«За то, что я много работал, против меня возбудили уголовное дело»
В редакцию «ФАКТОВ» позвонили жительницы Симферополя: «Защитите нашего доктора! Гинеколог Виталий Заболотный один из лучших специалистов Крыма, к нему едут женщины со всей Украины. И вот его пытаются уволить, — по сути, ни за что. Ведь это хорошо, когда студентов учит человек, знающий медицину не только в теории, но и на практике. Неужели теперь доктора посадят?!»
«Кому нужен преподаватель, который даже роды не может принять?»
Как оказалось, пациентки Виталия Заболотного и правозащитники уже не первый месяц воюют за своего врача. С тех пор как Заболотным заинтересовалась Служба безопасности Украины, крымская пресса не раз писала о предъявленном ему абсурдном обвинении — работе по совместительству, которая… не запрещена законом. Суть обвинения состоит в том, что он, будучи заведующим кафедрой акушерства и гинекологии Крымского государственного медицинского университета, одновременно работал в клинике.
* «Больница, в которой я консультировал, является базой нашей кафедры, — говорит Виталий Заболотный. — Так почему же я не имел права там работать?!»
— Все началось в сентябре прошлого года, когда я, собираясь на съезд акушеров-гинекологов в Одессу, узнал, что мной интересуются в СБУ, — рассказывает акушер-гинеколог, профессор Виталий Заболотный. — Коллеги сообщили мне, что к ректору пришли сотрудники СБУ с каким-то запросом и изучают мое личное дело, контракт, графики работы… Вернувшись из командировки, я пошел к знакомому прокурору. «Да, тобой действительно интересовались, — сообщил он, выяснив по моей просьбе ситуацию. — Но не переживай, это внутренние проверки, обычная процедура». Я вернулся к работе. Кроме преподавания и консультаций, работал над диссертацией.
Однако вскоре Виталия Александровича вызвал к себе следователь прокуратуры Киевского района Симферополя и вручил ему постановление о возбуждении против него уголовного дела. Врача обвинили в том, что раз в неделю он проводил консультации в больнице, в то время как должен был находиться на своем рабочем месте — на кафедре медицинского университета. И поскольку каждый четверг по нескольку часов он отсутствовал, зарплату, по мнению правоохранителей, профессор-гинеколог получал незаконно. Таким образом, за последние три года, работая в университете и в клинике, он незаконно получил 20 тысяч гривен и тем самым нанес ущерб государству.
— В постановлении написано, что полученную зарплату я «использовал в корыстных целях», — показывает документ Виталий Александрович. — С меня тут же взяли подписку о невыезде. Получив на руки постановление о возбуждении уголовного дела, я начал разбираться. Оказалось, что именно то, что я работаю по совместительству, правоохранители и назвали преступлением. Долго вчитывался в обвинение, показал его юристам. Как такое может быть, если врачебные консультации не запрещены законом? Есть постановление Кабинета министров, в соответствии с которым преподаватель университета имеет право консультировать в клинике до 240 часов в год. Но у меня столько не выходило! Согласно обвинению, я консультировал в клинике каждый четверг с часу дня до пяти часов вечера, то есть четыре часа в неделю (хоть это было не совсем так — все зависело от количества пациентов. Часто хватало и одного часа). Но даже если верить обвинению, в сумме выходит 16 часов в месяц, то есть 192 часа в год, а то и меньше — все-таки каждый год я брал положенный мне отпуск. В университете у меня ненормированный график работы — это подтверждается документами.
Надо сказать, руководитель Виталия Александровича — ректор Крымского медицинского университета — никогда не имел к профессору претензий. По словам проректора Ольги Притулы, которая дала подчиненному прекрасные характеристики, Виталий Александрович отлично справляется со своими обязанностями и нередко даже перерабатывает, допоздна оставаясь на кафедре, — то работает над диссертацией, то по своей инициативе трудится над учебными планами для кафедры.
