Виктор Янукович: «Я не помню своих детских дней рождения. Мне их никто не устраивал»
Сегодня у Виктора Януковича — день рождения. Как водится у государственных деятелей высокого ранга, праздновать планируют несколько дней: 9 июля — в Киеве, в узком семейном кругу на даче в Межигорье, а 10-11 июля — в Форосе. Именно в Крыму, в государственной резиденции, известной в народе как «дача Горбачева», соберется отечественный и зарубежный политический бомонд. По информации газеты «Сегодня», только из России ожидается порядка шести самолетов гостей, на одном из которых в Крым может прилететь то ли президент РФ Дмитрий Медведев, то ли премьер-министр Владимир Путин. А может быть, и оба сразу. Представители же украинского политикума, видимо, будут поздравлять юбиляра в Киеве, в здании Администрации на Банковой.
Представители фракции Партии регионов решили преподнести юбиляру серебряный чайный сервиз отечественного производства, а руководители областных администраций Украины — картину. «Регионал» Ян Табачник признался, что презентует главе государства оберег, связанный с христианскими традициями. Кстати, в прошлом году коллеги по фракции подарили Виктору Януковичу старинную икону Георгия Победоносца, а социалист Николай Рудьковский — книги об афонских монастырях.
Впрочем, на торжествах у Виктора Федоровича будут не только политики и бизнесмены. По информации «Комсомольской правды» в Украине», в эти дни в Форос приедут известные артисты украинской и российской эстрады: София Ротару, Верка Сердючка, Тина Кароль, Ирина Билык, Иво Бобул, Екатерина Бужинская, Николай Басков, Филипп Киркоров, Валерия, группа «Дискотека Авария» и многие другие. Режиссером-постановщиком всего юбилейного празднования приглашен Александр Ревзин — бессменный режиссер фестиваля «Новая волна». Так что действо обещает быть запоминающимся.
«Мне было лет семь, когда сказал бабушке: «Вот вырасту, тебя одену, и будешь ходить в самых лучших платьях. А я — в самых лучших костюмах»
Кстати, до последнего времени для самого виновника торжества наиболее памятным был день его 50-летия. В одном из своих интервью «ФАКТАМ» Виктор Федорович вспоминал, что тогда он собрал людей, с которыми учился, работал, жил по соседству. «Тех, с кем, как говорится, жизнь связала, с которыми эта жизнь была прожита», — рассказывал Виктор Федорович. Он признался, что его день рождения всегда связан с определенной проблемой выбора, как отмечать. Ведь в июле в их семье начинается целая череда праздников: 7-го родился брат жены Виктора Януковича Алексей, 10 июля — старший сын Президента Александр, а
16 июля — младший сын Виктор. А вот в детстве у Виктора Федоровича таких проблем не было. Как и самих торжеств по поводу дня рождения.
- Я не помню своих детских дней рождения. Мне их никто не устраивал, — признался однажды нашему изданию Виктор Федорович.
- А когда начали праздновать? Помните? C гостями, с тортом, со свечами?
- В детстве не было такого! Дни рождения стал отмечать в зрелом возрасте, когда уже своя семья была
Виктор Янукович родился в 1950 году в поселке Жуковка, что недалеко от Енакиево Донецкой области. Когда ему было два года, умерла мама, отец ушел в другую семью, а маленький Виктор остался с бабушкой, получавшей 12 рублей пенсии. Как рассказывал Виктор Федорович «ФАКТАМ», его бабушка до войны работала на шахте «Юнком» откатчицей. Во время войны фашисты угнали ее в Германию на работы. А когда вернулась в Украину, то оказалось, что советские войска во время отступления шахту уничтожили. Пропали и документы бабушки, поэтому она не смогла восстановить свой рабочий стаж.
- Когда я подрос и пошел в школу, то стал подрабатывать: огород соседям вскопать, воды из колодца наносить, — вспоминал о своем детстве Президент. — Давали то банку молока, то пяток яиц. А десяток — так это очень много было! В общем, соседи, видя, что мы бедно жили, помогали Одежду мне бабушка всегда покупала на вырост. Если где-то там порвал, то она штопала, латала.
