налила птицам водичку. Когда шла обратно, к лестнице, вдруг обо что-то зацепилась. Пригнулась, всмотрелась… Дима лежит! Я несколько раз его позвала, он молчал. А потом… — женщина начинает рыдать. — Ослабила веревку на его шее. Стала делать искусственное дыхание, растирать грудь».
«Слава Богу, что это случилось не в школе и во внеурочное время», — сказала заведующая районо
— Оля позвонила мне на работу, — вспоминает 43-летний Олег Чумаченко, отец погибшего. — Хозяин (я работаю у частника) быстро привез меня домой. Мы все вместе пытались что-то сделать. Но Дима уже не дышал.
Как позже выяснилось, мальчик сплел удавку из шнурков, которыми завязывают мешки. Веревка получилась не очень-то крепкой и под весом ребенка оборвалась, но его жизнь это не спасло.
После трагедии в село Лиман прибыли правоохранители.
— Приехала милиция, вошли в хату, — вспоминает одна из соседок родителей погибшего мальчика. — Тут же появилось школьное руководство и их начальница из райцентра, заведующая районо. Она поучала коллег, как и что нужно говорить, а кому вообще ничего не рассказывать. Когда у нее спросили, не чувствует ли своей вины в том, что произошло с учеником, ответила: «Слава Богу, что это случилось не в школе и во внеурочное время!»
Оперативно-следственная группа достаточно быстро выяснила: над Димой систематически жестоко издевались старшеклассники, фиксируя это на камеру мобильного телефона. Позже было возбуждено уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».
Правда, и директор Лиманской средней школы Андрей Казанжи, и руководитель Татарбунарского районного отдела образования Ирина Коваль в один голос уверяли, что ничего не знали об издевательствах над мальчиком, толкнувших его на роковой шаг.
— Если бы я знал о подобном, сразу принял бы меры, обратился бы в милицию, — сказал журналистам директор школы Андрей Казанжи. — Такое в учебном заведении недопустимо.
В милиции, однако, не склонны верить в искренность этих слов. Убеждены: информацию скрывали намеренно, не желали выносить сор из избы.
— Не хотели создавать себе проблемы, — считает помощник участкового инспектора милиции Олег Дерен. — Если бы дирекция и учителя раньше сообщили нам о происходящем в школе, ребенок был бы жив.
«Старшеклассники пинали мальчика ногами, заставляли целовать пол в туалете»
— В процессе опроса очевидцев вырисовалась просто жуткая картина, — говорит начальник криминальной милиции по делам детей Татарбунарского районного отдела милиции Елена Симонова. — Практически с первого класса над мальчиком методично издевались, его унижали и избивали старшие по возрасту ученики, превратив, по сути, в общешкольную жертву. Вот только один эпизод: группа старшеклассников насильно завела Диму в туалет. Там велели стать на колени и просить у них прощения. При этом пинали ребенка ногами, чтобы он доставал лицом до земли, целовал пол… Представьте: это происходило в сельском дворовом туалете! Как он выглядит, я знаю, сама оканчивала сельскую школу…
На каждой перемене Диму заставляли выходить на школьную спортплощадку, где над ним также издевались. Он шел туда, как на заклание… Я задавала вопрос детям: почему именно Дима, а не кто-то другой? Отвечали: «Потому что он — из плохой семьи». Не исключено, подобное мнение распространилось еще и потому, что взрослые в школе не пресекали сплетен и даже сами их культивировали.
Директор школы, комментируя тележурналистам ЧП, заявил, что семья погибшего мальчика неблагополучная, мать — вообще нелегальный мигрант, не имеет основания проживать в Украине. Дескать, она находится в бегах, поскольку замешана в убийстве и ее разыскивает милиция.
Мама Димы действительно гражданка Российской Федерации, проживающая на территории Украины. Ее неоднократно привлекали к административной ответственности (в соответствии с действующим законодательством), однако запретить ей жить в нашей стране никто не имеет права. Все данные женщины внесены в базу правоохранительных органов — как отечественных, так и российских. Если бы она находилась в розыске, об этом в милиции давно знали бы.
Семья, в которой рос Дима, не может считаться полностью благополучной. Родители мальчика не чуждаются работы, однако не прочь и употребить спиртное. Но, по словам соседей, никому не досаждают: не воруют, не устраивают скандалов. Олег Чумаченко в 1997 году привел в дом Ольгу с пятилетней Настей — дочерью от предыдущего брака (она уже вышла замуж и живет отдельно). В том же году у супругов родилась Аленка, а в 2001-м — Дима. Бабушка, Лидия Чумаченко, все свои скромные сбережения вложила в покупку домика для молодой семьи — на той же улице, где живет сама. И взяла к себе старшую сестричку Димы Аленку. Так что мальчик жил с родителями один. Рос добрым и трудолюбивым. Но замкнутым: никогда никому не жаловался, все держал в себе.
