Вице-спикер Госдумы России Александр Бабаков: «Будущее в сфере безопасности — за организацией договора о коллективной безопасности»
— Александр Михайлович, несколько месяцев назад в Украине начал свою деятельность институт Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В связи с чем, на ваш взгляд, связана активность ОДКБ в стране?
— Организация договора о коллективной безопасности — военно-политический союз, объединяющий большинство стран постсоветского пространства (Россию, Беларусь, Армению, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан). Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц Договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Несмотря на то, что Украина законодательно закрепила за собой статус внеблокового государства, приняв закон о принципах внутренней и внешней политики, в стране продолжается дискуссия вокруг ее геополитического выбора. Повышенный интерес Украины к ОДКБ — обозначение системы координат, в которых может успешно развиваться безопасность страны. Мы в начале большого общего пути.
— Вы считаете, Украине — мирной стране, возле границ которой нет и не предвидится никаких конфликтов, — необходимо прибегнуть к сторонней помощи с целью обеспечения своей безопасности?
— Во всех военно-политических сценариях будущего, например, в натовском масштабном проекте «Multiple Futures Project» или проекте Национального совета по разведке США «Global Trends 2020», Украина присутствует либо как потенциальный плацдарм для продвижения НАТО на Восток и Юг, либо как потенциальный тыл для этих же процессов. Исходя из этого, интенсификация российско-украинских отношений в сфере совместного строительства новой европейской безопасности будет иметь очень важное и обоюдовыгодное значение.
— Зачем Организации договора о коллективной безопасности Украина?
— Во-первых, ускорится выработка новых европейских механизмов достижения консенсуса между странами Договора. У ОДКБ имеется большой опыт эффективного диалога со странами южного региона. Если Украина вместе с Беларусью будут сообща работать на западном направлении обеспечения коллективной безопасности и предлагать свои варианты ее обеспечения в рамках ОДКБ, это позволит сделать стратегию ОДКБ более универсальной.
Во-вторых, учитывая опыт Украины по предотвращению эскалации «оранжевой революции» и преодолению ее последствий, она может внести свой вклад в создание современной идеологической базы для стран — участниц Договора.
Важный и крайне актуальный вопрос — предотвращение расширения наркотрафика за счет Украины. Киргизский сценарий — это возможные последствия для любой страны, втянутой в нелегальный оборот наркотиков. Некоторые выходцы из арабских и азиатских стран, работающие в Украине, имеют отношение к торговле наркотиками. И сама возможность сотрудничества Украины в сфере контроля за незаконным оборотом наркотиков вызывает ожесточенное сопротивление этих кругов. Мы его, несомненно, ощущаем.
— Как и в чем?
— Противодействие бывает явное и скрытое. Те, кому не нравится наша общая борьба с наркокартелями, пытаются противостоять этому, организуя информационные кампании, очерняя как саму идею, так и ее проводников. Но мы готовы к этому. Наша позиция — спокойная и последовательная работа во благо стран — участниц ОДКБ и их союзников — непоколебима.
— Вернемся к ОДКБ. А какая польза Украине от сотрудничества с этим военно-политическим блоком?
— ОДКБ может помочь украинским властям в деле реформирования армии. Консультации специалистов Организации договора о коллективной безопасности могли бы сделать украинскую армию более эффективной, в том числе и для сотрудничества с силами быстрого реагирования ОДКБ — КСОР (коллективными силами оперативного реагирования).
Возможно развитие украинского военно-промышленного комплекса через заказы на взаимовыгодных условиях. Украина создала отличные образцы военной техники, запустить которые в серию и выгодно продать можно только при участии стран ОДКБ. Это высокоточные средства поражения типа «Комбат» и «Стугна». Самолет «Ан-148», станция радиоэлектронной разведки «Кольчуга-М», танк «Оплот», проект нового военного корабля класса «корвет». Радиолокационная станция «Пеликан», системы защиты вертолетов и бронетехники, радары миллиметрового диапазона, конструкция для маскировки объектов «Контраст» и другие изобретения и разработки. Экономика Украины, интегрированная с российским военно-промышленным комплексом, станет более привлекательной для инвесторов.
ОДКБ способно повлиять на развитие военных сил Европейского Союза в рамках своей концепции европейской безопасности, лоббируя участие в них совместного украинско-российского подразделения как части структуры Европейских Сил Быстрого Реагирования.
— Как, на ваш взгляд, можно достичь того, о чем вы говорите?
— Первый этап — это работа в рамках общественной дипломатии, предусматривающая, в частности, активное и подробное информирование СМИ обо всех инициативах ОДКБ в зоне своей ответственности и расширение сферы прямых контактов с людьми. Привлекать к обмену мнениями об участии Украины в новой системе европейской безопасности не только военных и политических экспертов, но и региональных лидеров общественного мнения, представителей общественных организаций России и Украины, взаимно заинтересованных в таком процессе.
