«Полюбуйтесь, как люди возят выручку. Полмиллиона гривен — и без охраны!»
Французы говорят: за каждым поступком мужчины — прекрасным или ужасным — стоит женщина. 29-летняя киевлянка Яна Котова (имена и фамилии участников истории изменены) сумела вовлечь в отчаянное ограбление сразу двоих мужчин. Причем оба до встречи с Котовой были образцовыми семьянинами и примерными гражданами. Но если женщина чего-то хочет… Яна хотела денег, много денег. Она придумала простой до гениальности план ограбления машины, в которой клиент банка перевозил крупную сумму. Казалось, женщина предусмотрела все. Не учла лишь одного: иногда удача поворачивается спиной даже к самым дерзким преступникам.
В своей жизни Яна Котова не работала ни дня. Будучи студенткой, она вышла замуж за крупного предпринимателя и переехала из родительской квартиры на окраине Киева в особняк в элитном пригородном районе Конча-Заспа. Однако красивая жизнь продлилась недолго: через несколько лет бизнесмен нашел себе более послушную жену. В качестве отступных мужчина купил бывшей супруге квартиру в Святошинском районе столицы, подарил две иномарки. Бывший муж регулярно давал деньги на содержание дочери, но Яне их не хватало: женщина привыкла жить на широкую ногу.
В 2008 году Котова взяла в одном из столичных банков кредит на сумму 16 тысяч долларов под залог принадлежащего ей автомобиля «Мерседес». Оформлять кредит ей помогал начальник управления по обслуживанию физических лиц 27-летний Дмитрий Нестеров. Стройная брюнетка с осиной талией буквально обворожила Нестерова. Он лично приносил клиентке кофе, рассказывал ей анекдоты. Когда кредит был оформлен, Нестеров вышел проводить Котову до машины. В это время на стоянку подъехал «Дэу Ланос» темного цвета. Нестерову очень хотелось произвести впечатление на женщину, и он выпалил: «Вот, Яночка, полюбуйтесь, как люди возят деньги в банк. Полмиллиона гривен — и без всякой охраны!» Яна подняла брови: «И часто?» «Трижды в неделю», — ответил Нестеров. Если бы Дмитрий знал, как дорого ему потом обойдется эта фраза!
— В декабре 2008 года Котова на своем новеньком «Мерседесе» попала в ДТП, — рассказывает старший помощник прокурора Днепровского района Киева Артем Довбыщук, поддерживавший в суде государственное обвинение по уголовному делу об ограблении. — Страховая компания зафиксировала конструктивную гибель транспортного средства и отказала Котовой в выплате. По условиям кредитного договора, женщина должна была ежемесячно выплачивать банку 1200 долларов. К началу 2009 года ее долг перед банком возрос до 17 тысяч долларов.
Котова решила, что сейчас самое время обратиться за помощью к Дмитрию Нестерову. В банке она уточнила, когда у Нестерова день рождения. Потом позвонила мужчине, сердечно его поздравила и предложила «при случае встретиться, выпить кофе». За чашкой кофе Яна пожаловалась, что попала в затруднительную ситуацию. Дмитрий посоветовал ей продать разбитый «Мерседес» и частично погасить долг перед банком. Однако как продать автомобиль, если он является залоговой собственностью банка? Эту проблему взял на себя Нестеров. Он нашел покупателей на машину, а затем обратился к знакомому нотариусу. Оформляя продажу, нотариус «не заметил» отметки в техническом паспорте машины. Автомобиль продали за восемь тысяч долларов: три тысячи Котова забрала себе, а остаток внесла в счет погашения задолженности по кредиту.
После удачно провернутой сделки Яна стала любовницей Нестерова. Встречались в ее квартире: будучи женатым, Дмитрий приезжал туда дважды в неделю в рабочее время. Тем временем задолженность по кредиту продолжала расти, а бывший муж Котовой урезал сумму ежемесячного содержания, ссылаясь на кризис. Яне же хотелось и на курорт поехать, и новую шубку купить, и машину (доставшаяся от бывшего мужа «Акура» ее почему-то не устраивала). Все это время у нее не выходила из головы фраза любовника о миллионах, доставляемых в банк без охраны. Котова умело вытягивала из Нестерова нужную ей информацию. Она узнала, что это деньги торгового дома, занимающегося продажей алкогольных напитков и минеральной воды. Раз в несколько дней выручку привозит бухгалтер предприятия. Кроме бухгалтеров и водителя, в машине никого не бывает. Нестеров предположил, что перевозимые деньги могут быть «черным налом». И случись ограбление, дирекция торгового дома вряд ли обратится в милицию.