— К тому же больница, в которой я консультировал, является базой нашей кафедры, — говорит Виталий Заболотный. — В этой клинике я постоянно провожу практические занятия, студенты там проходят практику. По сути, эта клиника является подразделением нашей кафедры. Так почему же я не имел права там работать?! Да и кому нужен преподаватель, который знает только теорию, а на практике даже роды не может принять? У меня есть много знакомых преподавателей из медицинских университетов, в том числе из Киева. Все они параллельно работают в больницах, проводят консультации. А как специалисту повышать свой уровень?
«Ты должен государству 20 тысяч гривен. Можешь заплатить прямо здесь и сейчас — и дело тихонько закроют»
Судя по постановлению о возбуждении уголовного дела, профессора Заболотного действительно обвиняют в том, что вообще-то… разрешено (в частности, постановлением Кабинета министров от 1993 года). Кроме небольшой зарплаты преподавателя, он, работая в клинике, получал «лишние» 550 гривен в месяц.
— Но ведь работал он абсолютно законно, — прокомментировала ситуацию адвокат Виталия Заболотного Ирина Неналтовская. — За свою многолетнюю практику я впервые сталкиваюсь с тем, что правоохранители, упорно игнорируя законодательство, обвиняют человека в преступлении, которого не было. Достаточно почитать закон — постановление Кабмина, руководствуясь которым большинство врачей в нашей стране преподают в университетах, а преподаватели медицинских вузов одновременно работают в клиниках. И в этом нет ничего криминального. Мы уже написали множество жалоб в прокуратуру, но приходят одни отписки.
— Когда расследование началось, знакомые юристы уверяли меня, что дело быстро закроют, — дескать, что расследовать, если преступления нет? — грустно улыбается Виталий Заболотный. — Однако расследование не только продолжили, дело уже передали в суд. Теперь не могу спокойно работать, по городу пошли слухи, что я чуть ли не уголовник. Мои пациенты в шоке, коллеги тем более. Когда в очередной раз пришел в прокуратуру, мне прямо сказали: «Ты ведь должен государству 20 тысяч гривен. Можешь заплатить прямо здесь и сейчас — и дело тихонько закроют». После этого я написал еще не одну жалобу в прокуратуру — никто не отреагировал. Это просто смешно. Получается, за то, что я много работал, против меня возбудили уголовное дело.
— Сейчас дело ушло в суд, поэтому посвятить вас в детали я не могу, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию следователь Симферопольской городской прокуратуры Тимур Рефатович. — Единственное, что могу сказать, — дело в отношении Виталия Заболотного возбуждено на законных основаниях. Да, есть постановление Кабинета министров, которое разрешает в его ситуации работать до 24 часов в день. Но прочитайте его внимательно: там написано, что это возможно, только если руководитель на его основной работе дал согласие. Ректор медицинского университета, где работает профессор Заболотный, подтверждает, что его подчиненный хорошо работает и справляется со своими обязанностями. Только письменного согласия он не давал.
Между тем адвокат Виталия Заболотного Ирина Неналтовская уверена, что и это не может быть причиной для возбуждения уголовного дела. Ведь ректор сам подписывал коллективный трудовой договор и другие документы, в которых было указано, что профессор работает еще и в клинике.
Недавно гинеколога Виталия Заболотного включили в международную группу по разработке методов оказания помощи беременным женщинам. Теперь профессору нужно регулярно ездить в Минздрав Украины. Между тем последние три поездки в Киев уже сорвались. Из-за подписки о невыезде Виталий Александрович не может покидать пределы Крыма.
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что сотрудники СБУ активно заинтересовались деятельностью еще одного сотрудника Крымского государственного медицинского университета — профессора Анатолия Рыбалко (который, кстати, является тестем Виталия Заболотного). Уголовное дело в отношении него пока еще не возбудили. Но запрос на имя ректора по поводу законности получения им заработной платы уже пришел.
2292Читайте нас в Facebook