Помню, бабушка рассказывала мне такой случай из нашей с ней жизни. Как-то купила она мне что-то вроде комбинезончика — укороченные брючки на подтяжках. Я, естественно, в обновке побежал на улицу играть. Мне тогда было лет семь. Где-то зацепился и порвал штанину. Пришел домой, бабушка все это увидела, рассердилась на меня и ударила: мол, я копейки складываю, чтобы тебя одеть-обуть, а ты Я на нее посмотрел удивленно Она спросила: «Что ты на меня смотришь? Видишь, что натворил?» Я ей отвечаю: «Ну, ударь меня еще раз». После этого снял комбинезон, открыл печку и бросил обнову в огонь. А потом сказал: «Вот вырасту, тебя одену, и будешь ходить в самых лучших платьях. А я — в самых лучших костюмах! Эти штаны мне все равно не нравились, потому что они были слишком новые. Я буду в старых ходить».
«Когда не было сил и, казалось, выхода нет, говорил с покойной мамой, и она мне эти силы давала»
Свое обещание купить бабушке самые красивые платья Виктор Янукович выполнить не успел — ее не стало, когда внуку было девятнадцать. Президент признался, что бабушка делала для него все, что могла, но ему в детстве очень не хватало тепла, уюта. Всю жизнь, сколько он себя помнит, Виктор Федорович, по его словам, мысленно разговаривал, советовался с мамой. А как-то она даже спасла ему жизнь.
- Люди из нашего поселка ходили на шламоотстойники коксохимзавода — они рядом с хатками были — и заготавливали шлам на зиму, — вспоминал он в своем интервью. — Он с коксующимся углем хорошо горел. С годами отстойники зарастали травой, кустарниками, небольшими деревьями. В том числе и вербами. После того как ил выкапывали, оставались ямы. Со временем они затягивались, наверху образовывалась корочка, а под ней в воронке — почти жидкий ил. И если угодить в эту яму, то без посторонней помощи выбраться практически невозможно, потому что, как на болоте, затягивает.
Однажды в такую яму и я провалился — по пояс. Выбираться попробовал — не получается. Засасывает дальше — по сантиметру, по сантиметру. Я испугался. Кричал, но меня никто не слышал. Плакал, рыдал от отчаяния, но только глубже погружался.
- Сколько лет вам тогда было?
- Закончил первый класс. Когда на поверхности остались только плечи и руки, решил, что все, конец. И стал прощаться с жизнью. Знаете, говорят, перед смертью человек смотрит в небо. Я поднял голову и стал просить прощения у мамы. Говорил вслух Просил, чтобы не обижалась за то, что не смогу сделать все, о чем мечтал, — чтобы она порадовалась за меня
В это время на абсолютно безоблачное небо налетела тучка. Поднялся ветер. Ну ниоткуда! И порывы ветра стали наклонять ко мне ветки вербы. Я схватился за ветку, а она ведь очень тонкая и хрупкая. Стал осторожно подтягивать более крепкую. Получилось! Так потихоньку-потихоньку и выбрался. Пошел на речку, снял одежду Постирал, как мог, разложил ее на солнце. Искупался сам. Когда все подсохло, оделся и пошел на кладбище.
На маминой могиле тогда стоял деревянный памятник, на нем — фотография под стеклом. Раньше так делали. Фотография была уже выгоревшая Я сел возле этого памятника, обнял его и стал маму благодарить. А на кладбище очень много росло сирени. Практически возле каждой могилки. Когда я разговаривал с мамой, подул ветерок — и ветка сирени коснулась меня, как будто погладила по лицу. Я это запомнил на всю жизнь. Было очень много моментов, когда мама меня спасала. Когда уже, казалось, выхода нет и сил нет никаких пережить, я начинал с ней говорить, и она мне эти силы давала О том, что она мой ангел-хранитель, мне сказал отец Зосима, мой духовный отец, которого я встретил при сложных обстоятельствах
Знакомству Виктора Федоровича с его будущим духовным наставником — отцом Зосимой — предшествовали весьма трудные для будущего Президента Украины времена. По признанию самого Виктора Януковича, он был на грани отчаяния. Это произошло в те годы, когда Янукович уже руководил производственным объединением. Местное начальство решило его «уйти»: со всех сторон посыпались анонимки, на предприятии одна за другой пошли проверки, домой стал наведываться партийный и народный контроль А первый секретарь горкома сказал напрямик: «Уезжай из города, жизни тебе здесь не будет»
«В тот день впервые в жизни исповедался. Ни до этой исповеди, ни после никогда так не плакал »
- В какой-то момент меня охватило отчаяние, — вспоминал Виктор Федорович. — Я сел в легковушку и помчался по трассе. Вы ведь знаете, я автоспортом занимался. Выскочил на трассу Донецк-Мариуполь, нажал на педаль газа до полика и ногу не снимал. Доехал в Мариуполе до «Металлурга», это на въезде в город, развернулся и понесся назад, в Донецк. На трассе есть поворот налево. Там стоит указатель «Никольское». Я его проскочил, но потом, не знаю почему, на одном колесе развернулся и поехал на Никольское. Это было в конце дня, уже начало смеркаться.