Второй этап — интенсификация работы существующей парламентской группы по информированию о деятельности ОДКБ и Украинского представительства Института ОДКБ, создание отчетливой стратегии деятельности этих структур с переносом своей активности в регионы Украины. Мне представляется, что сотрудничество с ОДКБ ускорит становление статус-кво Украины в восточноевропейском регионе и будет способствовать дальнейшему укреплению социально-экономической и политической ситуации в стране, что полностью отвечает интересам не только Украины, но и России, и всех стран — участниц ОДКБ.
— Как отнеслись к вашим предложениям украинские коллегии, которые участвовали в работе конференции?
— Я встретил понимание и поддержку. В частности, координатор межфракционной депутатской группы Верховной Рады по сотрудничеству с ОДКБ, генерал армии Александр Кузьмук предложил создать единую противовоздушную оборону Украины и ОДКБ, так как на двустороннем уровне существуют отношения Украины и с Беларусью, и с Россией в этой области. Украинской стороной было предложено вернуться к идее единого военного образования наших стран, что существенно облегчит подготовку военных кадров Украины и, наконец, заключить аналогичный Хартии сотрудничества Украина-НАТО договор о сотрудничестве с ОДКБ.
— Высказывается мнение, что Россия, пользуясь новыми возможностями, сейчас «скупает на корню» украинскую промышленность. В итоге это может привести к утрате независимости Украины. Так ли это?
— У Украины нет более надежного союзника в деле укрепления ее государственности, чем Россия, сколько бы ни пытались доказать обратное. Подписав Харьковские соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, Россия пошла на значительные финансовые уступки со своей стороны. Но нам нужен сильный партнер не только в области коллективной безопасности, а и в области экономики, гуманитарной сферы. Я убежден, что договоренности между Януковичем и Медведевым существенно улучшат процессы стабилизации в сфере экономики. Произойдет рост продукции украинских предприятий, которые полностью зависят от газа. Они станут более конкурентоспособными на мировых рынках и появится шанс стремительного роста украинской экономики, особенно для экспортных отраслей, в которых Россия заинтересована в первую очередь. К тому же не надо забывать, что настоящая дружба не имеет цены.
— Как вы оцениваете внутреннюю полити-ческую ситуацию в Украине?
— Впервые за долгие годы украинская власть оказалась консолидированной. Ушли в прошлое постоянные скандалы между президентом, премьер-министром и Верховной Радой. Кардинально улучшив отношения с Россией, исправив ошибки предыдущей власти, президент Янукович не испортил их с Европой и США. Запад настолько устал от украинской неразберихи последних лет, что рад появлению стабильного партнера. При этом Украина подтверждает свой статус нейтральной страны. Верховная Рада приняла закон, согласно которому страна отказывается от стремления в НАТО. Правительство стало исправлять образовательные законы, которые нарушали права национальных меньшинств. Теперь ученики могут сдавать тесты на языке, на котором учились — на украинском, русском или польском. Это и есть демократия.
— На ваш взгляд, есть ли будущее у отношений Украины, России и Беларуси?
— Экономическое будущее — за глубокой интеграцией, благодаря которой страны выйдут из замедления темпов роста экономики. Особая роль в этом процессе — у Таможенного союза. Украина пока занимает такую позицию: мол, пока мы не будем вступать в Таможенный союз, поскольку Украина сейчас находится во Всемирной торговой организации (ВТО), а правила торговли в ВТО противоречат правилам торговли в рамках Таможенного союза. Но президент Янукович был на последней встрече Таможенного союза, которая происходила в Казахстане. Из Украины экспорт в 33 страны Европы за январь-май составил 3,68 миллиарда долларов, а в страны Таможенного союза — 4,56 млрд. долларов. Вступление Украины в Таможенный союз более выгодно: там более емкий рынок. Из Европы в Украину за аналогичный период поступило 5,45 миллиарда долларов, а из стран Таможенного союза — 6,84 млрд. долларов. Основное поступление — из России. С Беларусью у Украины паритет в торговом балансе. С Казахстаном вообще профицит торговли. Основной дефицит — с Россией. Украинский бизнес пока опасается конкуренции с Россией. Но эта позиция неправильная. Если Украина вступит в Таможенный союз, она будет больше продавать, увеличатся доходы населения, будет более высоким темп роста ВВП. Дефицит торгового баланса можно компенсировать за счет притока инвестиций по финансовому счету платежного баланса и за счет разработки новых технологий.
А будущее в сфере безопасности — за ОДКБ.
322Читайте нас в Facebook