По словам педагогов, Дима был прилежным и добросовестным учеником. У него было развито логическое мышление, он «щелкал математические задачи, как семечки».
В тот роковой ноябрьский день мальчик получил 10 баллов по чтению, а на урок любимой математики после большой перемены пришел сам не свой. Вывел в тетрадке только: «18 листо….», даже не дописав название месяца. Правоохранители полагают, что именно на той переменке произошло что-то, переполнившее чашу детского терпения. Сейчас эту тетрадь, как и другие вещественные доказательства, передали на экспертизу.
— Знали они в школе все, — вздыхает Лидия Чумаченко, бабушка погибшего. — Помню, недели две назад Дима очень не хотел идти на занятия. Ничего не рассказывал, а просто сказал: «Можно я не пойду туда?» Он скрытный был мальчик. Это сейчас мы уже узнали, что над ним измывались. Брали за ноги и головой в туалетную дыру опускали, били — чтобы он землю целовал и у них прощение просил. За что?!.. Думаю, что и в день смерти над ним в школе крепко поиздевались.
Дима наложил на себя руки на следующий день после того, как ему исполнилось десять лет
— Наблюдая ученика ежедневно, невозможно не заметить, что с ним творится неладное, что он мучается, — считает Елена Симонова. — Ведь не так уж и много учащихся в этой школе — всего 212. И есть штатная должность психолога. В обязанности этого специалиста входит, в частности, диагностирование детей посредством психологических тестов. По их результатам можно увидеть состояние ребенка, определить, кто он — потенциальная жертва либо человек с садистскими наклонностями. Зная, что семья Димы стоит на учете в сельсовете как неблагополучная, психолог обязана была присмотреться к мальчику, уделить больше внимания, побывать у него дома…Но, как выяснилось, она не тестировала Димин класс и вообще с ним не работала.
— Знала об издевательствах над младшим братом его сестра?
— Знала. Ведь этим занимался и ее одноклассник. Он снимал все на мобильный телефон, шантажировал девочку: если не дашь списать, я эту запись «сброшу» на другие мобилки.
Мы опрашивали одного из учеников школы, который тоже растет в сложной семье. Он признался, что и над ним издевались старшеклассники. Набравшись смелости, паренек рассказал маме. Мать пошла в школу и издевательства прекратились. Дима же оказался беззащитен перед обидчиками.
Общаясь с ребятами, удалось выяснить, что в учебном заведении существует целая группа «крутых парней», один из лидеров — старшеклассник по кличке Навозный Жук. Он-то и запугивал Димину сестру Аленку.
Ребята помладше рассказали о том, что кое-кто из учеников обращался к учительнице с просьбой защитить Диму. Она, со слов детей, подозвала мальчика и заявила: «Приведи мне сюда этих негодяев, я с ними разберусь». Интересно: как десятилетний ребенок «приведет» группу старшеклассников?
Дима наложил на себя руки на следующий день после того, как ему исполнилось десять лет. Он родился 17 ноября, сестра Аленка — тоже «ноябрьская». И дома решили устроить общий праздник, отметив день рождения сына чуть позже. Бабушка Лида обещала с пенсии купить торт, конфеты.
Однажды одинокий сельский пенсионер, разводивший у себя голубей, подарил Диме парочку птиц в благодарность за то, что мальчик помогал ему по хозяйству: приносил воду, убирал. Дима их держал вначале в клетке, а затем, отгородив часть чердачного помещения в родительском доме, натянул сетку, вмонтировал кормушки, поилки. Одним словом, сделал голубятню. У него было уже с десяток птиц.
— Димка просто бредил этими голубями, — рассказал один из сверстников мальчика. — Он где-то вычитал, что их начали разводить в древние времена, еще до Киевской Руси. Люди старались поселить голубей поближе к своему жилищу. И самыми удобными для этого местами были чердаки домов. Помню, Дима еще сказал: «На этом свете только голуби меня любят и понимают».
…Говорят, что перед смертью человека тянет на то место, где ему было хорошо. Дима последние минуты жизни провел на чердаке, рядом со своими голубями. Теперь его лучшие друзья осиротели.
47543Читайте нас в Facebook