— В феврале 2010 года Нестеров обмолвился, что дирекция торгового дома заключила с банком договор о перевозке денег под охраной, — продолжает государственный обвинитель Артем Довбыщук. — Договор вступал в силу через неделю. Яна поняла: надо действовать немедленно.
Молодая женщина потребовала от Нестерова информацию о том, когда, на какой машине и по какому маршруту бухгалтер торгового дома будет перевозить выручку в банк. Нестеров категорически отказался. Тогда Котова заявила: «Если ты мне этого не сообщишь, я позвоню твоей жене и расскажу о наших отношениях». У Дмитрия Нестерова хорошая семья: жена-врач, маленькая дочь. Конечно, он испугался и выдал Яне банковскую тайну.
Котова не собиралась участвовать в ограблении лично. Она хотела остаться в стороне, режиссируя преступление, а на роль исполнителя определила еще одного своего любовника — 29-летнего Валерия Яременко. Яна пожаловалась ему: мол, банк берет ее за горло из-за непогашенного кредита. Валерий искренне любил Яну, но помогать материально не мог, поскольку работал простым водителем. Котова уговорила его пойти на ограбление с благой целью: спасти любимую женщину. Убедила, что это совершенно безопасно, и намекнула, что после всего они, наверное, смогут пожениться. Яна сказала, что Валерию понадобится надежный сообщник. Яременко обратился к близкому другу, и тот согласился подстраховать товарища.
Используя свои связи, Котова каким-то образом заполучила удостоверение сотрудника СБУ и вклеила туда фотографию Валерия Яременко. Затем раздобыла электрошокер, проблесковые маячки, которые обычно используют на машинах правоохранителей, и «синие» номера для автомобиля. Заговорщики несколько раз проехались по маршруту, которым обычно следовал автомобиль торгового дома, изучили каждый метр дороги. К радости грабителей, маршрут пролегал через промышленную зону. Значит, случайных свидетелей можно было не опасаться.
Котова настояла, чтобы в день ограбления Валерий Яременко взял микроавтобус «Фольксваген Транспортер», на котором работал водителем, и заменил на нем номера на поддельные. Затем женщина передала любовнику электрошокер и фальшивое удостоверение сотрудника СБУ. По плану Яременко вместе с товарищем должен был провести ограбление. Сама Котова отправилась на Русановку (микрорайон на Левом берегу столицы) к офису торгового дома и стала ждать момента, когда оттуда выедет служебный автомобиль «Дэу Ланос» темно-синего цвета.
В 14 часов Котова позвонила Яременко на мобильный: «Машина выехала. В салоне водитель и две женщины». Валерий вместе с товарищем уже стояли в засаде на улице Панельной, где должен был проезжать автомобиль. Когда мимо них промчался «Дэу Ланос», Яременко обогнал машину и подрезал ее. Товарищ Яременко подошел к водителю и, мельком показав фальшивое удостоверение, попросил предъявить документы. Водитель вышел из машины. Тем временем Валерий Яременко распахнул дверь со стороны пассажирского сиденья и приставил к груди бухгалтера пневматический пистолет: «Давай деньги. Быстро!» Перепуганная до смерти женщина достала кошелек из сумки и протянула грабителю. Яременко прошипел: «Да не эти. Выручку давай!» — и выхватил из рук бухгалтера кулек. Но, заглянув в него, увидел там лишь печать и документы. Тогда Яременко рванул дверь со стороны заднего сиденья, где сидела помощник бухгалтера, и та сама протянула грабителю кулек с деньгами. Валерий крикнул товарищу, отвлекавшему внимание водителя, и оба бросились к микроавтобусу.
Все произошло очень быстро: водитель «Дэу Ланос» даже не понял, что их ограбили. Сотрудницы бухгалтерии объяснили ему, что произошло, и велели ехать за микроавтобусом, почти скрывшимся за поворотом. В тот день удача явно была не на стороне грабителей: за час до нападения началась метель. Падал мокрый снег, на дорогах образовались заторы. «Дэу Ланос» ехал в нескольких метрах позади микроавтобуса, и грабители никак не могли оторваться от преследования. Бухгалтер торгового дома с мобильного телефона позвонила в милицию, сообщила о нападении и продиктовала номера микроавтобуса.
— Перед мостом Патона Яременко с товарищем смогли уйти от погони, — продолжает государственный обвинитель Артем Довбыщук. — Но к тому времени в столице уже был объявлен план «Перехват». И надо же было такому случиться, чтобы на мосту в пробке в соседнем ряду стояла машина… начальника территориального отделения милиции Днепровского района Киева! Он как раз ехал на совещание в министерство. Услышав по рации описание микроавтобуса и его номера, милиционер повернул голову и… увидел тот самый автомобиль. Незадачливых грабителей сходу и задержали, они даже не успели пересчитать деньги. К слову, в пакете было 350 тысяч гривен.
Против Яны Котовой возбудили уголовное дело по факту организации нападения с целью завладения чужим имуществом в особо крупных размерах, против ее любовника Яременко — по факту разбоя, завладения чужим имуществом, самовольного присвоения звания должностного лица, а также кражи официальных документов и печати (пакет с документами торгового дома злоумышленники прихватили с собой). Его товарищу вменяли разбой, однако мужчина не дожил даже до начала суда — в следственном изоляторе у него случился сердечный приступ. Как выяснилось, приятель Валерия Яременко узнал о планирующемся ограблении только в день преступления. «Я уже дал слово товарищу, что выручу его, и отступать было поздно», — пояснил мужчина.
Дмитрию Нестерову было предъявлено обвинение по статье Уголовного кодекса Украины «Умышленное разглашение банковской тайны». Эта статья не предусматривает серьезного наказания. Осужденного могут приговорить к штрафу в размере от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, лишить права работать в банках в течение трех лет или, в самом крайнем случае, лишить свободы на срок до трех лет. Дмитрия уволили из банка, но семью ему удалось сохранить. В 2011 году уголовное дело против Нестерова было закрыто на основании Закона Украины «Об амнистии».
Журналист «ФАКТОВ» позвонила Дмитрию Нестерову: нам хотелось услышать эту историю из первых уст. В трубке повисла тишина, было слышно, как мужчина судорожно сглотнул. Затем он изменившимся голосом произнес: «Я не могу и не хочу об этом вспоминать. Извините» — и отключил телефон.
— В ходе судебного следствия обвиняемые признали вину лишь частично, — говорит Артем Довбыщук. — Котова поясняла, что на ограбление она пошла из-за кредита. Дескать, если банк грабит меня, почему бы не ограбить сам банк или его богатых клиентов? Судья спросила молодую женщину: «За месяц до ограбления вы купили автомобиль марки «Хонда». На какие деньги?» «Это подарок моей бабушки», — ухмыльнулась Котова. Она вела себя нагло, вызывающе. Говорила: мол, за что меня судить? Ведь от ограбления никто не пострадал, деньги фирме вернули.
К началу судебного процесса чувства Валерия Яременко к Яне Котовой явно угасли. Мужчина выглядел морально раздавленным и полностью признавал свою вину. Котова, в свою очередь, охотно давала показания против Яременко. На судебных заседаниях Яна пыталась свернуть все на Дмитрия Нестерова. Дескать, именно он предложил ей поучаствовать в ограблении и хотел получить за это 60 процентов. Представители обвинения и адвокаты пришли к выводу, что Котова бессердечно манипулировала обоими мужчинами.
Поскольку у Яны маленький ребенок, ее адвокат ходатайствовал об изменении меры пресечения. Защита представила суду справку о том, что в следственном изоляторе у Котовой обострилась хроническая болезнь почек. Судья-женщина пожалела подсудимую и отпустила ее на свободу до вынесения приговора.
В конце 2011 года в Днепровском районном суде Киева закончилось слушание этого дела. На оглашение приговора Котова не явилась (ее родители объяснили, что дочь госпитализировали в больницу). Суд приговорил Яну Котову и Валерия Яременко к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Только после вынесения приговора стало известно, что Котова… сбежала. Сейчас ее поиском занимается милиция.
— В связи с побегом Котовой приговор не может быть исполнен, — объясняет заместитель прокурора Днепровского района Киева Роман Волошин. — Мы уже подготовили апелляцию: считаем приговор слишком мягким. В этой истории есть и поучительный момент. Если бы дирекция торгового дома не экономила на охране (деньги перевозили в необорудованной машине, без конвоя и специальных средств защиты), то не было бы и самого преступления. Граждане предприниматели, заботьтесь о безопасности своего бизнеса!
Читайте нас в Facebook