Когда я подъехал к церкви в Никольском, было еще светло. Поставил машину, стал подниматься по ступенькам, как вдруг услышал сзади голос. Отец Зосима, тамошний священник, немножко «р» не выговаривал, поэтому мягко так произнес (копируя): «Викто(л) Федо(л)ович, вы ко мне?» Я повернулся: стоит человек в рясе, с бородой, оперся о посох, улыбается Очень интересный был, симпатичный человек.
- Он знал вас?
- Мы с ним до этого ни разу не виделись! Но обратился ко мне по имени-отчеству. В тот день я впервые в своей жизни исповедался. Ни до этой исповеди, ни после я никогда так не плакал Отец Зосима меня выслушал, исповедал, а потом мы пошли к нему в келью. Говорили о жизни, обо всем, наверное, до трех ночи.
Отец Зосима мне сказал: «А я вас знаю, потому что мне о вас рассказывали женщины, которые лежали с вашей мамой в больнице и были свидетелями ее смерти. Так что я давно вас знаю. И все о вас могу рассказать. Если у вас еще будет время, вы ко мне приедете, и мы будем дружить, я вам многое расскажу — о том, что было, и о том, что будет».
Отец Зосима тогда меня заинтриговал. Он спросил, крещеный ли я, хожу ли в церковь. Я ответил, что да, крещеный. А в церковь хожу очень редко. Отец Зосима мне говорит: «Вот сегодня похоже на то, что ты пришел к Богу! Впервые. Ты исповедался, был очень близок к Богу. Я видел, что ты говорил правду »
Я собрался уходить и даже попрощался с ним, но на пороге остановился. Отец Зосима говорит: «Вы еще меня хотели спросить о чем-то?» — «Да хотел, но у меня язык не поворачивается» — «Спрашивайте!» — «Отец Зосима, скажите, почему мне так тяжело живется? Я должен понять, почему столько испытаний?» — «Это Бог тебе дал такой крест. Это твой крест. И тебе еще многое в жизни придется пройти, очень много испытаний, но ты должен их преодолеть! У тебя два ангела-хранителя. Один из них — твоя мама, ее нет в живых, но она тебя охраняет »
А еще духовный наставник поведал Виктору Януковичу о том, какие испытания ожидают его в будущем. Сказал, что Виктор Федорович возглавит Донецкую область, станет крупным руководителем, но на этом пути его будут ждать трудные испытания. Тогда Виктор Янукович не поверил словам отца Зосимы, но вспомнил о них в 1997 году, когда таки стал донецким губернатором.
- Виктор Федорович, а отец Зосима предсказывал вам премьерство, участие в президентской гонке?
- Он предупреждал о том, что меня ждут большие испытания, я должен быть к ним готов. Потом в 2004-м я на горе Афон с монахами встречался — как раз во время Олимпийских игр в Греции. И монахи мне повторили слова отца Зосимы.
Мне очень жаль, что отца Зосимы уже нет — он почил в Боге. Царствие ему небесное. Кстати, знаете, что он мне сказал перед смертью? Что перед новым испытанием в моей жизни он подаст мне знак после своей кончины.
- То есть?
- Во время прощания с ним я наклонился к гробу, чтобы поцеловать руку отца Зосимы. И она едва заметно пошевелилась. И я вспомнил его слова
Как известно, после 2004 года Виктор Янукович был в оппозиции, затем около года во второй раз возглавлял Кабинет министров, после снова ушел в оппозицию и в начале 2010 года выиграл президентские выборы.
1275Читайте нас в Facebook