ПОИСК
История современности

Первый в мире воздушный таран, совершенный в небе Львовщины, стоил Петру Нестерову жизни

6:30 1 марта 2012
Петр Нестеров
Разрушенный и полностью разграбленный музей, расположенный в Жовковском районе, к 125-летию со дня рождения легендарного авиатора наконец внесли в государственный реестр исторических памятников Украины

27 февраля многие авиационные училища мира традиционно посвящают часть занятий памяти легендарного летчика Петра Нестерова. С его именем связаны не только первые дальние перелеты, воздушный таран, планирование с выключенным двигателем, первый кинофильм, снятый в воздухе, на просмотр которого в кинотеатры ломились толпы киевлян. Днем мирового триумфа для Нестерова стало 27 августа 1913 года, когда над Сырецким полем возле Святошина в Киеве на самолете «Ньюпор-4» он совершил смертельно опасную, как раньше считалось, «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. За новое слово в пилотаже Киевское общество воздухоплавания наградило Петра Нестерова золотым жетоном. Правда, царские генералы были весьма недовольны этим ошеломляющим успехом и прозвали аса «воздушным хулиганом».

Сделав расчеты, Нестеров пришел к выводу, что во время воздушного тарана собственный самолет можно все-таки сохранить

Пятого августа 1914 года авиаотряд под командованием Петра Нестерова отбыл на фронт. Он базировался на Западной Украине: в Ровно, Дубно, Львовской области.

— 18 августа начала наступление армия генерала Брусилова, а 19 августа — армия генерала Рузского, — рассказывает «ФАКТАМ» руководитель Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак. — Весь авиаотряд Петра Нестерова был задействован для воздушной разведки. Сохранились воспоминания о том, как 7 сентября летчики задержались в штабе и принялись обсуждать результаты разведки. В разговор вмешался генерал-квартирмейстер штаба Бонч-Бруевич. Он заметил, что дальнейшая судьба всего наступления будет во многом зависеть от того, насколько удастся скрыть от австрийцев новое направление движения русских корпусов. Мол, у противника тоже есть авиация, которая действует весьма активно. Особенно беспокоили разведывательные полеты австрийского самолета «Альбатрос», на котором летал опытный пилот. «Полеты эти надо прекратить, чтобы не сорвать планы наступления», — приказал генерал. Петр Нестеров со своего места иронически поинтересовался: «И как вы думаете это сделать, когда на наших самолетах нет никакого оружия, кроме револьвера у летчика?» «Нужно придумать способ атаки!» — отрезал Бонч-Бруевич.

Это был своеобразный вызов, поскольку все летчики русской армии знали, что Нестеров неоднократно высказывался за необходимость вооруженного воздушного боя, но большие военные чиновники отмахивались от его мнения. В конце знаменательной встречи Нестеров в присутствии всех дал честное слово русского офицера, что австриец перестанет летать. На том и разошлись.

РЕКЛАМА

Несколько раз после этого Петр Нестеров обсуждал идею воздушного тарана со своим другом, поручиком Александром Кованько. Сначала они сошлись на том, что это верная гибель, но потом Нестеров сделал расчеты и пришел к выводу, что если ударить колесами по плоскости вражеского самолета на попутном курсе, то собственный самолет можно сохранить. Однако смертельный риск по-прежнему оставался.

Между тем австрийский самолет-разведчик продолжал появляться над позициями русских войск. Стало известно даже, что управляли им лейтенант барон Розенталь с наблюдателем унтер-офицером Малиной.

РЕКЛАМА

На фронте было короткое затишье, и русское командование, чтобы хоть как-то развлечь офицеров, приняло решение устроить бал. Во время него и произошел публичный скандал. В присутствии всех генерал Бонч-Бруевич подозвал к себе Нестерова и принялся в оскорбительном тоне вычитывать штабс-капитана за то, что тот не выполнил слово офицера и не уничтожил австрийского разведчика. Все пояснения авиатора о том, что его невооруженный самолет устарел, что он маломощный и не может выкарабкаться на необходимую высоту, во внимание не принимались. «И это говорит наш герой, исполнитель „мертвой петли“!» — откровенно насмехался генерал над летчиком в присутствии других офицеров и дам.

С бала Нестеров вернулся в свою часть взбешенный. А через пару дней ему доложили, что в воздухе опять появился барон Розенталь. И русский летчик сразу же поднял ему навстречу свой старенький «Моран». Первый в истории авиации воздушный бой состоялся 18 сентября 1914 года — в небе над живописным селом Воля Высоцкая Жовковского района Львовской области. В результате нескольких удачно проведенных маневров Нестерову удалось подняться выше австрийца, а затем протаранить его самолет. Враг был уничтожен, но и Петр Николаевич не уберегся — его «Моран» рухнул на землю. По одной из версий, летчик погиб сразу, по другой — раненого Нестерова добили солдаты русского казачьего патруля во время банального ограбления.

РЕКЛАМА

*Плакат 1914 года, иллюстрирующий подвиг Петра Нестерова, — первый воздушный таран

На похороны и отпевание Петра Нестерова, которые проходили в Великом Никольском соборе, явился практически весь Киев. А к его могиле на Лукьяновском кладбище многие летчики ходят до сих пор. На доме, где Нестеров жил, установили мемориальную доску, в его честь называли улицы и малые планеты, устанавливали памятники, его опыт и идеи осваивали будущие авиаторы во всех государствах.

Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором — подальше от взглядов иностранных туристов

В 1951 году Жовковский район на Львовщине, где погиб знаменитый летчик, переименовали в Нестеровский. В конце 70-х прошлого века командующий Прикарпатским военным округом генерал армии Валентин Варенников принимает решение о создании мемориала Петра Нестерова. Строительство вели солдаты стройбата под надзором политработников ВВС. Это был музей со множеством экспонатов, с его личными вещами летчика. Рядом взметнулась ввысь 45-метровая стела, выполненная в виде знаменитой «мертвой петли», на конце которой установили самолет. Здесь же сделали надпись «От благодарных потомков». Открывали здание в январе 1979 года. На торжества из Горького специальным военным самолетом привезли 70-летнюю дочь летчика — Маргариту. Состоялся парад, в небе пролетели реактивные истребители…

Мемориал получил статус филиала музея Прикарпатского военного округа. Обслуживали его и охраняли солдаты батальона, расположенного в соседнем селе Воля Высоцкая.

В начале 1990-х под предлогом «возвращения исторического названия» Нестеровский район был снова переименован в Жовковский. При этом никого не смутило то, что эти земли некогда принадлежали польскому шляхтичу Жолкевскому, порубившему немало украинских казаков. Батальон был расформирован, охрану убрали. И местные жители начали потихоньку растаскивать музейное имущество: были сняты листы оцинкованного металла, выкопаны вечнозеленые ели, исчезли дорожные плиты, мраморная окантовка, унесены унитазы, двери, рамы, окна, трубы, а что нельзя было отодрать — просто уничтожили. Не осталось даже надписи «От благодарных потомков»! Ни власти Украины, ни власти России не обратили на этот вандализм никакого внимания. Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором — подальше от взглядов иностранных туристов, проезжающих по расположенной рядом международной автотрассе.

*В развалинах музея не сохранилась даже надпись «От благодарных потомков» (фото автора)

— Нельзя сказать, что мемориалом совсем никто не интересовался, — говорит президент благотворительного фонда «Миссия прогресса» Олег Лютиков. — Из Военно-воздушной академии Вооруженных Сил России несколько раз приезжали представители, которые в беседах со мной выражали тревогу по поводу судьбы музея. Но потом визиты прекратились. Наступил такой момент, когда я решил сам заняться этим делом. К нашему удивлению, у музея… не оказалось никаких документов. По заказу нашего фонда предприятие «Укрзападпроектреставрация» изготовило акт технического состояния памятника, паспорт объекта культурного наследия и учетную карточку объекта. А потом с октября 2009 года по конец 2011-го длились обращения в различные инстанции. Мы хотим восстановить музей и превратить его в многофункциональный комплекс международного уровня. Тут будет увековечен подвиг Петра Нестерова и его заслуги перед мировой авиацией, представлена экспозиция по истории авиации, а также размещены материалы о воинах других национальностей и стран, сражавшихся на этих землях во время Первой мировой войны.

Эту идею поддержали Львовская областная государственная администрация и Министерство культуры Украины, к ней проявило интерес Генеральное консульство Российской Федерации во Львове, нашла она понимание и у многих депутатов Жовковского райсовета. Недавно приказом Минкультуры музей был внесен в Государственный реестр памятников Украины местного значения.

— К сожалению, как обычно у нас бывает, средств на экспертизы и ремонтно-восстановительные работы нет, — сетует Олег Лютиков. — В поисках финансирования мы уже обратились к украинским предпринимателям и политикам. Кроме того, я как председатель Русского общества имени Александра Пушкина направил письмо с просьбой о помощи министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Лаврову и министру вооруженных сил России Анатолию Сердюкову. Ответа пока нет.

1710

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров